Выборы-2012. Неудобные вопросы. Часть 3.

Feb 24, 2012 12:13




Вслед за рассмотрение движущих сил предвыборных баталий и перспектив трансформации политического пространства России после мартовских выборов стоит рассмотреть перспективы изменений в экономической сфере. Здесь наиболее существенными, как с точки зрения макроэкономики, так и с точки зрения общественного резонанса представляются следующие вопросы:



1.      Вероятность реализации объявленной Путиным «новой индустриализации России»;

2.      Перспективы изменения налоговой политики;

3.      Вероятность существенной приватизации или, напротив, национализации крупных российских компаний;

4.      Перспективы изменения структурной и функциональной финансовой политики;

5.      Целесообразность масштабных закупок зарубежной военной техники и технологий;

6.      Перспективы России в рамках ВТО. Стоит ли денонсировать вступление России в эту организацию?

В начале я собирался рассмотреть все эти вопросы традиционно подробно, но потом отказался от этой идеи. По всем этим вопросам можно найти огромное количество материалов в СМИ и Сети. Оставшееся не проясненными моменты можно обсудить в комментах.

Итак (разумеется, все нижеследующее является частным мнением автора, бесконечно далекого от любого государственного центра принятия решений и вполне может оказаться ошибочным):

1.      Масштабное возрождение промышленного производства в России неизбежно. Это продиктовано как логикой текущего состояния экономики России, так и внешнеполитической обстановкой. Однако, те, кто думает, что происходить это будет в формате строительства СССР 2.0 (в экономическом плане), будут разочарованы. Для этого нет в достатке ни одного из потребных видов ресурсов (финансовых, трудовых, материальных, организационных). Упор будет сделан исключительно на несколько секторов, в которых Россия  имеет серьезный потенциал для удержания лидерских позиций либо для быстрого выдвижения в мировые лидеры. Это:

·        Добыча полезных ископаемых и, в первую очередь, энергоносителей, а также их переработка в продукты более высоких переделов;

·        Черная и цветная металлургия с упором на продукцию более высоких переделов;

·        Энергетика, включая атомную;

·        Энергетическое и транспортное машиностроение;

·        Транспортная инфраструктура различных видов;

·        Оборонно-промышленный комплекс;

·        Сельское хозяйство с упором на приоритетное развитие животноводства.

2.      Налоговая политика претерпит следующие изменения:

·        Будет введен прогрессивный подоходный налог;

·        Будет повышена налоговая нагрузка на добывающие отрасли;

·        Будет введен налог на роскошь;

·        Будут понижены налоги на малый бизнес, а также средний в тех отраслях, которые не относятся к первоочередным государственным приоритетам (то есть предполагается развитие исключительно за счет частного сектора).

·        Будет увеличен налог на дивиденды как минимум до уровня подоходного налога.

3.      Многократно объявлявшаяся сторонниками действующего президента масштабная приватизация не состоится. Более того, будут предприняты меры по уменьшению влияния иностранного капитала (не относящегося к российскому происхождению) на ключевые отрасли экономики. Вместе с тем не будет и проведено заметной национализации уже приватизированных предприятий. Их работа на благо всего общества будет регулироваться налогами. Национализация возможна только через выкуп компаний, которые могут пострадать от надвигающегося мирового кризиса.

4.      В финансовой области будет завершен процесс фактической национализации Центробанка. После чего будут предприняты усилия по консолидации и укрупнению коммерческих банков. Будут введены ограничения на свободный трансграничный поток капиталов, особенно для дочек иностранных банков. Этот момент стоит пояснить подробнее. Запрета на получение кредитов из-за рубежа не будет. Как не будет запрета и на предоставление займа иностранным юридическим лицам. Но определенные ограничения объемов этих операций последуют в целях защиты финансовой системы России от избыточного воздействия кризисных явлений в других странах. Возможен ввод ограничений на прямые инвестиции за рубежом для российских компаний (очевидно, через применение практики необходимого предварительного согласования в гос.органах).

5.      При всем гневе, который вызывает эта тема у истинных, но далеких от понимания ситуации, патриотов России, эти закупки будут, будут масштабными и будут только нарастать. Все дело в том, что России предстоит кардинально переоснастить свои Вооруженные силы и другие силовые ведомства необходимой современной техников в течение очень короткого времени (не более 2-3 лет). Потом может быть поздно. Не позволит международная обстановка. В этой связи даже при полной загрузке имеющихся сегодня производственных мощностей в самой России их суммарный потенциал недостаточен для полного решения стоящих задач. Импортные закупки будут сосредоточены в первую очередь в областях, которые в сегодняшней России не развиты или организация собственного производства занимает значительно большие сроки. К тому же одновременно с закупкой техники по всему спектру импорта идет закупка соответствующих технологий с последующей организацией производства в самой России.

6.      Многочисленные анализы потенциальных угроз вступления России в ВТО говорят о том, что это неудачная сделка. И это было бы действительно так, если бы не одно «НО». Это «НО» - время, которое необходимо России, чтобы успеть встать на ноги. Импорт множества современных промышленных технологий, к сожалению. Открывается для нас только в рамках этой организации. В этой связи необходим более взвешенный анализ последствий вступления в ВТО, рассчитанный на срок 2-3 года, максимум 5 лет. С учетом этого фактора ситуация может оказаться не столь однозначной. А выйти мы успеем в любой момент. Ничего, кроме политической воли для этого не требуется.

Экономика, Выборы, Россия, МОЕ

Previous post Next post
Up