Feb 12, 2009 23:00
При подготовке и проведении "Своей игры/Угадай мелодию" про шусскому шансону столкнулся с таким явлением как нелюбовь к упомянутому жанру среди большей части знатоков. В связи с этим хочется услышать ответ на следующие вопросы.
1.Почему в России абсолютное большинство фанатов рока ("русского" или классического или панк-) ненавидит шансон и наоборот?
2. Почему большинство знатоков предпочитают рок шансону?
Многие скажут: рок - это музыка протеста против системы; музыка свободы; музыка, несущая свободу; музыка со свободной энергетикой etc. Шансон многие отнесут к музыке маргиналов. Если рок можно назвать музыкой демонстраций, то шансон можно смело назвать музыкой подворотен. Однако так ли далеки эти стили друг от друга, как мы думаем?
Оба стиля, если задуматься, несут в себе примерно одинаковое протестное начало и направлены против государственной системы. Мелодически и по текстовой структуре песни того и другого жанра совпадают на 90 %. Различие, по большому счету, в форме выражения протеста. Музыкальную составляющую подробно разбирать не буду, поэтически протест в роке выражается через борьбу с системой, в шансоне - через трагедию "маленького человека" (любовную лирику здесь не рассматриваем - она вообще всюду практически идентична, за исключением, пожалуй, панка).
Что у нас в роке (так называемом "протестном") по части текстов? Некто (один или группа) считают, что с системой надо бороться в силу ее несправедливости или иных пороков ("Полковник Васин", "Пацаны"). При этом факт страдания героя или героев от произвола системы или вовсе отсутствует, или скрыт. В шансоне: противопоставление слабого, несправедливо обиженного человека и государственной машины ("Трактат о дураках" А. Новикова, "Честный вор" М. Круга и т.д.). Песня во многом строится именно на факте такой обиды и на обстоятельствах ее нанесения.
Схожа сама структура песен. По структуре, по мелодическому рисунку абсолютное большинство хитов в роке и шансоне очень похожи. Слишком похожи.
Дабы не быть голословным - все знают такую группу как ДДТ. Хорошая группа, сильные тексты, не самая плохая музыка, мощная энергетика Шевчука. Какая самая известная песня у ДДТ? Правильно, "Осень". Она же "Что такое осень". Разберем музыкальную составляющую. Гармония: тоника - доминанта - тоника-субдоминанта-тоника. В одном месте (в припеве) есть прыжок в шестую ступень. Общая структура песни: куплет, припев, куплет, припев, соло, куплет, припев, припев, кода. Все бы хорошо, только аналогичным образом строится практически любая песня в жанре "городской романс". Пример - "Падал снег" М. Круга. Гармония: тоника-доминанта-тоника-субдоминанта-тоника. Структура песни: куплет, припев, куплет, припев, соло, куплет, припев, припев/кода. Схема практиччески идентична, что и требовалось доказать. У Круга чуть беднее гармония (нет прыжка в сексту), но богаче аранжировка.
Получаем, что по большому счету разница состоит в используемом наборе аранжировок. Однако минимально необходимый набор инструментов (барабаны, гитара, бас) используется в обоих стилях. Для шансона минимально необходимыми являются также клавиши либо скрипка. Принципиальной разницы все равно не получается (НАУ и БГ, насколько я знаком с их творчеством, не использовали звук distortion, зато клавиши, скрипки и прочие флейты - весьма и весьма нередко). В чем тогда заключается принципиальная разница между "Падшим ангелом" и "Золотыми куполами"?
Почему же большинство знатоков не любит шансон?
Music:Green Day - Walking contradiction