Дебютному альбому Iron Maiden и «The Number of the Beast» уделяется больше всего внимания. Но «Killers» был основной переходной ступенью на их пути к статусу суперзвёзд
В 1981-м году для Iron Maiden наступил переломный момент. Басист и лидер группы Стив Харрис в течение 5 лет возглавлял группу, мужественно бросая вызов господствовавшему в то время панку, MOD-музыке и новой волне.
Несмотря на то, что после своего выхода в 1980-м году дебютный альбом Maiden попал прямиком в топ чартов и сразу занял 4-ю позицию в хит-параде Великобритании, корректировка и преобразование состава группы продолжились. Гитарист Дэннис Стрэттон, которому на тот момент было уже почти 30 лет, был слишком сильно увлечён группами Eagles и 10CC, и его уволили из группы по желанию Стива Харриса и менеджера Maiden, Рода Смоллвуда. Он был заменён старым школьным другом Дэйва Мюррея и его бывшим коллегой по группе - Адрианом Смитом.
Смита уже приглашали присоединиться к Maiden в 1979-м, но он посчитал своим долгом заниматься развитием собственной группы Urchin, достойной уважения. Год спустя, когда с его группой уже творилась полная неразбериха, он не отказал Maiden во второй раз. Его приход в группу ознаменовал собой появление первого классического состава Maiden. Спустя несколько недель, он и его новые коллеги по группе - Харрис, Мюррей, певец Пол Ди'Анно и барабанщик Клайв Барр уже работали над вторым альбомом Maiden, «Killers» - гениальной и крайне недооценённой работой, которая откроет им путь к новым победам в будущем.
Новый гитарист был всем публично представлен во время концерта в университете Брунеля (Лондон, район Эксбридж) 21 ноября 1980-го года. Полмесяца спустя Maiden снова вернулись в звукозаписывающую студию Battery Studios, находившуюся в Уиллесдене - северо-западном районе Лондона - вместе со Смитом для того, чтобы записать свой новый альбом.
Он был не единственным новым участником. За микшерным пультом был Мартин Бёрч, известнейший продюсер, который работал с Deep Purple, Rainbow, Blue Öyster Cult и другими звучными именами 70-х. Позднее Харрис говорил, что он бы обратился к Бёрчу с предложением спродюсировать дебютный альбом Maiden, если бы он не считал Мартина слишком крутым ветераном для того, чтобы вертеть ручки ради таких скромных кандидатов.
Для Смита, уже нервничавшего по поводу присоединения к группе, которая так хорошо себя зарекомендовала, участие Бёрча только увеличило напряжение. «Он был крут, но производил немного отпугивающее впечатление, потому что у него была очень большая репутация», говорит Смит. «Я имею в виду, что я едва успевал поесть перед тем, как мы шли в студию».
Адриану незачем было волноваться. Его основательный музыкальный вклад вместе с уверенным продюсcированием от Бёрча прекрасно сочетался с тем, как Харрис видел группу. Ещё многие песни, которые появятся на законченном альбоме, постоянно находились в сет-листе группы с 76-77х годов. Две песни, «Innocent Exile» и «Wrathchild», были даже старше - они находятся среди первых вещей, которые Стив Харрис когда-либо создал в своей жизни - оба трека были написаны около 1973-го года.
«Wrathchild» вошла в первый выпуск сборника Metal For Muthas, который представлял собой подборку различных песен от наиболее известных представителей новой волны британского хэви-метала - именно по этой причине она не вошла в дебют. Но окончательная версия песни оказалась намного лучше и продемонстрировала, на что способна эта новая версия Maiden, уже приближающаяся к идеалу.
Энергичные и выдержавшие испытание временем песни «Another Life» и «Purgatory» (ранее называвшаяся «Floating») как были, так и остаются классическими образцами Новой волны британского хэви-метала, как самые короткие и бойкие песни этого жанра, в то время как длинный трек «Drifter», закрывающий альбом, это, безусловно, песня Maiden, наиболее сильно пропитанная духом 70-х, с её весёлым риффом, беззаботной атмосферой и текстом в стиле малолетних любителей джаза ('What you feeling when you hold me tight? I’m gonna cuddle up with you tonight').
Между тем, «Prodigal Son» - единственная песня из эры Ди'Анно, никогда не исполнявшаяся вживую - это Maiden в своей самой разносторонней и экспериментальной форме, создающие мягкий, полуакустический и прогрессивный мини-эпик с мрачным, оккультным текстом ('Devil’s got a hold of my soul, he’s driving me mad'), указывающим путь к сатанинской панике альбома «The Number of the Beast» 1982-го года. Прежний бонус-трек и сегодняшний сингл «Twilight Zone» - в спешке написанный группой самостоятельно, пока Мартин не наблюдал за ними - местами представлял собой неистово напряжённый хэдбенгинг, который сопровождался захлебывающимися строфами и возрастающими фальцетными воплями. Они сделали своё дело и испытали выдержку Брюса Дикинсона на его секретном прослушивании в сентябре 1981-го года.
Показательно, что два трека, специально написанные для этой пластинки, относятся к числу самых лучших песен за всю историю Maiden: я имею в виду вдохновлённую Эдгаром По «Murders in the Rue Morgue» с изощрённым, компульсивным пением от Пола Ди'Анно и заглавный трек альбома, искромётную «Killers», которая как нельзя лучше вызывает чувство того, что вас преследует какой-нибудь псих во время ходьбы по тёмной улице, в любую секунду готовый догнать и полоснуть свою жертву остро заточенным ножом.
Как и надеялся Харрис, Бёрч удачно уловил и запечатлел энергию, азарт и кипящую химию нового состава Maiden, подарив им то самое звучание, о котором всегда мечтал басист. Между тем, гитарный дуэт Адриана Смита и Дэйва Мюррея тут же прочно утвердился.
К сожалению, не все были так впечатлены альбомом, когда он вышел 3 февраля 1981-го года. Британский музыкальный еженедельник Sounds поступил шокируеще подло, поставив альбому одну звезду, музыкальный критик Робби Миллар заявила, что «это больше неудача, чем триумф». Харрис отметил, что Миллар встречалась с Ди'Анно, и он бросил её незадолго до этой критической заметки.
Click to view
Разочарование отразилось и в первоначальном размещении альбома в чартах. В то время, как дебютный альбом достиг 4-го места в хит-параде Великобритании, 12-я позиция «Killers» не оправдала надежд - вплоть до выхода «Virtual XI» в 1998-м это было самое низкое место в чартах, которое занимал новый альбом Maiden. Более 30-ти лет спустя, сам Пол Ди'Анно ретроспективно всадил нож в альбом. «Мне не нравятся 'Killers'», - признался певец во франкоязычной книге «Эпопея "Убийц"» (L'epopee des Killers) 2005-го года. - «Я думаю, что он не дотягивает до высоты первого альбома. Не спрашивайте меня, почему. Мы все работали, как проклятые, но в нём всё равно нет магии первого альбома».
На мнение Ди'Анно мог повлиять тот факт, что «Killers» - последний альбом, который он записал вместе с Maiden. Пристрастие своенравного фронтмена к алкоголю и наркотикам начали компрометировать его выступления на гастролях, последовавших за альбомом, и к осени 1981-го года его уже не было в группе, а Стиву Харрису пришлось искать нового вокалиста.
Заменит Ди'Анно, конечно же, Брюс Дикинсон. Его появление совпало с началом работы над третьим альбомом группы - «The Number of the Beast», и ознаменовало собой, возможно, самую важную главу в истории Maiden - периода, когда они превратились из смелых, но решительных музыкантов, неожиданно получивших известность, в силу, с которой нужно считаться.
Сегодня «Killers» занимает уникальное место в дискографии Maiden. Эта пластинка любима ценителями творчества группы, но не так сильно, как альбомы по обе стороны от него. Однако, если «Killers» и можно назвать разочарованием, то только по сравнению с тем, что было после него. Для самих Iron Maiden это был самый драматичный переход в их выдающейся карьере, и ключевая промежуточная ступень перед тем, что было дальше.
Использованы материалы сайта loudersound.com.