В 1857 году оружейная индийская селитра вдруг утратила значение (восстание сипаев глубоко вторично), и уже 2 августа 1858 года Ост-индскую компанию прикрыли (Акт о лучшем управлении Индией).
Вопрос, что случилось? А в 1857 году на рынок поступил новый рецепт: дешевая натровая селитра в соединении с поташом превращалась в калийную селитру и пищевую соду.
K2CO3 + NaNO3 = KNO3 + Na2CO3
Чистота полученной химическим путем селитры было в разы выше, нежели индийской, а себестоимость - в те же разы ниже. В том же 1857 году Дюпоны приобрели этот патент, и в Америке появился порох не хуже английского.
Собственно, все страны, располагавшие лесом (для пережигания в поташ) и считавшейся прежде негодной натровой селитрой (в том числе, Россия и Эфиопия), резко подняли свое значение в 1857 году. Спустя несколько лет планета войдет в крупнейшую мировою войну за всю историю.
СЕКРЕТ В КВАДРАТЕ
На то, что «поташная» технология не была широко известна, указывает тот факт, что во время Крымской войны Россия закупала селитру за рубежом через подставную фигуру - будущего археолога Шлимана (и это при колоссальных ресурсах в виде леса и натровой селитры).
Долго не знала этой технологии и Европа. Натровая селитра, привезенная в 1825 году в Гамбург, не нашла покупателей и после длительного ожидания была выброшена в море. Интерес к чилийской селитре возник только в 1842 году, с начала строительства Oficina salitrera - шахтерских поселков.
Мне пока не удалось выяснить, кто владел рецептом с 1842 по 1857 год, но продали его Дюпонам своевременно, - в 1854 году немецкий химик К. Нёльнер изобрел технологию производства калийной селитры, основанную на иной реакции:
KCl + NaNO3 = KNO3 + NaCI
По сути, именно эта реакция и сделала «поташный» рецепт устаревшим, обрушила Ост-индскую компанию и дала ресурсы для первой по-настоящему мировой войны. Однако историкам К. Нёльнер (C. Nöllner) неизвестен. Я нашел только пять его статей за 1841, 1847, 1848, 1849 и 1871 годы («Journal für Praktische Chemie», «Annalen der Chemie und Pharmacie») - ни даты рождения, ни полного имени.
ШТАСФУРТ - СЕРДЦЕ ВОЙНЫ
Ключевой химикат KCl добывали в Staßfurt (Stassfurt), городке в районе Salzlandkreis, в Саксонии-Анхальт, Германия. Центр месторождения - деревушка Leopoldshall, именно здесь с 1890 года находилась резиденция Deutsche Kalisyndikats, владевшего 13 шахтами. Члены синдиката оставались МИРОВЫМИ монополистами вплоть до окончания Первой мировой войны. В 1910 резиденцию перенесли в Берлин, а в 1919 году все производители калийных солей были законодательно присоединены к синдикату, а число сотрудников в 1922 году достигло 48,7 тысяч человек. Так называемые «Офисы Пропаганды» синдиката (Propaganda-Geschäftsstellen) находились в 18 немецких городах, а также в Каире, Кейптауне и Токио.
Синдикат все время позиционируют как поставщика удобрений (впрочем, как и всех производителей оружейной селитры), и кажется логичным, что производство росло и достигло к 1939 году 120 тыс. тонн. Однако верить этой статистике сложно: Брокгауз и Ефрон указывают, что уже в 1895 году производство солей достигло 158 тыс. тонн - на 810 тыс. марок поваренной соли, и на 12,6 млн. марок - калийных солей.
Именно здесь, в шахтах Staßfurt немецкая армия (помимо других «удобрений») хранила 3500 тонн соединений урана. Исследователи не особо развивают эту тему.
ПАРАДОКС ГЛАУБЕРА-ЛЕБЛАНА
(необходимое отступление)
Глауберова соль в виде минерала мирабилит, с хорошо выраженными кристаллами встречается повсеместно: в соляных месторождениях Австрии, Испании, Сицилии; формируется в заливе Кара-Богаз-Гол, есть в Поволжье, на Кавказе, в Закавказье, в Барабинской и Кулундинской степях, в Забайкалье…
Это сильное слабительное, показания при запорах, боли в горле, язвах во рту, гнойных воспалениях, покраснении глаз. Никаких сомнений в том, что народной медицине этот минерал был известен задолго до Глаубера, у меня нет. Собственно, и Глаубер узнал о нем от местного целителя (пусть и называвшем неведомую соль селитрой). Однако сведения о мирабилите впервые опубликованы только в 1845 году.
Ответ, почему так поздно, очевиден: именно в середине XIX века начала вставать на ноги химия солей, щелочей и кислот. Результат: в 1842 году некий аноним начал разрабатывать чилийскую селитру, а в 1845 году была описана и Глауберова соль - не в XVII веке, вслед за открытием Глаубера, а не ранее, чем она стала необходима промышленности.
Официальная история выкручивается, как умеет. Например, пищевую соду, ввозимую из Египта, формально мог получить уже Глаубер: всего-то нужно сплавить глауберову соль, поваренную соль и уголь. Однако запатентовал технологию Никола Леблан - в 1791 году, спустя 165 лет (два цикла Урана) после Глаубера. И производил Никола Леблан 100-120 кг пищевой соды ежедневно (40 тонн в год).
Вопрос, где Леблан брал мирабилит (Глауберову соль) в таком количестве, как-то никем не обсуждается, и понятно, почему: до открытия этого природного минерала наукой (1845 год) должны пройти еще 54 года.
Версия о том, что Леблан получал мирабилит по технологии Глаубера, не годится: серную кислоту из пирита научатся извлекать (по технологии алхимиков XV века) только в 1833 году. Знать об этой технологии Леблан мог, а осуществить в промышленных масштабах - нет.
Осуществить этот способ мог двойник Никола Леблана - тоже Никола Леблан, только не из 1791, а из 1852 года. В обоих случаях получение соды приходится на 3-4-й год после Французской революции, а серии из десятков полных тезок среди революционеров двух революций и генералов двух Наполеонов лишь добавляют колорита. Недаром первый содовый завод, работавший по технологии Леблана, построен в России в 1864 году. Для первого Леблана поздновато, а для второго - как раз.
Итак, основные факты:
1. Мирабилит (Глауберова соль) описан в1845 году
2. Мирабилит (Глауберова соль) лег в основу получения соды в 1852 году
3. Мирабилит (Глауберова соль) используется в России с 1864 года
И в это же время, (после 1861 года) Глауберову соль химическим путем получат технологи Штасфуртского калийного синдиката.
Вот она, эпоха Глауберовой соли.
(продолжение следует)