Эта статья лишь плод моей фантазии, в ней множество допущений, практически нет фактов.
В европейской фолк мифологии, созданной по большей частью в 19 веке, часто можно встретить идею, что дескать были времена, когда вместе с людьми жили маги, колдуны и т.д. Но затем времена магии прошли. То ли заклинания стали не те, то ли чистота крови магов снизилась, то ли христиане пришли на эту грешную землю и всех магов перекокали.
Если принять такое магическое прошлое за реальный факт, то как всё это можно объяснить логикой, каковы были политические и экономические причины существования магов и последующего их исчезновения?
Кто такой маг? Маг - это человек, который обладает магическими способностями, то есть умеет делать то, что обычные люди не умеют.
Какие это были свойства? Про файерболы, левитацию и прочие волшебные заклинания мы сейчас говорить не будем. Это явно вымысел не имеющий ничего общего с реальностью и законами физики. Иисус работал с восприятием людей, а не молнии испускал. До нашего времени дожили цыганки, которые могут некоторых людей заговаривать до потери бабла. И это явно не просто НЛП, идет некоторое воздействие на психику, которое не может объяснить современная наука. Короче, магия - это воздействие на психику человека, а возможно и животных.
С магами вроде бы разобрались. Теперь к вопросу об их роли в тогдашней жизни. Допустим, магов было так много, что они были чуть ли не в каждом человеческом поселении, что в итоге вылилось в традицию иметь в каждом поселении жреца, волхва, а потом и священника.
Зачем каждому человеческому поселению нужен такой человек? Тем более, если моделировать взаимоотношения таких групп, у которых есть маги-телепаты, то очень скоро они начнут войны, и победившая группа, точнее маг, её возглавляющий, расправится с магом проигравшей группы. Таким образом, маги, как горцы из знаменитого фильма, будут друг друга искать и скорее всего убивать.
Но это если только каждому поселению не нужен был бы маг для элементарного выживания. Тогда да. Побежденный более сильным магом маг не убивается, а остается и далее оберегать местную завоеванную другим магом популяцию, соответственно и власть победившего мага над захваченным поселением не тотальная. Маг победитель не хотел убивать побежденного мага, так как вместе с его смертью почему-то гибла и та община, которую побежденный маг охранял, что делало такие убийства бесполезными.
Однако позднее, когда некая функция магов перестала быть такой важной и необходимой, маги стали резать друг друга со страшной силой. А потом и тотальный геноцид устроили с помощью монотеистических религий.
Единственным фактором, который оправдывал существования мага в каждой стоянке первобытных людей, может быть только некая опасность, с которой мог справиться только маг, а обычные люди не могли. Причем эта опасность должна была быть повсеместной. Маг, грубо говоря, контрил эту опасность.
Постоянные читатели уже поняли к чему я клоню.
Единственной психотронной опасностью, с которой могли столкнуться все наши предки на самом начальном этапе расселения человечества - это популяция человекообразных существ, которые могли воздействовать на психику людей и животных.
Главным подозреваемым я вижу йети. Да, тут мы вынуждены сделать второе большое допущение. Если мы признаем наличие магии в древности, то необходимо и признать наличие снежного человека, иначе маги не нужны в таком.
А судя по свидетельствам очевидцев йети живут практически в любых природных зонах. Тогда получается, что в древности снежные люди могли жить чуть ли не в каждом лесочке, более того, они были верхушкой пищевой цепи и реальными хозяевами земли.
Как объяснить феномен трудной поимки снежного человека. Единственным логическим аргументом тут может быть только телепатия. Волосатые люди трудно ловятся потому что могут воздействовать на людей. А тех, кого удается поймать или обнаружить труп, вдруг таинственным образом исчезают.
Почему некие силы так боятся правды о снежном человеке? Если мы поймаем йети, представим его широкой общественности. То очень скоро станет известно о его психотронных свойствах, более того, очень скоро выяснится, что люди и снежные люди могут давать потомство. И появятся вопросы, люди начнут думать в ненужном кому-то направлении. Почему, если йети не вымер, то не могут найти ископаемого йети? Потому что сразу же начнется за ним охота. Неандертальцев или коротышек можно находить, про них криптозоологии ничего не известно. А вот бигфуты буквально кричат артефактами о своем современном существовании, и если бы был найден пусть и древний скелет, это было бы переворотом современного мира и крахом кое-кого. Поэтому если скелет и будет или был найден, то его никто не увидит, а нашедший забудет.
Попытаемся реконструировать тогдашние условия. Как только человечество пытается начать расселяться по планете, оно встречается с популяциями других человечеств (на сегодня наукой доказано смешение людей как минимум с двумя другими человечествами: неандертальцами и денисовцами, хотя Валуев вроде бы убедительно доказывает возможность скрещивания и с йети, причем я не шучу).
Обладали ли неандертальцы психотронными свойствами? Вполне возможно, что в некоторой степени да. Они были в основном охотниками, а значит естественный отбор шел в сторону усиления тех генов, которые помогали охотиться. И если кто-то из охотников мог хоть немного сбивать жертву с толку, то он размножался гораздо быстрее.
Но неандертальцы все-таки полностью вымерли или были переварены окончательно людьми, так как занимали одну и туже экологическую нишу, что и человек. Но если были гоминиды-телепаты, которые занимали несколько более животную нишу и могли существовать, где человеку существовать бессмылсенно, то они вполне могли бы дожить до наших дней, уходя от расширяющейся цивилизации всё дальше и дальше в неудобные для людей пустоши.
В первом литературном произведении человечества, эпосе о Гильгамеше, фигурирует некое волосатое существо. Причем очень хорошо описаны повадки этого существа, более того, оно не просто фигурирует там, как какой-то проходной монстр, которого надо завалить главному герою. Нет. Энкиду был другом главного героя, то есть самого Гильгамеша.
Из описания следует, что Энкиду был здоровенным волосатым гоминидом. Его рост говорит о том, что он явно не был неандертальцем, он был выше среднего человека, но более коренаст по фигуре, но ниже Гильгамеша. Да и существовал он вместе с животными и как животное, не носил одежды, не применял орудия. Неандертальцы же все-таки имели культуру. Энкиду не только жил как зверь, он еще мог и управлять животными. Описаны конфликты людей-охотников и Энкиду. Волосатый человек помогал животным, он ломал ловушки охотников. И странно тут то, что он сам в них не попадал.
Вроде бы тупая обезьяна в степи, а вот, хрен её поймаешь, любые ловушки обходит. Единственным объяснением того, что он мог управлять животными и видел заранее все ловушки, является наличие у него особых способностей. Любой предмет, которого касалась рука человека, возможно, не только пахнет человеком, но и на каком-то якобы неведомом нам поле оставляет загрязнение. Энкиду сразу видел все эти ловушки, потому что мог видеть человеческую энергетику в этом поле.
Но и сам Гильгамеш был не простым человеком. Помимо просто физического превосходства над обычными людьми было у него еще и что-то такое, что держало весь город в страхе. Гильгамеш откровенно издевался над местным населением, трахал всех молодых девушек, мужиков же использовал как рабов на государственных стройках. Причем всё это без репрессивных технологий и бюрократического аппарата принуждения. Просто стучал в барабан, и все девственницы города послушно шли в его дворец. Терпеть такое и не восставать могут либо полные терпилы (а в то время смута была обычным делом), либо беспомощные люди. А что делало их беспомощным против Гильгамеша? А вот, то самое. Как можно на него напасть, если он способен одним взглядом остановить сердце человека? Тут уж никуда не денешься и прогнешься.
И вот два этих персонажа встретились. Причем опять таки интересна прелюдия встречи. Собственно, как они встретились, если жили в разных средах. Один в глухих степях, второй во дворце. А встретились они во сне. То есть либо тот, либо другой, но они нашли друг друга тоже на неком неведомом науке пространстве. Гильгамеш тут же организовал экспедицию отборных шлюх в эти степи, и шлюхи привели с собой соблазненного ими Энкиду. Гильгамеш немного подрался с обезьяной, и понял, что не может в равной схватке его одолеть.
Хотя, скорее всего, одолеть с помощью армии людей он его все-таки мог. В драке была ничья, а вот если бы на стороне Гильгамеша было бы пару стражников или солдат, то он вполне мог бы и победить. Тут важно другое, Гильгамеш не стал убивать Энкиду, потому что ему было интересно встретить существо, такое же сильное в плане психотронного воздействия, как и он, хотя и более глупого, а главное, если его приручить, то можно использовать его в своих целях. Может быть, Гильгамеш увидел в ходе схватки, что Энкиду может что-то такое, чего он сам не может.
Вооружившись новым товарищем, Гильгамеш фактически начинает войну (скорее всего сам Гильгамеш лишь слепое орудие в руках одного из магов-провокаторов) против некоторых богов (под богами тут следует понимать могущественный клан топовых магов, которые и поставили Гильгамеша править в этом городе), но проигрывает её. Энкиду маги телепатически казнят, а Гильгамеш пускается на поиски эликсира бессмертия, в ходе приключений находит на островной базе Ноя и его жену. Вот собственно и суть первого литературного произведения человечества.
Как видим, мир, который описан в этой древней литературе, выглядит несколько странным. Боги ли, полубоги явно имеют психическую власть над людьми, общаются между собой телепатически, присылают сообщения во снах, а если очень нужно, могут убить человека на расстоянии, более того, где-то на окраинах бегают волосатые существа также умеющие воздействовать на людей и на животных.
Узнав, что боги начали его дистанционно умерщвлять, Энкиду решил проклясть и шлюх и охотников, которые участвовали в операции по его заманиванию в Урук. Казалось бы обычное дело. Однако сам Шамаш вышел на телепатическую связь с Энкиду с требованием не желать плохого всем этим людям, мол, они не виновны. Почему вдруг все так всполошились? Если Энкиду тоже был маг, то вполне мог активировать в мозгу людей не только программы страха, но и механизмы самоликвидации. Грубо говоря, те проклятия, которые он изрекал и были запуском таких механизмов. Маг Шамаш увидел это и потребовал прекратить проклинать местное население, которое фактически было во власти Шамаша и было его собственностью.
Может быть, весь этот эпос и некоторые прочие мифы и сказки про далекое прошлое, про соловьев разбойников, сидящих в лесу на деревьях, которые могут коней останавливать свистом (а йети очень любят свистеть). Всё это отголоски неких реальных фактов.
Теперь попробуем объяснить экономическую и политическую роль магов в истории. Я сейчас не буду касаться вопроса, а кто собственно дал и йети и магам такие способности. Появились ли они сами в ходе эволюции или тут действовала некая разумная сила. Вопрос этот интересный, но выходит за рамки рассматриваемой ситуации. Нам не так уж и важен сейчас источник этих способностей, рассмотрим, что с этим происходило.
Итак, планета заселена множеством популяций как человека, так и других человечеств.
Чтобы вылезти из Африки и начать распространяться по всему миру, люди должны быть более эффективными в экологическом плане, а также люди в прямых или косвенных стычках, в силовом противостоянии должны были побеждать другие виды людей. Если не учитывать психотронные факторы, то побеждать денисовцев и прочих неандертальцев люди могли. Достаточно того, что неандертальцы не могли или не умели стрелять из лука. Да и щиты у них вряд ли были. Так что люди со своими луками, были непобедимыми. Конечно, могли быть рукопашные схватки, когда людей заставляли врасплох, ночью, но в общем и целом люди зачищали всю среду от чужих.
А вот с йети могли возникать проблемы. Как мы видим из эпоса, охотники ничего не могли с ним сделать, ни стрелой завалить, ни в ловушку поймать, хотя и сам йети не проявлял агрессии. И это уже период более поздний. А если представить ранний период, когда люди только пришли в степи междуречья?
Бегают громадные волосатые существа, которые могут безнаказанно приходить, брать что хотят и кого хотят. Честно говоря, при таком раскладе колонизация этих новых земель была малоперспективной.
Но если каждый выселок людей сопровождался человеком, который сам обладал неплохими психотронными способностями, то тогда процесс должен был идти веселее. И теперь понятно почему магов нельзя было убивать в междоусобных войнах людей. Если убьешь в поселении мага, то завтра из леса придут волосатые люди и перебьют обычных людей, а место это превратится в безлюдную пустошь, которую надо заново осваивать.
Заселение людьми планеты не было сразу тотальным. Да и до сих пор на Земле есть места, где между поселениями людей огромные пустоши. Нет сплошного фронтира. Выселки заселяют самые удобные места и экосистемы, новые и новые группы людей заселяются вглубь новой территории, в первую очередь захватывая самые лучшие кусочки. И только потом из-за демографического давления люди вынуждены заселять места и похуже, затем еще похуже и т.д. То есть первое время заселение было похожим на древовидную структуру, которая довольно медленно утолщала свои ветви, а не на расширяющийся сплошной круг.
В связи с этим давление лесных людей сохранялось ощутимый отрезок времени. Маги полезно использовались поколениями, а может десятками и сотнями поколений.
Но хоть и медленно, но процесс вытеснения лесных людей все-таки шел, их популяция сокращалась с каждым поколением всё быстрее. Кроме того шел ещё и отбор. Те йети, что были пригодны к ассимиляции, ассимилировались и исчезали из леса и прочих дебрей, агрессивные же уничтожались. Выживали на свободе лишь очень осторожные и пугливые. Хотя у них и нет культуры, но есть передаваемые из поколения в поколения навыки. Йети вполне могли бы убивать людей и сейчас в лесах тысячами, но не делают этого. Убить человека к беде. Люди придут, обязательно будут мстить, а еще могут и мага прислать. Так что нападение на человека не имеет для йети выгоды. Хотя я и не исключаю некоторые проказы. Например, группу Дятлова вполне мог убить подросток йети, либо не подросток, но испуганный чем-то взрослый йети.
Нечто похоже происходит и с современными волками и другими животными. Они боятся людей на генетическом уровне. Те, которые не боялись, давно вымерли.
И вот, когда чудовища стали редкостью, а нападения их стали вовсе уникальными, начал возникать соблазн устранения излишнего числа магов. Фактически речь идет о некой централизации власти.
Сначала рассмотрим вопрос иерархии. Сейчас распространено мнение, что маги и колдуны - это отдельная ветвь власти, духовная власть, а вожди и исполнительная власть это другая ветвь. Я думаю, что подобное двоевластие вряд ли могло в ту пору существовать. Тем более если сейчас духовная власть явно подчиняется силовикам, то тогда духовная власть могла сама подчинить кого угодно. Гильгамеш не просто был телепатом и родственником богов, он ещё и царем был, а не каким-то там жрецом. То есть на том этапе непосредственная власть была в руках вождя-мага. А если он и создавал должность администратора, то этот человек был рангом ниже и подчинялся воле мага.
Так вот, по мере ослабления давления со стороны йети все чаще в ходе конфликтов людей с людьми маги уничтожали побежденных магов. То есть появлялись поселения, существовавшие без магов. Да, по привычке там сооружали должность волхва какого-нибудь, но он скорее был лекарем, занимался культом (фокусами), и был частью иерархии наместника. А главным был уже обычный человек поставленный доминирующей силой господствующего мага, помазанник. Понятно, что те маги, которые начали уничтожать других магов стали получать все больше и больше ресурсов, а значит процесс этот шел взрывообразный.
На каких-то этапах стадия укрупнения государств завершилась и кланы магов, которые позднее превратились в правящие династии и тайные общества стали более цивилизованно взаимодействовать друг с другом. Вступать в альянсы, заключать браки, воевать. И теперь понятно, почему многие первые династии древности не чурались и инцеста. Ведь магические навыки были чисто генетически обусловлены. И при разбавлении этой голубой крови, навыки могли утрачиваться. И вообще весь сыр бор с родовитостью мог быть не просто так, а имел под собой вполне логическую экономикополитическую подоплеку.
Ведь если династия обладала магическими свойствами, а её пытались подменить на каких-то проходимцев, то знающие и влиятельные люди могли этому противиться. Казалось бы чего так воевать за беспомощного детеныша законного царя? Но если царь не просто царь, а маг, то смысл воевать за будущего царя мага, а не проходимца всё-таки был. Может быть, поэтому богатые семьи были не прочь поддержать самозваного царя во время Смуты. Те цари, вроде Годунова и Шуйского явно не были магической крови. Кстати, Годунов это понимал и пытался всеми путями породниться с династией, чтоб не было претензий к его потомкам в этом плане. Бояре понимали, что царь-немаг развалит страну и проиграет соседям конкурентам. Но все-таки династии рушились, их заменяли другие. Причем, как показала практика, не так уж и важно было, что конкретный новый король или хан не обладал нужными свойствами. Ему все равно подсовывали нужных девиц из клана, и потомство после отбора наследовало нужные навыки.
Появился некий консенсус разноплеменной аристократии. Они были нужны друг другу даже просто исходя из генетических законов. Если бы маги истребили себя еще тотальнее, то очень быстро началось бы вырождение, и кое-где оно таки началось. Например последний наследник российского престола как раз таки страдал от болезни преследующей кровосмесительные союзы европейских монархов.
Но политическая динамика в древности была куда интереснее. Во-первых, взрыв централизации захлестнул и те зоны, в которых йети еще представляли угрозу. Более того, эти существа могли мигрировать, и почуяв, что опасность снизилась могли возвращаться в некоторые очищенные от них ранее земли, магов то нет. С этой проблемой надо было как то бороться и маги скорее всего искали еще один особый вид людей.
Это люди, на которых психотронное оружие мало действовало. Давайте будем называть их героями или богатырями (фактически это Ведьмак из известной игрушки). В чем смысл героя? Герой побеждает чудище, которое не могут победить обычные люди, но он по статусу ниже бога, так как сам не может творить никаких чудес. Вся фишка героя или богатыря в том, что он может использовать простую человеческую силу против чудовищ, а те ничего с ним сделать не могут, так как привыкли побеждать обычных людей телепатией. Также героев выявляла война. Если в армиях противника кто-то проявлял особенные показатели, то вероятнее всего на него не действовали наваждения вражеских магов. Такие люди были ценны.
То есть это обычные люди, но на которых маг или йети не мог психически воздействовать (Илья Муромец). А если так, то группа таких людей и без всякого мага может уничтожать всех местных чудовищ. Причем их не обязательно держать на одной территории. Они могли быть кочующими наемниками или же скорее даже чиновниками, которые действовали по прямому приказу магов. Более того, такие люди были нужны и самим магам. Например телохранителей или самую топовую гвардию уместнее держать именно из таких людей. Чтобы конкурирующие маги не могли подослать мага убийцу. С другой стороны, и сами маги могли стать жертвой банального заговора таких вот героев (Орловы). Слишком сильно плодить таких людей смысла не было, иначе, если все люди такими станут, то над кем тогда властвовать, на ком паразитировать, поэтому и популяция героев была не столь высокой, да и погибали они часто при странных обстоятельствах.
Другим вариантом борьбы со случайными нападениями чудовищ могли быть странствующие недомаги. То есть такие маги, которые и претендовать на власть не могли, но всё-таки обладали некоторыми способностями. На эту роль подходят предки цыган.
Во-вторых, обязательно так случалось, что империя магов по некоторым причинам не могла расшириться в медвежьи углы, где племена с магами ещё существовали. Тогда получался довольно интересный казус. Когда на разжиревшую империю с низкой удельной долей магов и героев нападали варвары, среди варваров каждый десятый воин мог быть в той или иной степени магом, тогда как у имперцев магом мог быть только полководец или генерал (вспомним как мощно крошил Византию маг и вождь Олег, а за ним и Святослав со своими варягами тавро-скифами).
Может быть, этим и объясняется легкосокрушимость старых цивилизованных империй перед племенами, которые возвращались с фронтира. Кстати, отсюда и крепость демократических традиций у варварских народов. Если среди населения полно магов, то построить тоталитарный режим невозможно. Легче собрать некий совет, в котором имеющиеся кланы могут договариваться по тем или иным проблемам. Отсюда и растёт демократия. Она всегда может расти только на фронтире, где нет империи истребляющей магов на корню. Соорудить демократию в популяции, которая веками очищалась от магов, невозможно. Популяция все равно будет ждать царя - главного мага, который их спасет от произвола бандитов.
Вот и процветала демократия сначала на окраинах Древнего Мира, потом на окраинах католического мира. Да, однажды американская окраина и Англия тоже станут центром мира и центром империи, но вначале все эти земли были фронтиром. Да и если даже взять Восточную Европу. Кто нагибал несоизмеримо имеющимся ресурсам? Как ни странно, но мелкое племя литовцев, которые были долгое время язычниками, а значит не так сильно изничтожали магические гены. А до этого кто там шороху наводил? Викинги, приплывшие с окраины Ойкумены, русы, тоже были язычниками и бились с превосходящими силами цивилизованной империи, что Византийской, что арабской. Причем бились не в оборонительных войнах, а наступательных.
То же самое и с арабским миром. Династии халифов вырождаются, и на их место приходят какие-то бедуины с окраины обитаемого мира, а почитайте историю Афганистана. Кстати, интересно проанализировать попытку викингов закрепиться в Америке. Вроде бы они легко побеждали «культурных» европейцев христиан, но когда столкнулись с такими же варварами, которые не знали про империи, то быстро получили по щам. Решающего превосходства в технологиях у викингов не было, а магов и у индейцев было полно. А как всякие Кортесы захватывали огромные централизованные империи инков и ацтеков? Убивали или брали в плен топового мага инков, и вся империя рушилась как карточный домик (кстати, отсюда вывод, что всяких кортесов-героев отбирали знающие в магии люди). А вот североамериканских индейцев даже с пулеметами завоевывать приходилось долго и с большими потерями.
Часть 2.