Пришвартованная у набережной Лейтенанта Шмидта средняя подводная лодка С-189 - представительница проекта 613, первой послевоенной серии советских ПЛ. Лодки этого проекта были самыми массовыми в отечественном подплаве (построено 215 ед. в СССР и 21 в Китае).
С-189 была построена на заводе №189 (тогда им.Серго Орджоникидзе, ныне Балтийский завод) в 1954г. Несла службу на Балтийском флоте, совершала походы в Атлантику. С 1986г в резерве, в 1990г выведена из состава флота. Путь лодки к её нынешнему статусу был непростым. После вывода она была заброшена и в 1999г затонула в Кронштадте. В 2005г на средства ветерана ВМФ и бизнесмена А.А.Артюшина, при поддержке ветеранов-подводников, лодка была поднята, отреставрирована и с 2007г является частным музеем.
Далее 26 фото (сентябрь 2016г):
Проект 613 был разработан в 1946-48гг. Строительство велось с 1950 по 1957г (в 1960-64гг еще 21 ед. была построена по лицензии в Китае).
Лодки служили на всех флотах Советского Союза. Многие подверглись модификациям, а также были переоборудованы для испытаний новых ракет и другого вооружения.
С конца 1970х годов подлодки проекта 613 начали выводиться из состава флота.
Порядка 40 лодок было передано другим странам (Индонезия, Египет, Сирия, Болгария, Албания, КНДР, Польша).
Водоизмещение, надводное/подводное - 1050/1350 т;
Размеры - 76 х 6,3 х 4,5 м;
Двухкорпусная, разделена на 7 отсеков (1й, 3й и 7й - отсеки-убежища);
Глубина погружения рабочая 170 м (предельная до 200 м);
Скорость, надв./подв. - 18 / 13 уз.;
Дальность: до 8500 миль (надводная, на 10 узлах)/ 350 миль (подводная, на 2 узлах);
Экипаж 54 чел. (в т.ч. 8 офицеров);
Вооружение: 4 носовых, 2 кормовых 533 мм ТА (боекомплект - 12 торпед или 22 мины)
Изначально имелось также артиллерийское вооружение: по одной спаренной 57 мм (СМ-24-ЗИФ) и 25 мм (2М-8) установке. После 1956г они были сняты.
Ограждение рубки и выдвижных устройств.
Слева направо: 2 перископа (перископ атаки ПА-7,5М и зенитный ПЗ-9М), радиоантенны, РЛС надводных целей «Флаг», станция радиоразведки "Накат", радиопеленгатор РПН-47-03 (под флагом). Справа - выхлоп дизелей.
Вход в лодку-музей через специально сделанный люк сразу за ограждением рубки (так что посетители попадают сначала в 4-й отсек).
1-й отсек - торпедный.
Здесь находятся 4 носовых торпедных аппарата, хранились 6 запасных торпед и жили торпедисты.
Вид в нос:
Прибор 2Р-4 - задание параметров хода торпед:
Кормовая переборка 1-го отсека и лаз по второй:
2-й отсек - жилой и аккумуляторный.
Здесь находятся кают-компания, каюты офицеров, радиорубка, в трюме - аккумуляторы.
Вид в нос:
Кают-компания (вид в нос). Штатно она была отделена от прохода переборкой, ныне снятой. Над столом - медицинские софиты:
Лаз в переборке между 2-м и 3-м отсеками (вид из 3-го):
3-й отсек - центральный пост (главный командный пункт).
Вид в нос, по центру - нижние части выдвижных устройств:
(теснота, конечно, невероятная)
Правый борт, вид в нос. Справа - управление носовыми и кормовыми горизонтальными рулями (т.е. погружением и всплытием), прямо - штурвал управления вертикальным рулем (т.е. курсом лодки), над ним - машинные телеграфы (2 шт. - по числу винтов). Где-то слева, за лампой - перископ атаки (командирский) ПА-7,5М:
Правый борт, вид в корму. Пост управления погружением и всплытием:
Прибор управления торпедной стрельбой ПУТС Л-4-2:
Штурманская рубка. Над столом - радиопеленгатор АРП-53 (если не ошибаюсь):
(рубка, конечно, громкое название - так, закуток ;) )
Над центральным постом находится боевая рубка. Нормальные подводники попадают в лодку через неё. В рубку выведен зенитный перископ ПЗ-9М:
4-й отсек - жилой и аккумуляторный.
Здесь находились каюты и кают-компания мичманов, камбуз, в трюме - аккумуляторы.
На С-189 он заметно переделан - сейчас здесь находятся касса, сувенирная лавка, другие помещения для музейных нужд.
Сохранилась камбузная плита:
Дверь из 4-го отсека в 5-й. Переборка между этими отсеками - плоская:
5-й отсек - дизельный.
Здесь находятся 2 двухтактных 6-цилиндровых дизеля 37Д по 2000 л.с. каждый.
За дизелем правого борта, у кормовой переборки - гальюн в виде отдельно стоящего унитаза:
Вид из 5-го отсека в 6-й (вдали видна дверь в 7-й отсек):
6-й отсек - электромоторный.
Здесь установлены 2 главных гребных электродвигателя (ГЭД) ПГ-101 по 1350 л.с. и 2 электродвигателя экономхода ПГ-103 по 50 л.с.
Вид в нос. Большие "шкафы" со штурвалами - главные ходовые станции (ГХС), с помощью которых управляются главные ГЭД (сами моторы видны внизу - большие и серые):
Вид в корму. Вверху справа и слева - ходовые станции управления электродвигателями экономхода:
Электродвигатель экономхода правого борта и клиноременная передача, которой он и вращает гребной вал:
7-й отсек - торпедный и жилой.
Вид в корму. В этом отсеке расположены 2 кормовых торпедных аппарата (без запасных торпед). Перед ТА виден большой штурвал ручного (аварийного) привода вертикального руля.
Вид в нос. Сверху - кормовой аварийный люк с мягким тубусом, слева и справа - насосы системы гидравлики:
Лодка открыта со среды по воскресение, с 11 до 18 часов.
Сайт музея С-189 в Википедии Проект 613
на russianships.info;
на сайте "Русский подплав" Точка на Яндекс-картахКоординаты 59.932, 30.275