Настенные фрески Помпеи.

Feb 12, 2012 14:38


... теперь ты мне скажи,
Художник кесарей, маститый мой Ветрувий,
Зачем Помпеи ты на лаве воздвигал,
Как будто бы не помнил и не знал,
Что сердце у твоей Италии - Везувий?

Л. А. Meй




Древнеримские Помпеи, как известно, были разрушены при извержении вулкана Везувия, причем горячая лава после извержения заполнила весь город и поглотила все здания и сооружения таким образом, что ею были заполнены все доступные места. Вследствие этой особенности многие здания, скульптуры, предметы быта и человеческие останки хорошо сохранились до наших дней из-за отсутствия доступа кислорода. Долгие годы город был погребен под шестиметровым (!) слоем лавы..

Определимся с термином. Итак, фреска, по словам Википедии, живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску, что важно, долговечной! Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей еще в античном мире.

Так вот. До посещения Помпей слово «фреска» для меня ассоциировалось исключительно с периодом средневековья и храмовой росписью (в основном, да, христианских церквей). Каким же открытием стали потрясающе «настоящие», с яркими, живыми красками настенные фрески античных Помпеи! И не передать словами.. Двухтысячелетняя красота, почти в нетронутом виде..

Да, что важно - почти все фрески из Помпей на сегодняшний момент находятся в археологическом музее Неаполя (не успела туда, увы и ах, не успела). Оно и понятно - что пролежало в многометровой толще вулканического пепла два тысячелетия, не просуществовало бы и недели под напором южного итальянского солнца и толп туристов.. Но те немногие фрески, которые таки оставили в Помпеях, тем и ценны, что они - на том же самом месте, что и 2 тыс лет назад..

Итак, смотрим!

Вот здесь, например, фреска со знаменитой виллы Мистерий имитирует кладку стены ярким драгоценным мрамором. Живописная иллюзия усиливается тем, что «каменные блоки», написанные живописцем, рельефно выступают из стены. Фотографии получились, увы, темные, т.к. комната с фресками без окон и дневного света.





А вот фрески 1 века н.э. еще одного богатого дома (т.н. Дома Древней Охоты). Настоящее название дома происходит от находящейся в глубине настенной росписи с изображением охоты на зверей, к сожалению плохо сохранившейся. Смотрите, как тщательно были выписаны детали, и какие яркие краски..







Здесь посередине фрески было вырезано, причем уж больно ровно, скорее всего на этом месте была замечательно сохранившееся изображение, перемещенное уже в музей







Помпеи еще знамениты своими эротическими фресками, найденными на стенах прихожей публичного дома (лупанария). Не «высокое искусство», но любопытно, конечно)). Скорее всего это копии (а оригиналы в музее Неаполя в т.н Секретном кабинете).



Кстати, эти фрески являлись просто-напросто афишами тех услуг, которые предоставляли девушки (в основном, рабыни с Востока) в лупанарии.







Еще дом с фресками. Подозреваю, что оригиналы, т.к. сохранились частично, и врят ли их решились бы снимать и вывозить в музей..







Эти фрески из знаменитого дома-прачечной Стефана. Кстати, древние римляне, оказывается, не знали мыла! И стирали вещи (и шерсть животных для ее последующей обработки) с помощью..мочи, которую собирали в специальном месте недалеко от форума и выстаивали 2 недели. Об тонкостях этого технического процесса ученые также узнали из нарисованных на стенах прачечной фресок..





А вот фреска из термополия (бар-ресторан по-нашему))





Ну и напоследок немного древней уличной рекламы.

Вот к этому изображению две догадки - либо это было указателем, как пройти к ближайшему лупанарию, либо же просто «на удачу» (т.к. древние римляне почитали фаллос как символ плодородия)

UPD - вторая догадка оказалась правильной:

"Фаллос \в Древней Греции и Риме\ трактовался не как постыдная часть тела, а как символ плодородия и отражения враждебных сил, поэтому его изображали на домах, в публичных местах, на предметах повседневного обихода" (из отчета на ru_travel)



А эти надписи - реклама расположенного в этом доме какого-то общественного заведения (парикмахерская, если не ошибаюсь)


Помпеи, Неаполь, Италия, Античность, 2011

Previous post Next post
Up