Jun 04, 2013 18:27
Если бы меня родили вотпрямщас, заново, богатым наследником любого пола, желательно сразу лет двадцати с лишним, чтобы без утомительных подростковых глупостей обошлось, и сказали - выбирай себе любое занятие по душе, - можно было бы всерьез заняться лингвистикой моды (в первую очередь уличной). Такой науки, конечно, нет, зато такая практика есть, и мы занимаемся ею ежедневно, вольно или невольно оценивая по одежке все, что шевелится, от близких людей до случайных прохожих. Вопрос "что хотел сказать автор?" - уместен тут куда как больше, чем в литературоведении. Потому что в большинстве случаев автор не знает этого сам: словарей нет, и даже у специалистов только тонкие тетрадки с результатами полевых исследований, которые, опять же, влияют на восприятие самих специалистов и практически не прививаются обычным пользователям.
А язык, меж тем есть. Вернее, языки, их много, в каждом культурном слое свой. И мы на этих языках говорим, хотим того или нет. И становимся адресатами чужих высказываний. И в каких-то случаях возникает дикая, порой драматическая путаница. А в каких-то случаях все ясно всем (или почти), сразу и однозначно.
(На этом месте мимо моего кафе прошли два одиноких кришнаита с песнями - как вопиющий пример максимально, даже избыточно внятного высказывания. Они могли бы и не петь, их одежда - ровно такое же "Харе Кришна", как пение. Для всех, кто в курсе, конечно. Любое высказывание контекстуально, но язык одежды - весь один сплошной контекст. Скажем, мои зарубежные знакомые с удовольствием покупали хорошую дешевую одежду в нашем супермаркете "Максима" и у себя дома, где ни наших дешевых супермаркетов, ни такой одежды нет, выглядели зажратыми холеными буржуа, а ходи они в этих тряпках по Вильнюсу, это вызывало бы у небогатой категории местного населения сочувственное понимание, и таксисты не ждали бы от них чаевых. Но все это просто к слову пришлось. Просто один из нюансов.)
Понятно, что мое восприятие языка уличной моды радикально отличается от более-менее общего. Потому что у нас с почтеннейшей публикой разные цели. Обычно, выходя на улицу, человек (бессознательно) делает заказ: "Сделайте мне безопасно" ("безопасно" = привычно, приятно глазу, удачный фон, на котором я не хуже других" и т.п.). Мой заказ: "сделайте мне интересно" (как минимум; по большому-то счету, я хочу, чтобы мне показали прекрасный обновленный мир-утопию, населенный полубогами, потому что для меня это и есть "безопасно"; круг, таким образом, счастливо замкнулся, хехе).
Вчера мне довелось пройти мимо оперного театра в момент окончания спектакля, когда публика пошла на выход.
И мне пришлось лишний раз убедиться, что если с кэжуал местное население более-менее освоилось, то одеваться парадно не умеет почти никто. Это, кстати, не только Вильнюса касается, одеться парадно и не выглядеть при этом жалко мало кто умеет - вообще в мире.
Это понятно, почему.
Одно из самых ужасных призаний, которое можно сделать на языке одежды: "Мы старались". Потому что позиция "мы старались" удешевляет не только самую дорогую одежду, но и своего носителя. Человек, который старался выглядеть прилично и красиво, старался понравиться, старался произвести впечатление, ничего не стоит, потому что труслив и несамодостаточен. Это - позиция слабого, потенциальной жертвы, и старый хищник в моем лице высокомерно думает, что вряд ли стал бы это есть. Причем во многих случаях я ошибаюсь. Человек вовсе не труслив и вполне самодостаточен, просто нечаянно привнес в свой гардероб элемент старания - и все, привет, впечатление испорчено. (Ясно, что в парадном костюме подобную ошибку допускают более массово, просто потому что не имеют достаточного опыта, да и выбор часто невелик. И знания о том, как высказывание считывается старыми хищниками и прочими задаваками, нет тоже. Я, собственно, затем и пишу, чтобы предостеречь от этой ошибки хороших людей - в парадных случаях лучше недоборщить, одеться с намеренным пренебрежением к ситуации, вызывав некоторое недовольство участников торжества, чем выказать явное старание.)
А лучшее, что может сделать всякий, вынужденный одеваться (т.е., любой из нас) - внести в свой гардероб видимость небрежности. Ну или не видимость. Имидж "я тут не от мира сего, ни хрена не понимаю, и вообще кто все эти люди?" гораздо круче имиджа "я очень стараюсь выглядеть прилично". Нейтральный (т.е., достаточно внятно отрицающий возможность высказываться на языке одежды) - еще один прекрасный вариант для тех, кто не хочет париться со всей этой лингвистикой. Но в идеале, небрежность, конечно, должна быть хорошо продумана и исполнена так, чтобы никому в голову не пришло, что вы это нарочно. Просто потому что позиция "делать мне нечего - ради вас стараться, но все равно я прекрасен, и этого не утаишь" - это позиция сильного. И, возвращаясь, к вопросу о бессознательно ожидаемой безопасности, комфортна хотя бы поэтому.
На самом деле, на эту тему можно говорить не часами, а годами. Но кофе мой допит, а я, увы, не богатый наследник, профессионально занявшийся лингвистикой моды, поэтому лучше бы мне заткнуться и уйти вдаль, небрежно помахивая нарочито длинными рукавами сиротского летнего свитера. Что касается моего имиджа, он, вероятно, обозначается формулой: "эт чё такое прикольное пошло", - и выстраивает мои поверхностные отношения с человеческим миром идеальным для меня (и моих персональных задач) образом. Но рекомендовать его для массового использования поостерегусь :)
няпиздинг сэнсэе,
простые вещи,
мине,
нравицо,
нинравицо