Добрый вечер!
Сегодня в журнале объявляются два выходных дня от диаграмм. История нашей игры зачастую не менее интересна, чем сама игра.
Выскажу своё личное отношение к шахматной истории вообще. Самые интересные исторические странички для меня начинаются лишь с конца XV века. Именно в это время шахматная игра приобрела современный вид. Появились первые учебники, первые мастера по "новым итальянским правилам".
Изменение основных правил совпало с эпохой Возрождения, которая началась во Флоренции в XIV веке и достигла расцвета к XVI веку. Но общей волне перехода от эпохи Средних веков к Новому времени жизнерадостные и энергичные итальянцы критически стали смотреть на игру пришедшую с востока в Европу, и не менявшуюся с X века.
Отдавая должное глубинным смыслам игры, а также её трудности, итальянцы посчитали само развитие событий на доске недостаточно динамичным. Их изменения были по сути революционными. Любопытно, что нововведение поддержали и другие шахматисты (по тем временам самые сильные) - испанцы.
Судите сами, как было и как стало:
1. По новым правилам пешка делая первый ход теперь ходила на 2 клетки. Игра оживилась уже только от этого нововведения несказанно!
2. Слон был и в старом-то варианте не самой слабой фигурой. Он ходил по диагонали через одну клетку... теперь он стал хозяином всей диагонали целиком. Он почти сравнялся по силам с ладьёй, которая была сильнейшей боевой единицей в древних шахматах.
3. И наконец Королева (Ферзь). Персидский визирь был самой слабой фигурой на доске. Двигался только на одну клетку по диагонали, и по горизонтали. Как ходит Ферзь сегодня, всем известно- это самая сильная и мобильная фигура из всех.
Но это ещё не все изменения....
Изменились и названия фигур!
Но общей волне смещения внимания к человеку, к его реальной жизни, труду, творчеству- итальянцы с испанцами критически отнеслись и к названиям фигур. А также к их внешнему виду. Абстрактные, ничего не выражающие фигурки арабского типа сменились высокими, резными фигурами. Мастеровые люди стремились придать им художественный, реалистичный вид.
Но в Европе не было слонов.... и боевые колесницы уже не актуальны.
Общественность, мастера видели другой окружающую действительность.
Взять например огромное значение на доске королевы по новым правилам. Реальная жизнь показывала, что в решениях первого лица государства часто имелось много "личного мнения" именно королевы. Влияние королевы отразилось в её возможностях на доске быть гораздо более энергичной, чем сам монарх, и именно она заменила персидского визиря-советника.
Итальянцы поначалу вообще пробовали изменить название игры. Вместо шахмат, новую версию стали называть "игрой безумной королевы"
Так-же сохранялось огромное значение церкви. Хотя в Новом времени, много чего люди вывели из под прямого влияния культа, но место епископа в государстве по прежнему было в верху иерархии. Поэтому сейчас на диаграммах мы видим именно изображение епископа с крестом. Но всё-же слон был в Англии епископом, а в Италии например его переименовали в знаменосца. Во Франции- королевский шут, в Германии посыльный. Особая ситуация с этой фигурой возникла в Испании где параллельно практиковалось два названия и даже два исполнения фигур (!). Священники называли слона вместо арабского (fil)- archers (епископ), а вне церкви в ходу по прежнему был "слон" (alfil).
Колесницы были ещё более нелепы в XV веке, чем слоны. Их сменили фигуры в виде замка или башни. Часто эти фигуры выполняли в виде слона с размещенной на спине башенкой с кирпичной кладкой.
Пешки...... они так и остались пешками. Фигурками, точнее недофигурками минимальной ценности. Крестьянин (новое немецкое название), заложник (англ.), труженик (испан.) - эти названия лишь расширяют для непосвящённого в игру значение этой "души шахматной партии".
Сами шахматные фигуры стали объектом ИСКУССТВА. Об этом совершенно точно можно говорить. При их изготовлении начали активно применять токарные станки, но ручного труда мастера по кости или дереву было настолько много, что некоторые комплекты делались мастером несколько лет. В начале XVI века стали появляться не просто короли, не просто королевы на доске, а маленькие статуи, где в деталях передавался даже костюм того времени и конкретной страны. По шахматным комплектам ... можно было отследить историю европейского костюма (!)
На фото в заглавии поста- один из немногих объектов сохранившихся с эпохи Возрождения. Работа мастера из Флоренции Балдассаре Эмбриачи. Хранятся в настоящий момент в музее Оксфорда. Дата комплекта примерно 1450 год.
Живых фигур того времени сохранилось очень-очень мало. Но много есть гравюр из старых книг, где отчётливо видно какими именно фигурами играли наши предки. Они в разных странах были немного разными, но фактом остаётся одно- в основе шахмат была заложена основа тогдашнего общественного устройства. Шахматы стали уже даже не столько военным столкновением армий, сколько борьбой королевских дворов.
Одним из первых игроков, игравших и преуспевших по новым правилам был Луис Рамирес Лусена. Испанский игрок, cын испанского посла. Прославился официальной первой книгой обучающей шахматной игре- The Repetición de Amores y Arte de Ajedrez (Повторение любви и искусство игры в шахматы). Книга содержала рекомендации и задания с учётом новых правил игры, но было рассмотрение и игр по старым правилам.
Тираж был небольшим, книга вышла в 1497 году по личному заказу принца Хуана, который жаждал обучиться.
Книгопечатание уже было в ходу и эта книга открыла историю шахматной литературы. Ну а Лусена... вошёл в историю как самый первый известный шахматист "современной шахматной трактовки"
На счёт первопроходчества Лусены, в шахматной литературе у историков большие споры. Говорят что была ещё более ранняя книга шахматиста Франциска Винсента, примерно 1495 года, где было 100 диаграмм для решения. Но книга таинственным образом пропала из библиотеки испанского монастыря. Поэтому.... №1 отдали Лусене.
О самом таинственном Винсенте- неизвестно почти ничего. Но судя по всему играл он гораздо сильнее Лусены. Были специальные исследования, что и задачи Лусены и диаграммы из более поздней и сильной книги португальца Домиано- были почти полностью переписаны из книги Винсента... В монастырских рукописях есть несколько ссылок именно на книгу некого Винсента, которая ставилась как источник задач книги Домиано.
Если честно, то и играл дон Лусена не очень. Иногда не видел мата в один ход :-) Но! Вошёл в историю.
Если будет время и интерес вот здесь запись пары партий этого испанца:
http://www.chessgames.com/perl/chessplayer?pid=111443 Но уже вскоре новые правила были осознаны широким кругом игроков и неизбежно стали появляться действительно мощные фигуры в истории шахмат.
В следующей записи рассказ об очень сильном и специфически игравшем шахматисте Рюи Лопесе. Он тоже испанец, и имел прямое отношение к церковной службе. Именно с него, а не с Лусены принято вести отсчёт первых сильнейших игроков своего времени.