Пост важный, принципиальный. Внизу будут даты.
В какой-то момент страны начали отменять внутренние таможни, и это все пишут правильно, но сильно неполно.
Внутренние таможни это дополнительные налоги в бюджет, прежде всего, в местный бюджет. Почему именно местный?
Отчасти это наследие феодальной раздробленности (ликвидированной, видимо, не так давно), но есть и еще кое-что.
До железных дорог империи сильно фрагментированы на регионы с разными речными транспортными системами. Любой переволок это расходы. Любые переброски монеты это и риск, и опять-таки расходы. Ломоносов получил в день зарплаты две подводы медной монеты, а если речь о губернии? Взаимозачет проще. Поэтому лишний раз монету не перебрасывают, а внутренние таможни - ровно то, что надо, - самый обычный дополнительный налог.
ПРОБЛЕМЫ С ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕЙ
При пересечении нескольких внутренних границ себестоимость товара каждый раз возрастает и при подъезде к госгранице товар теряет ценовую привлекательность. Вот есть у тебя в Киргизии ртуть, но, пока довезешь до Германии, этот прекрасный товар подорожает вдвое-втрое, и немцы купят ртуть у испанцев. А ртути много, можно было бы перебить рынки всем...
Убрать внутренние пошлины? А на что содержать региональные структуры?
Второе: в Европе система преимущественно не монетная, а токенная. Токен это долговая расписка, отчеканенная в металле. На внутренних рынках этого хватает за глаза. Но в Германии токены с Урала доверия не вызовут, - взыскать сложно. Да, можно договориться о перевложении токенов в натуральный эквивалент, например, в соль, но это будет потеря при повторной перепродаже.
И вот вводят в качестве эквивалента серебро, и токен теперь в точности равен по весу стоимости товара. То есть, токен уже стал монетой. Это резко ускоряет все торговые процессы, но государства впервые сталкиваются с тем, что внутренняя торговля чужой серебряной валюты не дает. Синхронно из-за внутренних таможенных пошлин товар дорожает, и в результате международного эквивалента у правительства нет. Оно не может купить вовне ни оружия, ни кораблей.
Встает вопрос об отмене внутренних пошлин, чтобы товары со всех окраин быстрее текли вовне и возвращались в виде серебряной монеты. И внутренние таможни отменяют. И снова проблема. У столицы нет квалифицированных чиновников, способных выехать на внешние рубежи и проконтролировать главный процесс: взятие таможенных пошлин. На местах специалисты есть - местные. Кто-то работает на польского наместника, кто-то - на украинского, кто-то на грузинского князя. И таможню по внешнему периметру отдают в откуп местным, - просто чтобы бюджет не прогорел. Нельзя в такой ситуации бюджетом рисковать.
Есть еще одна причина для такого решения. До отмены внутренних таможенных границ местным доверять можно. Они сами заинтересованы в корректном учете, им с этого и кормиться потом. Но когда через их границы потекут товары со всех чужих концов, появляется соблазн пропустить процентов 20-40 мимо кассы. Именно поэтому вводят откуп: получил расчетную сумму от откупщика и, уже не волнуясь за будущее, тихонечко наблюдай за процессом через агентуру.
Проходит 5-6 лет, и становятся ясны общие размеры реальных доходов. Их можно вычислить даже по возросшим тратам жен наместников. Появилась на балу в новом колье, смело накручивай 5-6 % сверху. Но применяли и научные методы, есть фамилии ревизоров. И через 5-6 лет откуп отменяют, а всех местных уже достаточно опытных таможенников оптом принимают на госслужбу, и не отказывается никто.
Теперь приведу ряд датированных событий со своими пояснениями.
1834 взлет разновидностей токенов. Монета еще не рулит, но уже ясно, что надо идти к серебряному эквиваленту
1838 Дрезденская монетная конвенция об одинаковом содержании серебра в монете
1844 Золотой стандарт в Англии
Именно с этого момента внешняя торговля становится заметно интереснее внутренней
1850 Удаление внутренних таможен в Австрии - с Венгрией и в России - с Польшей
Даты официальные.
Думаю, Австрия хочет торговать с Османами и Украиной, а Россия - с Германией и Австрией
1854 в Австро-Венгрии таможенные сборы "в залоге у венских банкиров-евреев" (К. Маркс. Банкротство Австрии). Верю ли я этому? А не в этом дело. Просто кто-то "из своих, из блатных" взял все таможенные сборы в откуп, а сразу отдать фиксированную откупную сумму не с чего. Деньги взял у банкиров, а поручился сборами. И вот, судя по схеме, вся основная маржа здесь в леваке - в том, что будет пущено мимо кассы: сама-то гос.граница и опытные таможенные кадры в руках у откупщика, а не у банкиров.
Неглупый мужик... сколько бы он ни пустил мимо кассы, он столкнет лбами правительство и банкиров, а сам останется чист. Судя по глухому молчанию о дальнейшей судьбе залога и всей этой ситуации, там есть, о чем молчать.
1758-1762 в России таможенные сборы в откупе у Никиты Шемякина и его 14 товарищей.
Сразу скажу, для этой эпохи характерен сдвиг в 94 года (это 6-летний шаблон). Ну, или придется поверить, что Никита Шемякин обскакал всю австрийскую экономику на 94 года, при том что в даже 1787 г. из 76 купцов, торговавших при Санкт-Петербургском порте, только трое были русскими. Перед нами патриотический фейк, австрийцы то же самое со своей историей проделали.
То есть, на деле, это 1852-1856 годы. В Австро-Венгрии, как мы помним, - 1854. Тот же период.
И в том же 1854 году у Российской империи, и у Австро-Венгрии внезпапно появились проблемы с обеспечением бумажных ден.знаков драгметаллами. И это ОЧЕНЬ хорошо. Это резко взлетел оборот, и пришлось вбрасывать деньги, не особо считаясь с тем, что они пока еще не обеспечены. Через годик-другой все нормализуется, а главное, правительства поймут, что плавающий курс - золотое дно.
А теперь вернемся к заголовку.
Токенная система и внутренние таможни - два сапога пара. Токен - первая возможность учесть движение частного товара государством. Государство и само опирается на токены - от армейских до налоговых. И экспансия токенов отражает становление внутренних рынков.
Монета с фиксированным содержанием драгметалла (или обеспеченная им банкнота) - пара для единой таможни, поскольку нацелена на операции за пределами внешних границ, там, где нужен единый мировой эквивалент.
И оба этих утверждения вместе позволяют лучше понимать, что из вторичных исторических деталей как датировать.
***
ДОПОЛНЕНИЕ
До возникновения монеты внешней торговли в нашем понимании практически нет, даже если товар везут из Индии в Испанию. Есть переброска из своего испанского форта в Индии в провинцию Гранада с помощью токенов, и это внутренний рынок. Нет задачи торговать с внешним миром, есть задача насытить свой внутренний рынок и укрепить позиции национальной власти внутри страны.
Лозунг "Все флаги в гости будут к нам" достаточно поздний и для феодальных времен не особо актуальный. С иностранцем торгуют, если он по соседству, и переброска товаров недорога. Более того, торгует с иностранцем провинция, а не вся страна, потому что из-за внутренних таможен переброска из Америки может оказаться дешевле, чем дальнейшая переброска в горные провинции собственной страны. Феодальная раздробленность отражает не столько политическую самостоятельность провинций, сколько логистическую ситуацию.