Вообще-то в первый год моей работы Нава закончила рассказ о Зосе на апреле 1945 года, на освобождении Берген-Бельзена. И закончила очень невесело. Потому что перед этим они с Зосей поссорились. Даже хуже. «Поссорились» - это такое смешное девчачье понятие из прежней жизни, там всё куда серьёзнее было и горше. Поэтому Нава поставила на весне 45-го
(
Read more... )
Comments 76
( ... )
Reply
Reply
Reply
Но я читала о многих, которые в такой ситуации понимали, что в глазах гоев они ничем не отличаются от традиционных евреев, а она таки нет...
Reply
Reply
Reply
Для обоих это была вторая семья, первые семьи с детьми погибли. Они нам рассказывали о пережитом, им не хватало русских слов (Закарпатье только после войны вошло в состав Союза, там еще в 65-ом разговорным языком был венгерский), и они, извиняясь, переходили на идиш. Я тогда впервые увидела номера на руках. Столько лет прошло, а я все это помню, в память врезалось намертво, впечатление было невероятное...
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Мне показалось, что офицер спрашивал саркастически - мол, ну что, паненка, приятно провели время ночью?..
Reply
Нелюдей, эту учительницу и офицера, я понимать не хочу, даже и пытаться нечего.
А вот Зосю понять можно. Бедный, потрясенный, поруганный, растерзанный ребенок. У остальных была опора на Бога, на традицию жизни, на историю гонений, в конце концов. У нее этого ничего не было, все ее ориентиры были сорваны. Понимание в этом случае может прийти постепенно, на него тоже нужны силы. И время.
Я не удивлюсь, если она впоследствии стала очень верующей, и , возможно, стала исповедовать ортодоксальный иудаизм.
Чарна вызывает восхищение, конечно. И ее жизнь в лагере, и потом, после войны. Потрясающий человек.
Reply
Leave a comment