Итак, в результате проведенной работы я насчитал в мире (включая Россию) более 500 боевых кораблей, катеров и подлодок в виде музеев, памятников, мемориалов, "подвижных музеев" и наглядных пособий (далее для краткости я буду называть их "объектами"). В это число не входят отдельные части кораблей и ПЛ, человеко-торпеды, транспортировщики боевых пловцов и другие подобные средства, 100% реплики, маломерные катера, спасательные и исследовательские подводные аппараты, а также гражданские (невооруженные) суда, даже если они и включены формально в состав ВМС или БОХР.
На полноту и абсолютную достоверность информации не претендую, дополнения и замечания всячески приветствую. Далее - некоторые статистические итоги и отдельные интересные факты.
Итак, наибольшим музейным флотом обладают :
США - более 103 единиц.
Россия - 55 (+2) ед.
Китай - более 43 ед.
Германия - 35 (+4) ед.
Великобритания - 30 (+2) ед.
Нидерланды - 23 (+3) ед.
Южная Корея - 22 ед.
Швеция - 18 ед.
Норвегия - 13 ед.
Румыния - 13 ед.
Турция - 13 ед.
(Пояснение: число в скобках означает объекты, которые вроде бы есть, но текущий статус/состояние/местонахождение их установить не удалось; а также объекты, например, из закрытых музеев, которые еще не утилизированы, но дальнейшая судьба их под большим вопросом; либо наоборот, объекты, которые находятся в стадии превращения в музей/памятник, но еще не доступны для осмотра (как, например, наша АПЛ К-3); а также различные "спорные" случаи.)
Как видно, размер "музейного" флота далеко не всегда соответствует тому месту, которое занимал реальный флот страны в мировой "табели о рангах". Выделяются, например, бережливые северные европейцы, а вот такие серьезные (в прошлом) "морские" державы как Италия и Испания вообще не сохранили ни одного своего боевого надводного корабля (у итальянцев - 3 ПЛ и 4 торпедных катера, а у испанцев - 1 ПЛ, 4 СМПЛ и 1 катер). Ну и то, что Россия на втором месте - сам не ожидал (правда Китай нас стремительно догоняет и скоро, вероятно, превзойдёт). Имейте в виду также, что здесь не учтены гражданские суда (а в некоторых странах их очень немало), и с ними картина, по всей вероятности, поменяется.
По классам:
Самым распространенным классом корабля-музея является неатомная подлодка - их в мире 97 (+5) штук, если считать все скопом. Если разбить по подкласам, то получается так: 1 с баллистическими ракетами (ChangCheng-1), 2 с крылатыми ракетами ( USS Growler и К-24), 86 (+5) торпедных ДЭПЛ постройки после ПМВ, 5 "ранних" ПЛ (постройки до ПМВ), 3 экспериментальных/учебных.
На втором месте - сверхмалые подлодки (СМПЛ) - 65 (+9) шт.
Из надводных больше всего торпедных катеров (ТКА) - 62 (+2) шт.
Далее, по остальным классам:
1 ПЛАРБ (Le Redoutable (фр.))
3 (+1) АПЛ (HMS Courageous, USS Nautilus, Чанчжэн-1, (К-3 "Ленинский комсомол")).
7 авианосцев (2 пр.1143, 4 тип Essex, 1 тип Midway)
8 линкоров (все в США)
8 крейсеров (в т.ч. 1 с ЗРК (USS Little Rock), остальные 7 чисто артиллерийские (HMS Caroline, HMS Belfast, USS Olimpia, USS Salem, Г.Авероф, Аврора, Мих.Кутузов)
30 эсминец (в т.ч. 2 современных УРО (Molders и Беспокойный), 17 артиллерийских, дооснащенных ПКР или ПЛУР, 11 чисто артиллерийских)
22 фрегата (в т.ч. 5(+1) современных УРО, 5 артиллерийских, дооснащенных ПКР, 12 чисто артиллерийских)
6 корветов (все чисто артиллерийские)
11 (+1) десантных кораблей
7 канонерских лодок (включая условно причисленные у этому классу)
20 ракетных катеров
44 мореходных патрульных/сторожевых катера (ПКА) + 14 речных ПКА,
18 речных бронекатеров
25 десантных катеров
Остальные классы представлены меньшими числами или единичными образцами.
По типам:
Самый многочисленный тип музейного объекта - германская СМПЛ типа Biber ("Бибер",
вики). Их в мире сохранилось 16(+3) шт. В 1944г Германия наштамповала их аж 324 штуки, однако боевые успехи этих СМПЛ оказались ничтожными и на ход войны они практически не повлияли.
Из "нормальных" ПЛ самые многочисленные - тип Oberon , английской постройки, 1957-78 г.п. (
вики), их сохранилось 9(+1) шт.
Среди надводных кораблей первое место делят ТКА проекта 123К и бронекатера проекта 1125. Тех и других установлено по 13 штук.
К ТКА пр.123К можно еще добавить их родных братьев - 2 ед. пр.123бис и 1 "клон" - тип Р-4.
,
Среди крупных надводных кораблей самые многочисленные - 5 эсминцев типа Gearing (все в модернизированном виде; постройка США, 1944-45гг)
По временам и эпохам:
Самый старый боевой корабль в мире - шведский линейный корабль Vasa, 1628г.
Старейший боевой корабль, формально находящийся в строю - английский линейный корабль HMS Victory, 1765г.
Старейший боевой корабль на плаву и на ходу - фрегат USS Constitution, 1797г.
От эпохи парусного флота остались: 2 линейных корабля (Vasa и Victory), 4 фрегата (HMS Trincomalee, HMS Unicorn, USS Constitution, португальский Dom Fernando II e Gloria, 1843г), 1 шлюп (USS Constellation, 1855г.)
Эпоха парусно-парового кораблестроения: 2 фрегата (Jylland, 1862г., Дания, и Presidente Sarmiento, 1897г., Аргентина), 2 корвета (Uruguay, 1874г., Аргентина, и Bonaire, 1877г., Нидерланды), 1 шлюп (HMS Gannet, 1879г.)
Ранних броненосцев сохранилось на удивление немало (4+1 шт.): батарейный HMS Warrior (1861г.), башенные Схорпиун, Бюффель (1868г, Нидерланды), Уаскар (1866г, Перу-Чили), а также (частично) речной колесный USS Cairo (1862г).
К этой же эпохе относятся венгерский речной монитор Lejta (1872г) и норвежский ТКА Rap (1873г).
Прибавим также первые подлодки: H.L.Hunley (США, 1863г) и лодку Джевецкого (1880г).
А вот с классическими броненосцами рубежа 19-20 веков получилось гораздо хуже. От некогда многочисленного класса сохранился только один, да и то не полностью (от ватерлинии до верхней палубы) - японский Микаса (1902г.). Его немного дополняет не по-китайски тщательно выполненная реплика броненосца Диньюан (Ting Yuen, 1885г).
Другие корабли того времени:
2 крейсера - USS Olimpia (1895г) и Аврора (1903г).
1 миноносец - болгарский Строги (он же Дръзки, 1908г.).
Речные: канонерка America (Перу, 1904г) и монитор Сава (б.Bodrog, Сербия, 1904г).
"Ранних" подлодок сохранилось целых 5 штук: Isaac Peral (Испания, 1889г), Holland-1 (Англия, 1901г), Alose (Франция, 1904г), Hajen (Швеция, 1905г), U-1 (Германия, 1906г).
А вот дальше с подлодками получился провал. Ни одной ПЛ времен Первой мировой не сохранилось. Первая после неё - наша Д-2 "Народоволец", 1931 г.п.
То же самое и с эсминцами/миноносцами. Ни одного корабля этих классов постройки периода ПМВ не осталось. Вообще из миноносцев всех времен, кроме упомянутого Строгого/Дерзкого, сохранился еще всего 1 корабль этого класса - тайский Чумпхон (Chumphon, 1936 г.п.). Самый же старый эсминец-музей - польский Блыскавица, 1937 г.п.
Корабли-музеи постройки времен Первой мировой войны:
1 линкор - USS Texas BB-35, 1914г.
1 броненосный крейсер - греческий Г.Авероф, 1911г.
1 легкий крейсер - HMS Caroline, 1914г.
1 монитор - HMS M33, 1915г.
1 канлодка - китайская Чжуншань, 1913г.
3 торпедных катера - английский CMB4 и итальянские MAS15 и MAS96.
(Эх, а когда-то колонны дредноутов застилали горизонт...)
Ну и напоследок перечислю сохранившиеся ледоколы (не считая мелких): Ангара (1900г), Красин (1917г), Tarmo (в Финляндии; 1907г.), Suur Toll (в Эстонии; 1914г.), Sankt Erik (Швеция; 1915г.), Stettin (Германия; 1933г.), Сойя (Япония; 1938г.), Ernest Lapointe (Канада; 1941г.), Mackinaw (США; 1944г), Ленин (1959г.)
Как видно, ледоколы становятся музеями уже в очень преклонном возрасте (если только они не атомные) :)
Ну вот как-то так. Всем спасибо внимание и проявленный интерес!
Собственно обзоры:
- 1-я часть (А-В).
- 2-я часть (Г, Д).
- 3-я часть (И-Ка).
- 4-я часть (К).
- 5-я часть (М-Н).
- 6-я часть (П-Сл).
- часть 7а (США, нк).
- часть 7б (США, пл).
- часть 7в (США, катера).
- 8-я часть (Т, У).
- 9-я часть (Ф-Я).