«Здравствуйте, это я белый и пушистый, я пришел. Ждали? Ну, вот я и пришел».
После заседания проведенного главным бухгалтером окончательно подтвердились размеры катастрофы постигшей родной университет. На фоне этого, то, что планировать покупки надо за полгода кажется мелким неудобством. То, что общий список возможных покупок утверждается ректором, и товара, не включенного в список купить нельзя - нужно ждать пока ректор утвердит - тоже.
Общая суть катастрофы заключается в том, что все закупки теперь будут проводится только по тендерам. Для незнающих этого замечательного слова могут внимательно изучить примеры на
сайте . Фактически это значит, что после того как всеми подразделениями МГУ будут куплены, например, ферменты на 100 тыс руб. в текущем квартале (происходит за 1-2 дня) ни один счет, даже на 200 руб, не может быть оплачен без составления кучи бумаг (подготовка которых ложится на научных сотрудников, а не на специальные службы, как могли бы вы подумать), задержки на месяц-полтора для проведения тендера и прочих приключений. Решать возникшие затруднения МГУ думает заключением «рамочных соглашений» с большими поставщиками одноименных по номенклатуре товаров, например, ферментов (Ау!
ФАС ты видишь это? Смотри внимательнее!). При этом поставщик по каждому коду номенклатуры намечается один. То есть, скажем, ферменты поставляет фирма ОАО ВАС. При этом они за оговоренную сумму могут поставить любые ферменты, формально по заявленным характеристикам подходящие под техзадание, при этом реальное качество их не волнует. То есть, если сам я прекрасно знаю, что продукт фирмы А, работает как надо (хоть и стоит 10 тыс), а фирмы В паршиво (на стоит 8 тыс), то за объявленную цену 10 тыс мне продадут именно продукт В. Доказывать потом, что продукт не соответствует заявленным характеристикам можно только через суд. Затем, если повезет, деньги возвращаются, и … объявляется новый тендер. А там и конец гранта с отчетом подойдет. А научный отчет спрашивают не с тендерной комиссии, совсем не с нее. Так что использование рамочных соглашений это не вариант для вменяемых людей.
Остается второй вариант - самим объявлять тендеры на все что нужно. Здесь возникает сразу ряд возможных подстав. Во-первых, число документов на каждую покупку увеличивается кратно. Причем кратно не двум-трем. Во-вторых, время прохождения тендоров - лишних полтора-два месяца к небыстрой российской поставке, итого полгода (для импортных реактивов, в лучшем случае). В-третьих, никакая фирма не будет участвовать в тендере на 1500 руб. Это ей не выгодно. А раньше такой реактив (российского производства) мы получали на следующий день после заказа - теперь, в лучшем случае через два месяца. В-четвертых, при сравнительно больших закупках могут придти сторонние фирмы-однодневки которые могут как поставить некачественный товар, так и шантажировать поставщика срывом аукциона, на откат процентов 10-15. Срыв аукциона делается достаточно просто - фирма-однодневка выставляет заведомо меньшую цену, выигрывает и исчезает. После этого объявляется новый конкурс и новая фирма-однодневка…. ну и так далее. Потом приходит конец года и деньги возвращаются в доход бюджета. Очень хорошая экономия бюджетных денег.
Единственный законный выход - выплатить себе весь грант в зарплату и покупать что нужно за наличные. 48 % от гранта уходят в налоги. То есть и так небольшие гранты срезаются в полтора раза. Это все понимают, но уже просят разрешить все гранты перегонять в зарплату. Так как другого выхода нет. Ну и часть реактивов нельзя купить за наличные. Метанол, например. А кто мне будет продавать через тендеры литр метанола ценой в 2000 руб? Никто. Шах и мат. Хотя радостные реляции ректората о резком росте зарплат в МГУ скоро пойдут. Стоит отметить, что по части грантов выплаты зарплаты ограничены, например 30%, что делать с остальными 55 % совершенно непонятно. 55% потому, что 15 % накладных банда бездельничающих МГУшных бюрократов не примнет себе забрать, и еще 5% незаконно. И выплатить себе премии.
Конечно, полная неадекватность ректората была уже экспериментально доказана «программой развития МГУ до 2020 года» - число цитирований 70 на сотрудника в год к 2020, далеко не самая нереальная из всех нереальных там цифр. Чем-то напоминает коммунизм к 80. Но это… . В реальности это означает конец малых групп занимающихся экспериментом - нужного потока расходников не будет. Экономисты, управленцы, философы и просто бездельники конечно не пострадают. Ну с ректором у нас давно все ясно, но Президент, то у нас кажется инноватор? Или как? Так эффективно загонять в гроб, пока еще ведущий ВУЗ страны - это уметь надо. Под аккомпанемент радостных реляций о потраченных на развитие деньгах, особом статусе и собственных образцах дипломов.
Самое интересное, что осознают в полной мере это только сравнительно молодые грантодержатели. Старшее поколение твердит только - переживем, при Союзе было хуже, а в войну вообще хлеб по карточкам был. А в Союзе-то зарплата профессора 600 руб. была, и никаких отчетов по грантам, никаких Хиршей. А тут, и про внедрение в образование инноваций кричат, и про Хирш маленький, и фонды еще чего-то хотят. Если уж возвращать - то все. Включая железный занавес и не выездные профессии.
Но о том, как будут наукой заниматься на относительно современном уровне - вот про это старшее поколение почему-то не думает. Не нужно им это. А большинство, в том числе и начальников, так и просто ничего не знает. А после рассказа - говорят - да не может такого быть. И это те, кто нами как бы управлять поставлен. А сделать что-то можно только начав с отправления ректора на пенсию и увольнением всего ректората, и всей вертикали вплоть до деканов. И начав с новых спрашивать по результату, а не по планам. Не по сумме потраченной на оборудование, а по статьям на нем сделанным. С уголовной ответственностью за документы вроде «Плана развития…».
Так что вот он, белый и пушистый, он пришел.
UPD. К понедельнику попробую сочинить письмо в более конструктивных тонах :) Предложения принимаются. Если не хотите с ними светится - личными сообщениями.
UPD2. Для пишущих, что РАН давно так живет.
Численность сотрудников МГУ около 20 тысяч, РАН - около 100 тысяч.
То есть для того, что бы жили так же необходимо объединение всех институтов РАН в 5 институтов, скажем биологический, физический (куда пристыковать всех математиков), химический, прочих естественных наук+медицинский и гуманитарный. Проблема в том, что физфак, биофак, химфак и прочие большие факультеты сами по себе сильно больше среднего академического института. И дополнительно у них есть расходы связанные с обучением студентов, а не только научные.