Арабский философ и практик Ибн Хальдун занимался проблемой упадка династий мусульманских держав. Ввел термин Асабия - сплоченность элиты, способность жертвовать собой ради всей группы. Асабия, по мнению Хальдуна, падает с каждым поколением правителей проживших в городской цивилизации. На смену деградировавшим элитам приходят ребята с периферии цивилизации. В случае арабов - это бедуины и прочие племена, находящиеся ещё на этапе родоплеменных отношений.
Но и про экономику араб писал весьма дельные вещи. Резюмируя:
"Ибн Хальдун считал, государство должно заниматься организацией общественных служб для создания рабочих мест, строить дороги и принимать меры для поощрения торговли и производства. Вмешательство государства в коммерцию приведёт к разрастанию бюрократической системы и наемной армии, в результате чего предприниматели не смогут нормально заниматься торговлей и получать прибыль от своих предприятий. Результатом экономического упадка может быть исход населения городов и промышленных центров в альтернативные места проживания, что приводит к падению спроса на товары и ещё больше усугубляет ситуацию. По Ибн Хальдуну, самое лучшее государство - государство с минимальным бюрократическим аппаратом, минимальной армией и минимальным налогообложением, которое занимается обеспечением законности и порядка."
До боли мне знакомые принципы, я их сформулировал так, максимальная защита от силового перераспределения при минимальных налогах. Мне понадобилось лет 15 размышлений, чтобы до этого дойти. Но эти разумные вещи самооткрываются чуть ли не каждую секунду в разных логических башках. Другое дело, что эти тезисы не вошли в мейнстрим ни в 14 веке, ни сейчас. Поэтому новые и новые поколения будут грызть социалистический и патерналистический кактус, истекая кровью и слезами, даже не догадываясь, что всё уже открыто
минархистами.
Фактически после Хальдуна можно не читать Адама Смита, мизосов всяких, Кейнс тоже слабак по сравнению с этим арабом. Хальдун открыл и закрыл экономический вопрос. Основные законы экономики описаны. Другое дело, почему эти принципы не воплощаются в жизнь, и тут Хальдун вставляет Асабию. Дело в том, что элита не всегда хочет процветания своего государства, чаще она хочет процветания себя любимой, это если очень упрощенно. Поэтому рассказывай им про оптимальное устройство экономики, не рассказывай - всё пустое. Колючий кактус, наше всё.
«Чем более многочисленны и разнообразны этапы производства в том или ином ремесле, тем больше людей в него вовлечены. Причём каждая группа работников занимается своим делом. Постепенно в ремесле все более четко выявляются различные виды работ, люди, которые ими занимаются, приобретают все больший опыт в том, что делают. Время и постоянные повторения одних и тех же действий способствуют созданию и укоренению ремесел»
Ибн Хальдун отстаивал стабильную кредитно-денежную политику и был против того, чтобы власти играли на стоимости валюты (Набиулинна, смотри сюда б...!). Он считал, что искусственная инфляция приводит к потере доверия к валюте со стороны населения. Одним из приоритетов политики государства должна быть защита покупательной способности денег, для чего необходимо создавать независимые кредитно-финансовые учреждения (ФРС придумал гад). Говоря о количестве денег, Ибн Хальдун утверждал, что «количество денег не имеет значения для благосостояния страны» (ФРС явно это учитывает). По его мнению, монетарная политика должна быть стабильной, продуманной и направленной на защиту покупательной способности денег, а население должно быть защищено от обесценивания денег (это уже в пользу сторонников биткоина).
Ибн Хальдун был противником вмешательства государства в формирование цен на товары и услуги. Политика, в которой правитель скупает товары по самой низкой цене, а затем продаёт этот же товар по выгодной ему цене (Троцкий, смотри сюда с***!) по мнению Ибн Хальдун, влечет за собой следующие последствия:
«Фермеры и торговцы больше не способны самостоятельно заниматься торговлей, которая позволяла им зарабатывать и обеспечивать себя».
Став постоянной, подобная практика «лишает их любой инициативы в предпринимательстве, что разрушает бюджетно-налоговую структуру». (это к вопросу о предательстве кулаков, которые не хотели Сталину хлеб продавать, но коммуняги до сих пор понять этих людей не могут и не смогут, ибо сами ни зернышка за свою жизнь не вырастили на своем поле)
«Со временем участие правителя в торговле может привести к разрушению культуры и цивилизации». (привет совкодрчрм!)
Политика фиксированных цен «еще более опасна, вредна и разрушительна для субъектов предпринимательства, чем участие государства в коммерции или сельском хозяйстве, которое быстро оборачивается вредом для предпринимателей, становится губительным для их доходов и снижает культурную активность» (Троцкий не читал Хальдуна, фанаты совка до сих пор не поняли то, что понял араб в 14 веке)
Ибн Хальдун считал, что право собственности является залогом выживания цивилизации, а защита и обеспечение имущественных прав должны быть закреплены законодательно (и сегодня некоторые леваки считают Хальдуна левым социалистом, прикрываясь асабией как коллективизмом, но Асабия это не коллективизм, а способность правящей элиты умирать за интересы государства или топового клана, никакого коммунизма или социализма в Асабии нет).
По его мнению, «когда пропадает мотив приобретать и получать имущество, человек не предпринимает никаких усилий для его приобретения. Степень и частота нарушений права собственности определяет, насколько ослабевают усилия субъекта, направленные на приобретение имущества». Ибн Хальдун связывал право собственности со справедливостью, а посягательство на собственность считал актом несправедливости. Он считал, что при отсутствии справедливости «совершается уничтожение человеческого рода», и, следовательно, несправедливость должна быть запрещена".