О привязанности. Как влияет на ребенка разлука с мамой?

Oct 04, 2013 13:23

Что происходит с ребенком - маленьким ребенком - когда мама вдруг исчезает из его жизни на несколько дней?
Фильм «Джон» как раз об этом. Он был снят в 1969 году.
Главный герой - мальчик Джон (1 год 5 мес), которого на 9 (всего 9!) дней отправили в Дом ребенка, пока мама была в роддоме. Тогда никто не знал, насколько даже такая кратковременная разлука травматична для ребенка. После фильма - узнал весь мир.

Я знаю, что видео, особенно длинное, мало кто смотрит.
Если вы его еще не видели, пожалуйста, потратьте на него 40 минут вашей жизни.
Там только черно-белое видео и закадровый текст. Больше ни звука. И эта тишина оглушает.

Вы увидите, как состояние мальчика ухудшается день ото дня. Как из живого, открытого ребенка он превращается в тихого, замкнутого, страдающего. Вы поймете, что несмотря на хорошие условия и надлежащий уход (в Доме ребенка всего несколько детей и куча доброжелательных, но постоянно сменяющихся воспитателей), ребенку плохо. И нужно ему только одно - постоянный, доступный, отзывчивый взрослый, который дарит утешение и ласку, и к которому можно было бы привязаться.

Весь закадровый текст я перепечатала. Поэтому если нет времени смотреть - можете прочитать под катом.

image Click to view




ДЖОН
Документальный фильм «Джон» был снят в Великобритании в 1969 году.
Его авторы Джеймс и Джойс Робертсоны провели много исследований в области развития детей.
В фильме показано влияние разлуки с матерью на маленького ребенка.
Этот фильм был показан во многих странах. Он вызвал широкие обсуждения того, какие формы заботы о детях, разлученных с родителями, являются наилучшими. Это привело к фундаментальным изменениям в системе помощи детям.

МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ В КРАТКОСРОЧНОЙ РАЗЛУКЕ
Реакции маленьких детей на помещение в замещающую семью и Дом ребенка.
Джон
Возраст 17 месяцев.
Девять дней в Доме ребенка.

Джону 1 год и 5 месяцев.
Но мама ждет второго ребенка, и пока она будет находиться в родильном доме, Джона поместят в Дом ребенка.
Он никогда не расставался с матерью.
Его отец молодой служащий.
Джон живет в довольно обеспеченной семье.
Джон спокойный, подвижный ребенок.
С ним легко справляться.
У него теплые, гармоничные отношения с матерью.

Внезапно Джон попадает в другой мир.
Родители Джона привезли его в Дом ребенка ночью, когда у мамы начались роды.
Он плакал, когда они ушли. Через полчаса уснул.
Он разглядывает незнакомое лицо воспитательницы Мэри.
Это его любимое одеяльце, к которому он так привык дома.
Еще одно новое лицо - воспитательница Кристина.

Мэри кормит другого ребенка. Джон ест хорошо.
Остальные пятеро детей провели в Доме ребенка большую часть своей жизни.
Они не дают себя в обиду и умеют добиться того, чего хотят.
За ними приглядывают часто сменяющие друг друга воспитатели.
У этих детей нет опыта надежных, основанных на любви отношений.

Все дети примерно одного возраста.
Они представляют собой шумную агрессивную группу, жизнь которой сильно отличается от того, что знакомо и привычно для Джона.
Джон хорошо играет с игрушками.
Но большую часть времени он находится в стороне - смотрит и слушает.
Джону хотелось бы находиться рядом с воспитательницей, но она занята другими детьми, и часто не замечает его робких попыток привлечь ее внимание.
Весь день Джон смотрит на дверь. Много раз он пытается открыть ее и машет рукой - пока, пока.
Во время обеда Джон ест хорошо. Но его беспокоит шумная возня, которая происходит вокруг.
Несколько раз он закрывает глаза и прикрывает уши руками.
Во время отдыха Джон оживленно общается с Кристиной.
Он звал ее, когда она ушла.

Когда папа пришел навестить его, прошло несколько минут, прежде чем Джон ему улыбнулся.
В этот первый день он позволяет отцу уйти, не протестуя.
Джон быстро возвращается к своей игре.

Домашний ребенок не может противостоять подобной агрессии (другой малыш отнимает у Джона машину).
Он вновь с удовольствием играет с Кристиной.
Но сейчас еще одна, новая, воспитательница купает его, в то время как Мэри и Кристина заняты другими детьми.
Это уже 4-ая воспитательница, которая заботится о Джоне в его первый день в Доме ребенка.
При такой системе группового воспитания сотрудники постоянно заняты текущей работой. В их обязанности не входит забота об отдельном ребенке.
В первый день Джон не проявляет никаких признаков стресса.
Он дружелюбен со всеми воспитательницами, которые уделяют ему внимание.
Любая из них могла бы на время заменить ему маму.

На второй день с утра Джон ненадолго увлекся игрой. Но большую часть времени он бесцельно слоняется по комнате, потому что ни одна из воспитательниц так и не догадалась поиграть с ним.
Сотрудники обращают внимание на более требовательных детей, таких как Мартин. А тихие остаются в стороне.
Мартин провел год во временной семье, и он продолжает искать внимание и ласку.
Робкие попытки Джона привлечь внимание Мэри остаются незамеченными.

(В кадре - приходит отец) Джону вновь понадобилось время, чтобы начать общаться с папой.
Потом он поиграл с ним.
Когда отец уходил, поведение Джона резко изменилось.
Он яростно боролся, пытаясь уйти вместе с папой. На смену робости пришла настойчивость.
Придя в себя на руках у Мэри, Джон вновь проявляет свою готовность к установлению отношений.
Но у Мэри есть и другие дети, о которых она должна заботиться.

На 3-ий день занятые работой воспитатели воспринимают Джона тихим, редко плачущим ребенком.
Они не замечают его страданий, но Джон стал гораздо более подавленным.
Он часто отворачивается от группы и тихо играет с игрушками.
Новая смена воспитательниц приходит на дежурство, и Джон начинает игру с одной из них.
Но вскоре Мартин начинает требовать ее внимание.
Джон сдается без борьбы.
Джону нужен кто-то, кто бы по-матерински заботился о нем. Кто-то, к кому можно было бы обратиться за утешением и лаской, с кем можно играть.
Он часто подходит к большим игрушечным медведям, иногда прижимается к ним. Иногда таскает их с собой.
Джон начинает проявлять недовольство даже по самому незначительному поводу.
Он чаще сосет палец.
Но приходит папа, и Джон вновь становится живым домашним ребенком.

На 4-ый день вновь дежурит Мэри.
Ночью у Джона была рвота, но врач не обнаружил никаких признаков болезни.
Джон продолжает попытки привлечь внимание воспитательниц, но эти попытки недостаточно настойчивы.
Он тихо садится рядом.
Он смотрит на Мэри издалека.
Но Джон не может конкурировать с детьми, которые выросли в доме ребенка.
Он вновь находит хоть какое-то утешение у плюшевого мишки.
Во время обеда другие дети ведут себя, как всегда, шумно и неуправляемо.
Если это могло вызвать интерес Джона в первый день, то сейчас чувства переполняют его. Он плачет навзрыд.
Он отказывается от еды.
После обеда поведение Джона изменилось: это уже не тихий и застенчивый ребенок, он отталкивает других детей, чтобы быть ближе к Мэри.
Это заставило ее почувствовать, как он несчастен. Она освобождает для него место рядом с собой.
Только его растущая настойчивость помогла ему добиться своего.
Но вскоре Джона вытесняет Мартин.
Он делает еще одну попытку. Потерпев неудачу, он часто приходит в мой угол (в углу сидит исследователь - Джойс Робертсон - и, не вмешиваясь, наблюдает и делает записи) и тихо играет там.
Джон плохо ел за завтраком и совсем не обедал. Сейчас он отказывается от ужина.
Перед сном он горько плачет. Его растущее переживание выплеснулось наружу.

На 5-тый день страдания Джона беспокоят Мэри, но они оба стали заложниками системы группового воспитания, в рамках которой она не может заниматься только Джоном.
Джон несколько раз пытается забраться к Мэри на колени.
Добившись своего, он успокаивается.
Но эта близость была недолгой - всего несколько минут.
На какое-то время он перестает бороться, затем снова старается быть ближе к Мэри.
Джон отказывается от предложенной игрушки: ему нужно утешение, а не игра.
Его тихое горе и агрессия других детей остаются незамеченными в суете жизни Дома ребенка.
Джон больше не может справляться со своим несчастьем в одиночку.
В конце концов, он дает волю отчаянному плачу, и Мэри вынуждена направить на него все свое внимание.
Долгое время Джон был безутешен.
Когда Джон получил то индивидуальное внимание, в котором он нуждался, он начал оживленно и с удовольствием общаться с Мэри.
Но страх потерять ее разрушает их отношения.
Сейчас он не может больше играть.
Отчаяние Джона настолько сильно, что Мэри приходится полностью посвятить себя только ему, оставляя других детей.

Это 6-ой день.
Джон предоставлен самому себе.
Мэри нет этим утром, а другие молодые воспитательницы не понимают, что его состояние ухудшается.
Воспитательниц нельзя назвать черствыми, они просто привыкли к плачу детей в Доме ребенка.
Джон плачет, почти не умолкая. Вокруг него продолжается обыденная жизнь Дома ребенка.
Он все еще не ест, и это встревожило старшую воспитательницу. Она сама пытается накормить его, но он продолжает отказываться.
Она измерила ему температуру. Температура оказалась нормальной.
Посещение отца дарит лучик надежды.
Джон несколько оживляется.
Он явно демонстрирует свое желание вернуться домой.
Он пытается открыть дверь. Он приносит свои уличные ботинки.
Но когда отец не реагирует на это, Джон отворачивается от него.
Он вновь обращается к своему любимому одеяльцу. И к Мэри.
Потом он отворачивается от всех.
Джон не сразу реагирует на то, что отец ушел.
Он тоскливо подходит к двери, затем возвращается к Мэри за утешением.
Но он вновь теряет ее.
Джон видит, как Мэри занимается другим ребенком, пока его укладывает старшая воспитательница.
Он пристально смотрит на Мэри, жалуясь осипшим, слабым как будто от простуды голосом.

К 7-ому дню Джона уже не устраивает тихая игра около меня.
Он требует большего.
Он не хочет играть, не хочет есть.
В его плаче больше не слышно протеста. Он плачет тихо и жалобно.
Он смотрит на воспитательницу, но больше не борется за нее.
Он больше не пытается удержать любимую воспитательницу.
Он отступает, возвращаясь к своему любимому одеяльцу.

К 8-ому дню состояние Джона продолжает ухудшаться.
Он подавлен и безразличен ко всему.
Я оставалась для него лишь слабым источником утешения, так же как и плюшевый мишка.
Джон почти ничего не ест уже несколько дней и постоянно плачет.
Это не может оставаться незамеченным, ему начали уделять много внимания.
Но каждый раз, когда он немного успокаивается, воспитательнице приходится оставлять его, чтобы заниматься другими детьми.
Так он переходит с одних коленей на другие, нигде не получая достаточного утешения.
Воспитательницы делают все, что в их силах, чтобы успокоить Джона, но вокруг слишком много маленьких детей, которые тоже требуют внимания.
Больше чем когда-либо Джон отгораживается от жизни, которая течет вокруг него.
Джон больше не обращает внимания на входящих в комнату людей (в кадре - приходит отец).
Он проголодался, но при этом слишком расстроен, чтобы поесть.
Когда Джон наконец успокоился и смог прижаться к папе, тому пришло время уходить.
Я старалась успокоить его. Пэт старалась успокоить его. Мэри старалась.
Но сейчас уже никто не в силах утешить его. Даже Мэри.

На 9-ый день Джон проснулся в слезах.
Это последний его день без мамы.
Его переживание разлуки усилилось оттого, что никто не смог заменить ему маму.
Показателем того, как этот опыт отразится на их отношениях, будет первая реакция Джона на приход мамы.
Все воспитатели были незнакомыми, кроме Пэт.
Сейчас 10 утра, и мама Джона вскоре придет, чтобы забрать его домой.
Когда Джон увидел свою маму, он начал громко плакать и метаться (но на руки к ней не пошел).
Джон смотрит на маму, но быстро отворачивается.
(Потом она берет его на руки, заворачивает в любимое одеяльце, прижимает к себе и качает).
Некоторое время спустя, он вновь закричал и вырвался от нее.
Я заговорила с ним успокаивающим тоном о его маме и о том, что он скоро пойдет домой.
Для матери это был очень болезненный опыт.
Она смогла увидеть, как сильно Джон нуждается в ней.
Она хотела успокоить его так же, как делала это раньше, но он не позволил ей приблизиться к нему.
Перестав сопротивляться, он все-таки прижался к ней.
Отец пришел несколькими минутами позже.
Джон вновь отстраняется от своей мамы (его берет на руки отец).
Только сейчас он впервые посмотрел ей в глаза.
Это был взгляд, которого она никогда раньше не видела.

Раньше Джон безоглядно доверял маме.
Внезапно он остался без ее любви и заботы.
И никто не заменил ее.
Когда мама вернулась, он не смог принять ее.
Что будет означать этот опыт для Джона и его семьи?

Съемка Джеймс Робертсон
Монтаж Шалон Беар
Комментарий Джойс Робертсон
Русский текст читала Валентина Панина

UPD: Во избежание недопонимания повторяю свою фразу из предыдущего поста "О привязанности. Связь мамы и малыша до года": "мама не обязана любой ценой, забывая себя, везде и всегда быть вместе с собственным ребенком. Но она обязана сделать так, чтобы жизнь ее малыша оставалась упорядоченной, стабильной, а рядом с ним был теплый, надежный, «принимающий» человек, на которого во всем можно положиться".

будущим мамочкам, легко ли быть мамой?, психология, начинающим мамочкам

Previous post Next post
Up