Не каждому самолету достается место на пьедестале славы. Участь прототипов и первых серийных бортов, как правило, одна - это аварии и катастрофы, а если кому и повезло, переход в «заботливые руки коррозии» или вообще в металлолом. Как пишет газета «Известия», помимо обычных МиГ-21 и МиГ-23, Су-22М и Су-24 в заявку попали первый опытный образец дальнего стратегического бомбардировщика Ту-160, один из первых серийных Ту-22М.
http://lenta.ru/news/2013/05/15/planes/Но некоторым везет по летной и наземной жизни… Удача не отвернулась от первого СЕРИЙНОГО самолета Су-17 (86-01).
В настоящее время он установлен у входа в ЕЕВАУЛ.
![](http://ic.pics.livejournal.com/chetbor/16113018/33538/33538_300.jpg)
До него все испытания проводились на перекроенном серийном Су-7БМ (48-06), при этом хвостовую часть доработали по варианту БКЛ, который получил обозначени С-22И. Самолет был поднят в воздух 2 августа 1966 г. лётчиком-испытателем В.С. Ильюшиным. В 1967 г. опытный экземпляр нового самолета, под обозначением Су-7ИГ, был показан публике на воздушном параде "Домодедово".
Затем были построены три предсерийных самолета 85-01, 85-02 и 85-03. И началось серийное производство.
Самолет получил название Су-17, первый серийный номер 86-01.
![](http://ic.pics.livejournal.com/chetbor/16113018/33873/33873_900.jpg)
Первые три серийные машины имели остеление передней части фонаря без переплета - 86-01,86-02 и 86-03.
![](http://ic.pics.livejournal.com/chetbor/16113018/34263/34263_900.jpg)
Затем было принято решение вернуться к остеклению передней части фонаря по типу Су-7БКЛ, но толщина переднего бронестекла была уменьшена.
Установленный самолет неоднократно проходил доработки под вновь выпускаемые серии. Хорошо видно место установки аварийного ПВД, которое вначале было расположено тоже на правой стороне.
![](http://ic.pics.livejournal.com/chetbor/16113018/35116/35116_900.jpg)
В процессе испытаний было выявлено, что самолет имеет склонность к сваливанию в одну сторону. Аварийное ПВД было измененно по типу основного и перенесено на левую сторону.
Первоначально самолеты выпускались с аэродинамическими гребнями только на внешних крыльевых точках подвески. Затем было принято решение установить еще одну пару аэродинамических гребней ближе к фюзеляжу.
![](http://ic.pics.livejournal.com/chetbor/16113018/34999/34999_900.jpg)
Фото Су-17 из музея в Монино с одной парой аэродинамических гребней.
Такое расположение ПВД и аэродинамических гребней сохранилось при дальнейшем производстве всех модификаций Су-17 (от Су-17 до Су-17м4)
А вот и сам номер серии самолета.
![](http://ic.pics.livejournal.com/chetbor/16113018/34433/34433_900.jpg)
86-01
![](http://ic.pics.livejournal.com/chetbor/16113018/34667/34667_900.jpg)
Продолжение.
Поиски продолжались и стало понятно из-за записей на авиационных форумах, что самолеты 86-02 и 86-03 утрачены давно.
Самолет 86-03 с бортовым номером 16 столкнулся с другим Су-17 при газовке на ЦЗТ техническим составом по ошибке техника. Было в зиму в зиму с 1975-го на 1976-й ы 43 апиб на аэродроме Чойбалсан, Монголия. Самолеты были в штате 1-й аэ. Одна только получилась неувязочка, беспереплётного козырька для «шестнадцатого» на заводе сделать не смогли. Так он и получил совершенно типовую голову, утратив свою уникальность навсегда.
Самолет 86-02 испытывался в ОКБ до 1974-го, бортовой был № 30. Передача в ВВС примерно в середине 1976-го. Самолет попалв 43 апиб - бортовой 14. 86-02 долго стоял в 43 апиб в зоне в псевдобоеспособном состоянии из-за трещины подфонарной рамы как раз под беспереплётным козырьком. Возможно ему, как его собрату 8603, заменили нос на ремзаводе, естественно, на обычный.
Самолет установленный перед ЕВВАУЛ 86-01 проходил испытания по различным программам в ОКБ и ГНИКИ до 1976-го, бортовой у него был № 57. В начале 1977-го был передан обратно в ВВС, сейчас стоит как памятник в Ейске.
Так же был обнаружен предсерийный 85-01, который вроде бы уже к 1971-му был передан из ОКБ в ЛИИ, там испытывался по различным программам минимум, до 1975-го. Бортовой в это время у него был № 68. Судя по шильдикам, именно эта машина сейчас стоит как памятник на территории завода в Комсомольске-на-Амуре № 24.
ФОТО -
https://static.panoramio.com.storage.googleapis.com/photos/large/39559188.jpg Спасибо Timofej и PPV с форума ИБА