Особенности плотного ежедневного информационного потока имеют одно любопытное следствие. Множество событий, имеющих логическую связь и четкую последовательность, но разделенные сколько-нибудь существенным периодом времени, перегруженным информацией мозгом в качестве таковых совершенно не воспринимаются. Они воспринимаются каждое само по себе, что неизбежно приводит к существенным искажениям аналитики и зачастую к совершенно противоположным выводам.
Сегодня накануне очередного саммита G-7, с уже анонсированным продлением санкций против России до января 2016-го года, а также снижение уровня ЗВР России однозначно воспринимаются нашей «прогрессивной либеральной общественностью» как подтверждение успешности давления на Россию и чуть ли не победные реляции. Они в свою очередь (не только у нас, но и на Западе, который к моему безумному удивлению в значительный степени опирается в своих выводах именно на подобную нашу внутреннюю аналитику) приводят Запад к убеждению, что его деятельность в этом направлении носит правильный характер и будет иметь неизбежный успех. На этом фоне некоторым диссонансом звучит удивление некоторых американских и европейских аналитиков, старающихся сохранить относительную объективность, по поводу того, что российская экономика, оказывается, не является «разорванной в клочья», как это видится из Овального кабинета, а имеет куда большую прочность, чем ожидалось. Еще большее удивление проистекает из того, что Россия отнюдь не такая бедная, как могло казаться из данных официальной статистики и даже одно только финансирование оборонных программ по расчетным сумма выходит далеко за рамки возможностей официального госбюджета страны.
На этом стоит остановиться подробнее. Сегодняшний мир устроен несколько сложнее, чем он кажется по информации официальных СМИ или доморощенных аналитиков. И все обстоит далеко на так, как это представляется. Например, о коррупции наших чиновников всех уровней не говорил только ленивый. И уж тем более «радетели за государственные финансы» всех мастей не обошли своим вниманием феерические грабежи средств, выделенных на олимпиаду в Сочи, строительство космодрома «Восточный», как и всех прочих крупных инфраструктурных объектов последнего десятилетия. Все наше общество с негодованием следило за развитием коррупционного скандала в МО и внимательно следило за ходом следствия, удивляясь показательно мягким его итогам по отношению к бывшему министру и его пассии. При этом редко кто задавался вопросом, а не является ли часть этой практически неприкрытой коррупции, чем-то иным, нежели показывается на публике. А сколько было пересудов по поводу ловушки, устроенной нашим компаниям на Кипре?
Проблема сегодняшнего мира финансов в том, что он слишком прозрачен не только для «своих», но и для «чужих». Любые сколько-нибудь серьезные финансовые потоки отслеживаются и контролируются, а в особенности те, которые можно связать с государством. В итоге Россия зачастую была и остается вынужденной играть по навязанным ей правилам, уведя часть вполне себе государственных финансовых расчетов в теневой оффшорный сектор. Тот же Кипр до определенного момента являлся главным расчетным центром для всей нашей «второй экономики». Не стану утверждать, что все финансовые потоки, идущие через оффшоры, это государственные деньги и работают на его благо, это совершенно не так. Но доля связанных с государством и его интересами в таких расчетах достаточно велика. И в игре не только деньги, выведенные в оффшоры в последние 20-25 лет, но и куда более старые средства, внедренные в западную экономику еще со времен СССР. И по объемам эти средства существенно превышают сформированные в последние десятилетия.
До момента ликвидации Кипрского финансового центра именно через него шел основной трафик теневых расчетов российских операторов. И именно по нему был нанесен основной удар. Цель была достаточно простой и понятной - попытка закрыть финансовую дыру Греции за счет изъятия средств со счетов российских компаний в кипрских банках (Банки Кипра имели на своих балансах существенную часть общей греческой задолженности). Но не вышло. Во-первых, Кипр в подавляющем большинстве случаев использовался исключительно как бумажный расчетный центр, деньги по счетам его банков не гонялись, а потому и арестовать и не получилось. Все фактические расчеты шли между куда более солидными банками в Европе, США и Азии. Во-вторых, птичка на хвосте, видимо, заранее принесла информацию о готовящейся подлянке, потому к часу «Х» под арест вообще попали только деньги тех, кто что-то где-то насчет Кипра слышал, а потому решил тоже разместить там свои уведенные из страны накопления. К деньгам операторов связанных с государством средств эти деньги отношения не имели. А те, что имели, заблаговременно переместились в Гонконг, находящийся под совместным контролем Китая и Британии. Отметим «кипрскую историю» как факт номер один и пойдем дальше.
Факт номер два прозвучал в конце года из уст самого Путина. Насчет денежной амнистии. Позже ее срок был определен до конца 2015-го года, а недавно СФ РФ принял насчет нее закон, завершив таким образом документарное оформление процесса. Нас в этом плане интересует сама логика процесса и дата его окончания. Особенностью предложенной амнистии было то, что физически деньги в России никто не ждал. Требовалось лишь подтвердить принадлежность размещенных где-нибудь в мире финансовых ресурсов финальным российским бенефициарам. Этот момент очень важен для дальнейшего понимания ситуации. Запомним его и отправимся дальше, вспомнив только еще один эпизод, прошедший почти незаметно. Это фактическое раскрытие информации по компаниям, зарегистрированных в наиболее популярной оффшорной зоне под управлением Британии - BVI.
Примерно месяц назад Британские финансовые органы разослали всем «лондонским сидельцам» российского происхождения уведомления о необходимости предоставить информацию об источнике средств, размещенных ими в английских банках. А, как мы помним, именно Лондон стал в последние десятилетия излюбленным местом для всех, кому стало неуютно в России. Месседж был понят правильно, а посему в течение буквально пары недель английские банки покинуло около 300-т миллиардов долларов. Большинство аналитиков тут же радостно позлорадствовали насчет крупных финансовых потерь англичан из-за собственной глупости. Здесь давайте остановимся и подумаем. Можем ли мы вообще обвинить англичан в глупости на основе всего того, что происходило с этой страной на протяжении нескольких веков? И есть ли у нас основания считать, что управляющие Англией лорды вдруг ни с того ни с сего превратились в дебилов? Думаю, что оснований для таких выводов у нас немного. А посему присовокупим сюда еще два факта и посмотрим на проблему в комплексе. Это заявленный референдум о выходе Британии из ЕС и готовность одного из крупнейших британских банков (HSBC) перенести свой центральный офис из Лондона в Гонконг. Ну и вспомним еще, что пусть и вынужденно, но Британская Корона сегодня все больше солидаризируется с Россией и Китаем в противостоянии клану глобалистов-неоконсерваторов в США во главе с Рокфелелрами. Причем, по ряду чисто политических причин вынуждена делать это максимально тайно. В публичной плоскости Англия как всегда наш самый принципиальный оппонент.
Сопоставление всех вышеперечисленных фактов приводит нас к пониманию, что вся картинка выглядит совершенно иначе, чем кажется.
А именно:
Россия устами своего президента сделала публичное предложение всем капиталам, имеющим российско-советское происхождение сделать выбор, на какой стороне они хотели бы оказаться в последующих финансовых битвах. И это обращение и предложение было обращено не только и даже не столько к постсоветским деньгам, а к их предшественникам. Всем, кто «с нами» было предложено перевести капиталы в Гонконг, то есть туда, где их не смогут достать не только США, но и официальные органы Британии, совместно в американцами контролирующих почти все оффшорные зоны мира. За исключением Гонконга и пары микрозон на территории континентальной Европы. Но последние никем всерьез не рассматриваются для защиты капиталов. Это зоны для немногих своих, старых аристократических семей самой Европы.
Итак, предложение прозвучало, а чтобы оно воспринималось как можно серьезнее, было позже дополнено тем самым английским извещением, явно согласованным с нашей стороной. Если бы британцы реально хотели бы наложить лапу на деньги российского происхождения, то они бы сделали все строго наоборот. Сначала блокировка средств, а затем просьба объяснить их происхождение. В данном случае планировалось нечто совершенно иное. Все, кто хочет вернуться под российскую крышу, милости просим в Гонконг. Все оставшиеся не обессудьте, будете иметь дело с английской Фемидой. А кто выживет, посмотрим. Я не исключаю, что не все 300 миллиардов непременно направились именно в Гонконг, но то, что именно такой путь выбрало большинство, не сомневаюсь. Это простая логика. Очень мало кто различает Англию и США, переводить деньги туда бессмысленно, что недавно и подтвердил сам Обама, подписав разрешение на арест средств и имущества России. Столь же бессмысленно уводить деньги, скажем, в Сингапур, где их столь же легко достанет все тот же Лондон. Уводить в Европу? Так она отнимет деньги еще быстрее, чем Британия, там сейчас кризис, и каждая копейка не помешает.
А теперь давайте подумаем над объемом смещения финансовых ресурсов, связанных так или иначе с Россией. Информации почти ноль, но точно сотни миллиардов крутились через Кипр. 300 ярдов ушло из Британии. Еще сколько-то денег ушло из Европы и США. В сумме довольно внушительные средства получаются. И они сейчас концентрируются в одном месте. С одной стороны, это крайне опасно. С другой, публично продемонстрированные дружеские отношения России с Китаем 9 мая говорят о том, что вопросы гарантий каким-то образом решены к обоюдному удовольствию сторон.
Все сказанное говорит о том, что в самое ближайшее время (месяцы или пару лет максимум) в финансовом мире готовится эпическая битва капиталов за право сформировать новый главный финансовый центр планеты. И сейчас стороны готовятся и выводят «свои войска» на позиции. Этим центром точно не будет Лондон, он тоже переезжает в Азию. Скорее всего битва развернется между Нью-Йорком (или даже ЛА) и Гонконгом. И это означает одно. Европа в любом случае оказывается на задворках. Не случайно не смотря на окрики из Вашингтона вся Европа дружно на самых плохих для себя условиях, но рванула в состав учредителей «АБИИ». Как не случайно и то, чт ов последнее время несмотря на ускорение работы европейского печатного станка ставки по еврооблигациям, включая германские, устремились вверх. Главным источником финансирования внешнего свпороса на бумаги до недавноего времени оставался Китай. Но откровенно проамериканская позиция Меркель и других еврочиновников сделала дальнейший процесс в этом направлении для Китая довольно бессмысленным.
В отношении самой России есть еще один любопытный момент. Об этом никто не говорит вслух, но такое впечатление, что каналы перекачки денег из России даже в собственные оффшорные структуры постепенно перекрывается. Видимо, процесс формирования основных средств завершен. Об этом в частности говорит тот факт, что по предварительным оценкам аналитиков прибыль российских компаний в 1-м квартале текущего года оказалась в 2.9 раза выше, чем в аналогичный период прошлого. Кризис, блин, на дворе, «панимаешь».