Интересное у нас государство. С одной стороны, мы постоянно кричим, что его у нас слишком много. То есть слишком много решает власть (то есть система органов государственного управления) и слишком мало влияния на нашу жизнь оказывает так называемое гражданское общество (система неформальных объединений граждан, не относящихся к системе государственного управления). С другой, оказывается, что в некоторых ключевых вопросах его (государства) просто катастрофически мало. Одним из таких проявлений недостатка государства является пример Банка России или Центрального Банка Российской Федерации.
Явление это надо сказать совершенно уникальное. Не знаю, кто именно был творцом закона о ЦБ, принятого в 2002 г., но он просто гениален. Ему удалось сотворить настоящего «сферического коня в вакууме». Не верите? Давайте разберемся. А заодно, возможно, поймем, что до настоящего момента Россия обладает исключительно условным понятием «суверенитет». При этом я не собираюсь никого пугать или утверждать, что «фсёпропала» и наш Банк России принадлежит ФРС США. Это чушь. Все гораздо интереснее. Согласно Закона о ЦБ он вообще не понятно кому принадлежит.
Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Статья просто уникальна. С одной стороны, всем надо немедленно успокоиться, никакие «уши ФРС» не торчат. ЦБ - федеральная собственность, включая все его основные средства и Уставный капитал в размере аж 3 миллиардов рублей. Чтобы было понятно курс доллара в июле 2002 г. (на момент принятия закона) составлял примерно 31.5 руб/доллар. То есть право выпуска национальной валюты доверено банку с Уставным капиталом менее 100 миллионов долларов. Но это полбеды. Беда в том, что такое Федеральная собственность. Особенно учитывая последующую фразу в этой статье - Банк не отвечает по обязательствам государства, а государство по обязательствам Банка.
Забудем на секунду про ЦБ и посмотрим на государство, как на акционерное общество (с точки зрения органов управления). В таковом есть Общее Собрание акционеров (как высший законодательный орган). В нашем случае это весь народ, изъявляющий свою волю либо через референдум, либо через всеобщие выборы федеральных органов власти.
Поскольку постоянно собирать Общее Собрание акционеров дело хлопотное и дорогостоящее, то для оперативного решения частных законодательных вопросов в Обществе есть Наблюдательный Совет, который вершит корпоративное законотворчество от лица всех акционеров, а заодно следит, чтобы Исполнительные органы власти это законодательство не нарушали. В нашем случае эту роль исполняет Парламент. Далее прямая аналогия начинает несколько рушиться (что связано с тем, что в современной России Президент оказался за рамками Исполнительной власти), но пусть Президент и его Администрация будут выступать в роли Совета Директоров, а Правительство в роли Правления Общества. Если посмотреть на любой стандартный Устав акционерного Общества, то нетрудно заметить, что практически все вопросы внутренней жизнедеятельности общества и его контактов с окружающим миром так или иначе относятся к компетенции одного из перечисленных органов управления. Таким образом, если бы ЦБ был бы государственной собственностью федерального подчинения, то всей его деятельностью и ее результатами (прибылью), а также всеми активами ЦБ должен был бы распоряжаться Президент, Председатель Правительства или Дума. Но ничего подобного нет. Более того, пусть вас не смущают слова «федеральная собственность». Нигде больше в отношении какого-либо объекта государства вы эту формулировку не увидите. Везде будет «федеральная государственная собственность». А тут вроде бы и «федеральная», но не «государственная», что для особо непонятливых еще раз подчеркнуто той самой фразой насчет взаимных обязательств.
Итак, мы разобрались с тем, что ЦБ не имеет отношения к органам государственного управления. Точнее имеет в части назначения членов Национального Банковского Совета и Членов Совета Директоров. Но и здесь присутствует некоторая издевка. Назначить можно, снять нельзя.
Статья 14.…Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях:
- истечения срока полномочий;
- невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
- подачи личного заявления об отставке;
- совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
- нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.
Вообще по поводу назначения и освобождения членов Национального Банковского Совета и Совета Директоров ЦБ, а также их подотчетности Государственной Думе и прочим органам написано много, но все это выглядит скорее издевательством, чем реальными полномочиями. Не удивительно, что за прошедшие 12 лет Путину, несмотря на две предпринятые попытки (2000 и 2004 в моменты переутверждения Председателя ЦБ, в 2008 рисковать не стал), так и не удалось поставить ЦБ под свой контроль.
Однако, вернемся к рассмотрению вопросов собственности с точки зрения формальной логики. Может быть, ЦБ не принадлежит государству через органы управления, но принадлежит непосредственно народу Российской Федерации? Увы. Если бы это было так, то и механизмы управления ЦБ со стороны народа были бы прописаны хоть в каком-то виде. А так получается, что ЦБ «вроде как» собственность народа, но все его контакты через органы государственного управления, однако, эти самые органы над ним не властны. Более того, скорее мы имеем несколько обратную ситуацию. Это ЦБ имеет по отношению к любым органам исполнительной и законодательной власти РФ огромные рычаги по лоббированию своих интересов. Представьте себе, чего может стоить инсайдерская информация по завтрашним или перспективным курсам валют? А сколько может стоить поддержка или, напротив, недовольство ЦБ тем или иным коммерческим банком?
Еще любопытнее выглядит другая статья указанного закона:
Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
То есть всего несколько строк в Законе оставляют Россию без одного из самых серьезных инструментов государственного регулирования экономики - без денежной эмиссии. Формально она, конечно, есть, но только в масштабах притока золото-валютных резервов.
А дополняет эту статью, чтобы сделать ее совершенно «неубиенной» статья нашей Конституции:
Статья 75 (Конституции Российской Федерации) Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком Российской Федерации. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Понимать это надо так. «Идите все лесом. Ни состояние экономики России, ни потенциал ее развития, ни ее конкурентоспособность на мировом рынке меня не "волнует". Мое дело - устойчивый курс рубля.» И после этого мы хотим повесить за все ответственность исключительно на Путина? Оптимисты недоделанные.
Идем дальше. А дальше как в поговорке - «Чем дальше в лес, тем толще партизаны». Российская экономика может иметь столько рублей, сколько позволяют ей ее ЗВР (залото-валютные резервы). Но что такое резервы? За исключением «нескольких тонн» (около 10% ЗВР) золота в слитках, частично хранящихся в подвалах ЦБ, а частично в подвалах банков-контрагентов за границей, все остальные резервы это просто «цыфырки в компьютере». Причем, самое любопытное, что не в наших (российских) компьютьерах, а компьютерах западных банков. Получается замкнутый круг. Чем больше наша национальная экономика, тем больше ей требуется рублей. Чем больше рублей, тем больше должны быть резервы ЦБ. Чем больше резервы ЦБ, тем больше мы кредитуем экономику Запада. Вот такая «национально-ориентированная» политика получается.
В заключение вернемся к Статье 2 закона о ЦБ. «…Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются….»
Понимать это надо так. Все активы и вся прибыль Банка России принадлежат ему же. То есть рубли, которые он монопольно выпускает в обращение - это национальная валюта (общая), а доллары и евро, которые он скупает на эти рубли, принадлежат ему одному. Прибвль, которая в принципе может быть в наших условиях какой-угодно из-за возможностей самого Банка, принадлежит ему же. А в условиях, когда никто, кроме самого Банка (читай его совета Директоров) не может фактически распоряжаться «федеральной собственностью», можно только догадываться кто у нас главные олигархи.
Продолжение следует….