Соль - деньгиОт соли произошло название ряда ключевых монет: в Италии «сольди»; во Франции «солид»; французское слово «салер» - «жалованье». Соль по-древнегермански называлась «галль», откуда произошло название немецкой монеты - галлер или геллер. Монеты в Каракоруме и в Эфиопии делались из самой настоящей соли. В тексте по ссылке масса примеров отовсюду.
СОЛЬ В КАЧЕСТВЕ ДЕНЕГ
Себестоимость добычи, развеса и фасовки соли в десятки раз ниже ее потребительской ценности, и это сразу же создает прибавочную стоимость, а вслед за ней и капитал - еще в первобытном обществе. Причем, добывали соль сотни людей, а потребляли - на селе - сотни тысяч. Неограниченный рынок сбыта при ограниченном числе держателей соли - очень мощное условие для концентрации власти.
МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ МОНЕТА КАК СОЛЯНОЙ ТОКЕН
Сам тот факт, что названия монет - производные от слова "соль", указывает на то, что эти монеты, на деле, - токены, за которыми стоит соляное обеспечение. Монета не раскрошится и не растает в кармане при переправе, но главное, у нее есть номинал, и за одной монетой может стоять как 1 мешочек соли, так и 8 или 64, а то и 216. Это крайне удобно для накопления.Понятно, что себестоимость изготовления монеты не должна превышать указанного на ней номинала, однако разброс номиналов очень велик, и разница между себестоимостью изготовления монеты-токена и ее номиналом в среднем была довольно велика, причем сразу велика. И, если рассматривать токен как товар, то здесь возникает новый слой прибавочной стоимости, а вслед за ней - и капитала.
ТРОЙНАЯ ПИРАМИДА
Итак, себестоимость добычи соли в десятки раз ниже ее потребительской ценности.
Себестоимость изготовления токена, в среднем, в десятки раз ниже его номинала.
И третье: кладовщики должны очень быстро столкнуться с тем фактом, что токены становятся средством обмена и накопления и к финальной оплате солью очень долго не предъявляются. И, чем больше начеканено сверхдешевых токенов, тем охотнее их пускают в оборот или откладывают в чулок на черный день. Должна была сложиться ситуация, в которой сотни солдат-ветеранов ежегодно покупают себе сотни реальных домов за тысячи токенов, за которыми, на деле, не стоит и сотой части реальной соли. И это всех устраивает.