Директорская проблема в корпоративном споре

Aug 11, 2014 22:13

В последнее время часто сталкиваюсь с такой проблемой в корпоративных спорах как захват и уничтожении бывшим руководителем организации уставной, бухгалтерской и иной необходимой в деятельности юрлица документации при снятии с должности. Бывают просто вывозят, а потом говорят, что потеряли, а бывают и уничтожают на зло акционерам.

Проблема в том, что в корпоративном законодательстве отсутствует прямая обязанность бывшего руководителя передать вышеуказанную документацию новому генеральному директору. А когда обращаешься в суд с требованием обязать бывшего генерального директора передать по акту конкретную документацию, суд не вдаваясь в подробности отказывает под предлогом, что не доказано нахождение этих документов у прежнего руководителя на момент судебного разбирательства, а значит решение неисполнимо.

Я решил побороть эту судейскую неразборчивость и добиться судебной защиты юрлиц от подобных негативных экс-директоров. Сейчас одно из таких дел перешло в апелляцию и наши доводы следующие.

В силу статьи 89 Федерального закона «Об акционерных обществах» обязанность по хранению правоустанавливающих и иных документов, касающихся деятельности общества (открытый перечень которых содержится в пункте 1 данной статьи), возложена на общество. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что общество хранит документы по месту нахождения своего исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 N 03-33/пс, организация хранения документов общества обеспечивается его единоличным исполнительным органом.
Исходя из этой нормы в случае смены единоличного исполнительного органа общества печать, учредительные документы, бухгалтерская отчетность и иная документация, необходимые для осуществления руководства текущей деятельностью, подлежат передаче вновь избранному (назначенному) исполнительному органу общества. Очевидно, что лицо полномочия которого прекращены, но который продолжает, удерживать у себя учредительные, бухгалтерские и иные документы и печать и уклоняться от передачи их новому генеральному директору, нарушает требования данной нормы Закона.
Согласно ч. 3 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
Таким образом, Ответчик не вправе удерживать вышеуказанные документы и печать, поскольку его полномочия как исполняющего обязанности директора ФГУ прекращены.
В силу положений статей 3, 7 и 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" организация ведения бухгалтерского учета, хранение документов бухгалтерского учета и обеспечение их сохранности возложено на руководителя экономического субъекта - единоличный исполнительный орган общества.
В связи с этим презюмируется, что руководитель, как единоличный исполнительный орган общества, обязан знать, какие документы связанные с хозяйственной деятельностью общества имеются в наличии, и где они фактически находятся.
При этом, в настоящем споре, бремя доказывания причин отсутствия документов общества (их передачи, утраты, уничтожения, несоставления и т.п.) должно быть возложено на ответчика, как бывшего генерального директора общества.

Генеральный директор, Корпоративное право, Арбитраж, Александр Зорин, Адвокат, Передача документов, Честный Юрист

Previous post Next post
Up