Философские размышления дилетанта. Неклассическая теория систем. Часть 8.

May 20, 2013 11:15



Продолжим рассматривать модель идеального государства. Пожалуй, наиболее важной и отличной от иных типов систем в саморазвивающейся системе является схема движения энергопотоков. Уже на стадии определения я характеризовал саморазвивающуюся систему, как систему с гармонизированными связями, то есть такими, напряженность которых в различных зонах системы примерно одинакова.

Но есть и вторая сторона медали. В таких системах стремление элементов к сохранению связей между собой всегда выше, нежели стремление со стороны тех же элементов к максимальной      защите собственных частных интересов даже ценой разрушения связей. То есть то, что в бытность СССР называлось приматом общественного интереса по отношению к личному. Другое дело, что под общественным интересом надо действительно понимать интересы всего общества, а не ее номенклатурной верхушки, присвоившей себе право от имени общества эти интересы трактовать так, как ей выгодно.


Идеальное государство как раз и отличает наличие встроенных механизмов контроля, способных отделить истинно общественный интерес от любых попыток выдать за него чей-то частный. Независимо от должностного положения носителя этого частного интереса. И здесь как раз наличие четко сформулированной идеологии и базирующихся на ней целей, стратегии и задач, стоящих перед обществом является хорошим инструментом такого контроля. В идеальном государстве Глава этого государства является таким же служителем Идеи, каковым являются его подданные. Соглашаясь на власть, он одновременно соглашается и на все бремя ответственности, которое эту власть сопровождает. И такое же положение вещей действует на всех уровнях служебной пирамиды. Лишь на низовом уровне, а также в частном секторе человек имеет право жить исключительно своим собственным интересом. Но в таком случае он автоматически принимает на себя и все сопутствующие ограничения. Так, например, в избирательном праве идеального государства не может быть равенства голосов всех избирателей и ограничения, связанные лишь с возрастом. Каждый человек должен иметь индивидуальный индекс избирательных прав (ИИП), рассчитываемый для всех единообразно и по открытым понятным методикам. Чем больше человек работает на общество и приносит ему пользу, тем больше его ИИП. Человек, только достигший избирательного возраста и работающий исключительно на себя, имеет минимальный ИИП.

Следующим моментом гармонизации общественных связей является унификация статусов людей, работающих в различных областях экономики и социальной сферы. Этакая всеобщая «табель о рангах», опять завязанная на пользу, приносимую человеком обществу и его профессиональную квалификацию. Частный сектор экономики приравнивается к этому исключительно через установление минимально допустимого заработка работников, ниже которых доход в частной сфере не должен опускаться.

Но самые большие отличия от существующего положения вещей в нашем реальном мире имеются в экономической области. Сегодняшние экономические законы диктуют нам примат прибыли владельцев бизнеса над всеми прочими постулатами. Так было во времена Маркса, так это и сейчас. Но такое положение вещей диктует бесконечное воспроизводство ненужной объективно продукции, бездумное потребление ресурсов планеты до их полного истощения и виртуализация жизненных целей человечества. Всему этому в идеальном государстве противопоставляется принципиально иная экономика. И государственный, а по сути общенародный характер собственности лишь маленькая вершина этого айсбрга.

Главным отличием идеальной экономики от реальной является то, что она направлена не на получение прибыли, пусть даже и всем государством, а на максимальное удовлетворение реальных материальных и духовных потребностей общества при минимальных тратах ресурсов. А это значит, что предприятия, выпускающие продукцию, способную использоваться длительное время, имеют приоритет по сравнению с теми, кто выпускает «одноразовые» изделия. А задача самого производства не в максимальном заработке от продажи своей продукции, а выпуске лишь такого ее объема, которое имеет заведомый спрос, а также затрачивании на ее производство минимальных ресурсов. При этом стоимость продаваемой продукции не имеет никакого значения.

В двух словах полностью объяснить эту идею довольно трудно, но ее суть такова. Чем дольше служит какой-либо предмет или оборудования, удовлетворяя конкретную потребность человека, тем больше у него есть потенциально средств для удовлетворения других своих потребностей и тем раньше он выходит на удовлетворяющий его базовый уровень материального обеспечения своей жизни. Но для этого целями предприятий, эту продукцию производящих должна быть не максимизация прибыли, а именно удовлетворение спроса с постепенным переключением на выпуск новой продукции по мере его насыщения. А критерием эффективности его работы является количество ресурсов, потребленных на единицу изделия. Человеку необходимо перейти от откровенной конфронтации с Природой, прекратить насиловать планету и уничтожать на ней жизнь. Необходимо перейти к гармоничному сосуществованию с нашей биосферой, сохраняя и восстанавливая ее всеми силами. Именно потому и нужна ориентация на минимальное потребление ресурсов, восстановление экологии и очищение Земли от уже накопленного мусора. Без этого вандалы, уничтожившие прекрасную живую планету в космосе будут персонами "нон грата".

Выглядят такие требования жестко и для современного человека даже не симпатично. Мы ведь привыкли покупать новую одежду не тогда, когда старая износилась, а когда сменилась мода (виртуальные ценности), новый телефон не когда старый перестал звонить, а когда только появилась новая модель (иначе есть опасность прослыть неудачником - опять виртуальные ценности) и так далее. Но Цели достичь дальнего космоса в обозримом будущем настолько маштабны и трудно достижимы, а количество потребных на решение этой задачи настолько велико, что без всемерной экономии ресурсов и без солидарной работы всего общества на эту задачу просто не обойтись. Да и возврат от виртуальных к реальным ценностям будет во многом способствовать социальной справедливости и стабильности, то есть гармонизации тех самых связей. Ведь стоит ли с позиции обывателя завидовать успешному (довившемуся общественного признания) человеку, если он ездит на такой же машине, живет в такой же или почти такой же квартире, посещает по праздникам такие же рестораны, пользуется такими же предметами быта, только пахать ему приходится в два раза больше? А раз нет зависти, то нет и напряженности. Развивают себя сверх необходимого имени лишь те, кто стремятся не к материальному, а именно к личностному развитию, а значит, и работают с совершенно иной мотивацией. В том числе и на государственной службе.

В образовательной области также должны быть сделаны существенные изменения. Все среднее образование должно быть государственным, бесплатным и строиться пот рем типам программ. Соответственно и все учебные заведения должны быть разделены по трем категориям.

Первая категория и тип программ рассчитаны на всех учеников с 1-го по 11-й класс. Второй тип программ действует с 4-го по 11-й класс для ОД (Одаренных детей). Поскольку любой учитель может преподавать предметы лишь с той скоростью, с которой их успевают усваивать самые слабые ученики, то совершенно бессмысленно заставлять всех учиться в одном и том же режиме. В этой связи ученики, показавшие свою способность к освоению учебных материалов со скоростью выше средней переводятся в другие школы с более интенсивным режимом обучения. Третий тип школ создается с 7-го по 11-й класс для ООД (Особо одаренных детей) и уже является специализированным на той или иной области знания. В эти школы направляются проявившие себя в ОД-школах таланты, определившиеся с областью своего дальнейшего профессионального интереса. Темп обучения в таких школах еще выше. После успешного их окончания возможно поступление в ВУЗы вплоть до 3-го курса в зависимости от результатов школьного обучения.

Что может дать такая система всему обществу? Во-первых, создастся естественная конкуренция между детьми и родителями. Но происходить она будет не по толщине кошелька, как зачастую сегодня, а по отношению к учебе и реальным способностям по усвоению знаний. Ну а дети будут ориентированы не на игры и виртуальные ценности, а на стремления к знаниям и реальному успеху. Во-вторых, скорость обучения детей с различным потенциалом будет максимально приближена к возможностям детей. Поэтому в школе будет интересно учиться всем и тем интереснее, чем способнее и прилежнее ученик. В-третьих, такая система будет способствовать максимально полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала среди детей, а также вырабатывать у всех них привычку к труду с ранних лет.

Наконец, последний, но, возможно, самый важный элемент идеального государства. Воспитание духовного начала. Это невозможно сделать с помощью какой-либо догматической религии. Это должно происходить принципиально иначе. Но сначала о том, что это вообще необходимо. Одним из серьезнейших недостатков реального опыта социализма был атеизм. С одной стороны, многое было правильным, отрыв людей от конкретной религии, а вместе с тем ликвидация и религиозных различий и противоречий в обществе, как минимум, неоднозначны по результатам. Но отрыв человека от Бога в принципе это ошибка. В СССР убеждение в некотором поступлении собственными сегодняшними интересами (необходимость переживания трудностей и напряжения сил) мотивировалась лучшей жизнью последующих поколений. Это хорошая и правильная мотивация. Мы все желаем своим детям блага и успеха. Но, к сожалению, выяснилось, что этой мотивации недостаточно. Человек хочет быть мотивирован сам и сам получить «бонус» после преодоления всех навязанных ему обществом трудностей. А что может быть таковой, если атеистическое воспитание говорит, что человек это «биотушка», срок жизни которой 70-80 лет? Только стремление продлить жизнь этой самой «тушке» и обеспечить ее максимальным материальным комфортом. Именно так рассуждает большая часть людей. Увы, но подвижников в любом деле, думающих иначе, всегда абсолютное меньшинство. В результате именно по этому «слабому звену» и пришелся пропагандистский удар Запада, имевший столь печальные последствия. Это сегодня очень многие, наевшись потребительского счастья, начинают понимать, что потеряли они намного больше, чем приобрели. Но если не убрать первопричины, то даже создание сегодня каким-либо чудом этакого идеального государства рано или поздно обернется его разрушением. А потому человеку нужна ВЕРА. Не конкретная религия с ее ритуалами и далеко не всегда соответствующим собственным заповедям клиром. А именно Вера, то есть понимание разумности мироздания, его неслучайного устройства и причинности происхождения. Эта Вера должна включать в себя минимальный набор постулатов, таких, как, например, вечная жизнь Души во множестве материальных воплощений. Этот постулат присутствует практически во всех религиях, а потому не должен вызывать больших противоречий. Далее человек сам вправе определять для себя остановиться, развиваться духовно дальше самостоятельно или в рамках какой-либо религиозной традиции. Но основа должна быть для всех общей. Именно она и понимание общих задач человечества, поставленных перед нами Творцом, должны стать одним из фундаментов, на которых будет формироваться и развиваться общество и государство идеального типа.

Дальше мы поговорим о том, может ли идеальное государство возникнуть в нашей реальности, или мы уже обречены. А если может, то что для этого нужно?

Мироздание, МОЕ, Система, Государство

Previous post Next post
Up