рассказали

Mar 16, 2013 14:25

вернее, напомнили, что до сих пор есть люди, не воспринимающие не только всякое совсем уж сложносочиненное искусство, но даже, к примеру, импрессионистов. Или там, не знаю, фовистов. Или даже народных любимцев типа Ван Гога, Пикассо и Шагала. И даже о Малевиче до сих пор спорят, говорят. Страстно и бескомпромиссно, как в каком-нибудь пятнадцатом году прошлого века. Или в шестнадцатом, неважно. Клеймя и строго порицая!

Причем мне рассказали, что таких людей много. И они даже умеют сами одеваться, ложку мимо рта не проносят, а некоторые зарабатывают настоящие деньги и управляют сложной бытовой техникой, включая пылесосы.
Мне как-то в голову не приходило, что вся эта юморина не просто продолжается, но конца-краю ей не видно. Вернее, сознание старательно игнорировало этот факт, как большинство людей игнорируют собственную смертность - ради поддержания психического здоровья.

Пришлось сесть и всерьез обдумать этот вопрос. Целую минуту упорно мыслить гениальным супермозгом, не отвлекаясь на мирские соблазны, вроде котёнка Котовской, цветущих в горшке нарциссов и немытой посуды.

И тут до меня наконец дошло. Штука же вовсе не в необразованности. То есть, образование дело хорошее, но многим его отсутствие совершенно не мешает правильно все воспринимать. А некоторым образование, увы, не помогает, сколько информации ни кидай в топку, человек, в лучшем случае, научится молчать и не позориться, в худшем - говорить какие-то правильные вещи в нужный момент, но никаких струн в нем искусство, хоть сколько-нибудь отличное от реалистического, не затронет.

Штука в том, что лучшие образцы модернистского и некоторых (далеко не всех, но это отдельный разговор) линий постмодернистского искусства обращаются непосредственно к тому месту в человеке, которое ответственно за связь с (извините) Духом. С неописуемым, непознаваемым, несовместимым с тем состоянием сознания, которое ошибочно считают "нормальным". С Дао, не выраженным словами. И прочая, и прочая. Т.е., вспринимать их следует именно этим местом. И никаким другим.
Единственное, чем может помочь соответствующее образование при восприятии такого искусства - оно дает возможность многовенного опознавания знакомого художественного языка и внутреннего легитимирования рассматриваемого объекта (т.е. согласия с фактом его существования). В результате зритель может не тратить время и силы на сопротивление, а приступать непосредственно к восприятию. Не факт, что он это сделает, но шанс у него, конечно, повыше, чем без подготовки.
Другое дело, что тем, у кого с восприятием все хорошо, теоретическая база совершенно не нужна. Т.е., не помешает, но не обязательна.

А людям, у которых специальная полезная часть существа, созданная для связи с Духом, пока не развита, просто нечем воспринимать всю эту условную кикасу. Образование тут, повторяю, не поможет, но сбережет кучу сил и нервов - ум будет знать, почему эта бяка считается гениальной, с удовольствием рассуждать на эту тему, цитировать цитаты и вообще вести себя как хороший ребенок в игровой комнате. По крайней мере, никого не достанет, и то хлеб.
При этом, кстати, самый страшный зверь в современном искусстве - куратор с хорошей теоретической базой и без воспринималки. Потому что именно их стараниями на поверхность всплывает кошмарная, чудовищная, бездарная бодяга, которая соответствует формальным признакам современного искусства, а по сути является информационным хламом, поскольку основную задачу (мгновенного установления связи с Духом) не выполняет. А больше ни для чего искусство, извините, если кого разочарую, не нужно.
Кстати, случается, что людям с более-менее развитым восприятием теоретическое знание мешает его включать. Ну типа и так же ясно, что все хорошо. В итоге, можно упустить кучу пользы и удовольствия. Но тут выход (относительно) простой - игнорировать собственный интеллектуальный багаж. Начать как бы с нуля - вот, предположим, это работа безвестного студента. И чем же она, в таком случае, хороша? Ну же, смотрим, ну!
(Понятно, что я предельно упрощаю, но принцип, надеюсь, от упрощения обнажается.)

Тем же, у кого нет ни подготовленного восприятия, ни теоретической базы, конечно, не на что опереться при очередной встрече с искусством, явно адресованным не им. И теперь понятно, почему бедняги так бесятся по столь пустяковому поводу. Они чувствуют, что это - не для них. Для кого-то другого, иначе устроенного. И если я немедленно не подниму вой, что это ужасно, не смогу убедить себя, что это дурацкое фуфло для доверчивых дурачков без вкуса и понимания, придется признать себя ущербным (менее развитым, менее приспособленным к жизни, более смертным - ААААААЫЫЫЫЫЫЫЫ!)
Все это происходит неосознанно, осознается только неприятие, раздражение и (иногда) паника.

Я чо сказать-то хочу на самом деле.
Восприятие - штука развивающаяся. Ну, потенциально. И развить его можно даже на протяжении коротенькой человеческой жизни. Скажу вам больше, когда начинается очередной панический приступ неприятия, это она, та самая часть сознания, предназначенная для связи с Духом, дает о себе знать. Она хочет жить, хочет принимать участие, хочет на волю. Можно продолжать дальше ненавидеть кикасу, само по себе это не проблема. Просто надо понимать, симптомом и следствием какой недостачи является эта нелюбовь. И принимать меры - идем же мы за очками, выяснив, что зрение садится. И так далее.

Комментарии отключаю, дабы не было соблазна спорить и расспрашивать.
Все, что было нужно сказать - сказано.
Вместо того, чтобы спорить, лучше сесть и подумать. Или плюнуть и забыть - тоже годный дзен.

няпиздинг сэнсэе, art, как объяснять картины мертвому зайцу, простые вещи

Previous post Next post
Up