«Честный Юрист» Александр Зорин: «Россияне потеряли веру в «самый гуманный суд в мире!»
О проекте «Честный Юрист» в Интернете заговорили почти сразу же после его появления. В разгар «политической зимы», уже вошедшей в историю этой избирательной кампании своей гиперреактивностью социальных классов, новый проект вызвал живой интерес жителей правовой и политической блогосферы, породив массу пересудов о его востребованности и целях.
Наш корреспондент встретился с автором нашумевшего проекта - известным российским правозащитником, кандидатом юридических наук Александром Зориным:
- Александр, Вам не кажется, что в нашей стране словосочетание «честный юрист» вызывает скорее раздражение, чем симпатию?
- Согласен, за последние два десятилетия понятие «юрист» было неоднократно дискредитировано вследствие крушения советской правовой системы и последующего социального и экономического хаоса, а «четность» и вовсе превратилась в понятие нон-грата. Для меня лично проект «Честный юрист» - это, прежде всего, реальная возможность донести мой образ правового мышления, который основывается на правдивости оценки любого социального события, до конечного потребителя - гражданина России. Ведь слово «честный» родственно др.-инд. «cíttiṣ» - «мышление, понимание, намерение».
Этот образ мыслей я перенес на интернет-платформу Живого Журнала, создав блог «Честного Юриста». На страницах этого ресурса (
http://chestniy-yurist.livejournal.com) я делюсь с читателями неангажированой экспертной оценкой на резонансные происшествия, судебные процессы, политические акции.
- Можете остановиться на содержании проекта подробнее?
- Конечно. Прежде всего, проект «Честный Юрист» носит не только общественный характер, но имеет реальное практическое применение. Особенностью этой задумки можно назвать то, что я оживляю сухие юридические процедуры: выкладываю видеообращения участников процесса, фотографии из залов суда, конкретные судебные акты и многое другое.
Фактически гласностью я стараюсь бороться с судейским хамством, использованием «телефонного права» либо аффилированностью судей. Но для достижения ощутимых результатов нужно опираться на поддержку профессионального сообщества. Я много размышлял о необходимости этой борьбы - она нужна сегодня и юридическому сообществу, и самим гражданам России, давно потерявшим веру в «самый гуманный суд в мире». Я решил начать с себя и показать пример другим. Это сложное дело - выявлять недостатки в работе конкретных судей с указанием фамилий и судов, поверьте мне. Тем более, что сами многие судьи не стараются «обновляться», как того требуют лидеры государства.
- Оказываете ли вы прямую помощь своим читателям? Может быть, даете консультации?
- На практике наше общение в блогосфере выглядит так: я рассказываю людям о конкретных интересных делах, которые веду сам или мои коллеги, даю короткие консультации, публикую процессуальные документы, анализирую резонансные политические акции как правовой эксперт… В целом, в этом и заключается борьба с правовым нигилизмом. Об этом, кстати, много говорил в течение своего президентского срока Дмитрий Медведев, и я полностью с ним солидарен в этом вопросе.
- А Вы вообще сами лезете в политику?
- Знаете, все зависит от того, что мы называем политикой в России. Вы ведь сами знаете, насколько тесны внутренние административные связи между российскими государственными ведомствами и судами. Многие правовые вопросы непосредственно завязаны на чьей-то политической воле или, напротив, нежелании определенных сил нарушать сложившиеся коррупционные механизмы. Поэтому приходится порой пройтись «Честным Юристом» и по «народным избранникам», и по региональным властям, и силовым ведомствам.
Хотя, начиная вести блог «Честного Юриста», я встретил откровенно много скептицизма и недоверия. Я освещал и анализировал самые громкие темы: дело с квартирой Патриарха, заявление о создании шариатских судов, арест Pussy Riot, конфликт Тахчиди и Голиковой, поступки Навального и Удальцова, действия солдата, от неудачного броска которого погиб майор Солнечников, и другие информповоды зимы-весны 2012 года. Мои комментарии многократно перепечатывались в сети, размещались на сайтах информагентств.
Не соглашаясь со мной по оценке тех или иных правовых проблем, некоторые блоггеры сомневались, что я вообще юрист, и сильно спекулировали со словом «честный». Пришлось выложить все свои дипломы об образовании, в том числе и корочку кандидата юридических наук. Первый вопрос отпал, остается доказывать свою честность! Но в этом и есть преимущество моего блога: суметь доказать, что в России можно и нужно быть Честным Юристом с большой буквы!
Блогерское сообщество вообще гостеприимное? Как относятся к новичкам?
- Знаете, при современном охвате Интернетом планеты блог, по сути, является открытием некой независимой сферы своих интеллектуальных возможностей, а в моем случае - возможностью быстрее донести до читателей интересную правовую и политическую информацию, которой за время моей практики скопилось достаточно. А с корифеями блогосферы я особо не ругаюсь, даже подружился со многими из них. Сегодня ведь у нас вся интеллектуальная и политическая элита страны присутствует в блогосфере. А чем «Честный Юрист» хуже этих заслуженных товарищей? (смеется)
- Согласен, ничем. Но сама юриспруденция - наука весьма скучная, полагаете, сможете найти много сторонников своего дела?
- Думаю, что проект «Честный Юрист» на правильном пути, поскольку записи, или, по-блогерскому, - посты - собирают большое количество положительных комментариев. На моих глазах «жители блогосферы» начинают интересоваться правом, задавать вопросы. Получается, что популяризируя право через блогосферу, я стараюсь сделать его простым и доступным, вовлечь людей в правозащитную деятельность, научить их не боятся идти в суд или бороться с беспределом конкретных чиновников, спорить с государством, выражать свое мнение не только в сети, но и на бумаге, добиваться своего!
- А за пределами Интернета, так сказать, в «мирской жизни», Вы чем занимаетесь?
- Сейчас я возглавляю научно-правовое управление уважаемой организации - Центр делового консультирования «РуссЭлитКонсалтинг». По этому направлению у меня много правовой практики. На вскидку, из моих последних дел, - участие в процессе по банкротству дочерних структур «Mirax» (того самого веселого бизнесмена про миллиард и пятую точку), борьба с рейдерскими атаками на группу английских компаний «Бишопсгейт», защита молодых деятелей шоу-бизнеса (певица Корнелия Манго, суд против продюсера группы «Стрелки» и др.). Это, что называется, текучка.
Кроме того, конкретно сейчас защищаю большую группу военнослужащих, выбивающих свое жилье от Минобороны. Также консультирую депутатов Госдумы, готовлю законопроекты. Или вот: смешной суд, где я защищаю экс-руководителя Федеральной комиссии рынка ценных бумаг Игоря Костикова от нападок скандально известной журналистики Елены Масюк, которая требует с бывшего министра баснословных денег за то, что он, якобы, подглядывает за ней с балкона и требует эти самые балконы снести. В общем, работы хватает, а вот времени - нет! (смеется)
- А Вы обладаете монополией на честность? Вообще, Честный Юрист у нас стране один?
- Безусловно, нет! И я не претендую на монополию честности, наоборот, стараюсь привлечь всех честных юристов, да и вообще честных людей к объединению и общественной деятельности. Пока мы объединяемся в Интернете, а дальше - кто знает…
В компании с современными, деятельными единомышленниками, в разгар «кризиса пассионарности», можно добиться больших общественно-политических результатов. Почему бы не появиться партии «Честная Россия», своеобразной «лиге общественно-честных джентльменов», способных на больше, чем отсыпаться в парламентских креслах и кушать кокосы на заграничных курортах? Готовых и умеющих профессионально писать законы в Парламенте и заставлять работать 3 статью Конституции России? Поверьте мне, в нашей стране достаточно профи, способных реализовать эту концепцию!