Рижский автомобильный музей, или просто Мотормузей - несомненно, один из лучших музеев Латвии.
В его коллекции более сотни находящихся в прекрасном состоянии образцов автомобильной техники всех времен и народов.Экспозиция очень хорошо организована - автомобили стоят не абы как, а выстроены в хронологическом и логическом порядке, сопровождаются четким и подробным рассказом о каждом из них.
Всем любителям техники, которых судьба занесёт в Ригу, непременно нужно его посетить.
Reo B (США, 1905г, 1742 куб.см., 7,5 л.с., 1 цилиндр, 385 кг)
Рассказать обо всех экспонатах не получится, их слишком много, так что придется ограничится некоторыми, наиболее заметными образцами.
Далее 35 фото (2018г; все кликабельны, как всегда):
Первый этаж посвящен в основном легковым автомобилям, которые расположены по времени их создания, с момента появления и до послевоенных лет.
1. В начале, как и положено, реплика первого автомобиля в современном понимании этого слова - Benz Patent Motorwagen Nr.1 конструкции Карла Бенца. Потом из этого вырастут Мерседесы и всё прочее.
Германия, 1886г, 954 куб.см., 0,75 л.с., 1 цилиндр, 265 кг.
2. Ford T - "Жестяная Лиззи", первый по-настоящему массовый и "народный" автомобиль (всего с 1908 по 1927гг их было выпущено свыше 15 миллионов - всё благодаря внедренному Фордом конвейерному производству).
США, 1919г, 2895 куб.см., 20 л.с., 4 цилиндра, 67 км/ч, 680 кг.
Интересно, что водительские приборы отсутствуют вообще - управлять предлагалось исключительно "на глаз" (ну и "на слух").
3. Krastin.
Фирма Krastin Automobile Company была основана в Кливленде в 1901 году уроженцем Лиепаи Агустом Крастиньшем. В 1904г фирма сгорела, успев выпустить всего 10 машин.
Этот экземпляр Krastin - единственный чудом сохранившийся до наших дней, и он до сих пор на ходу !
США, 1903г, 3120 куб.см., 10 л.с., 2 цилиндра.
4. Overland 45 - одна из самых элегантных машин того периода, на мой взгляд. В первые два десятилетия 20-го века фирма Overland была главным конкурентом Форда, однако Великая депрессия нанесла ей удар, от которого она так и не оправилась.
США, 1911г, 2838 куб.см., 20 л.с., 4 цилиндра, 63 км/ч.
6. Chevrolet Superior F. Относительно простая, но очень удачная модель для своего времени. Во многом благодаря ей компания General Motors смогла начать на равных конкурировать с Ford.
США, 1924г, 2802 куб.см., 26 л.с., 4 цилиндра, 80 км/ч, 850 кг.
7. Buick series 116. Автомобиль для "среднего класса" Америки начала 1930-х гг.
США, 1929г, 3918 куб.см., 75 л.с., 6 цилиндров, 110 км/ч, 1860 кг.
8. Fiat 503, за ним Renault 10CV.
Характерная особенность автомобилей Рено начала 20-го века: решетка радиатора не впереди, а по бокам капота (т.к. сам радиатор находится позади двигателя).
Fiat 503: Италия, 1926г, 1460 куб.см., 24 л.с., 4 цилиндра, 75 км/ч, 1030 кг.
Renault 10 CV: Франция, 1928г, 2120 куб.см., 35 л.с., 4 цилиндра, 90 км/ч, 1435 кг.
9. BMW 3/15PS DA4
Германия, 1931г, 748 куб.см., 15 л.с., 4 цилиндра, 75 км/ч, 560 кг.
БМВ тоже когда-то был маленьким:
10. Selve 12/50PS Phaeton. Фирма Selve существовала в Германии в 1919-1933гг.
Германия, 1928г, 3096 куб.см., 50 л.с., 6 цилиндров, 90 км/ч, 1400 кг.
11. Audi+DKW+Horch+Wanderer = Auto Union. Германский автомобильный концерн с эмблемой из 4 колец был образован в 1932 году и просуществовал де-факто до 1945г. Сегменты рынка были разделены: Horch выпускал автомобили высшего класса, Audi и Wanderer - среднего, а DKW - самые простые.
На первом плане зеленый - Wanderer W240 (Германия, 1935г, 1950 куб.см., 40 л.с., 6 цилиндров, 100 км/ч, 1275 кг), за ним Horch 853 (Германия, 1936г, 4944 куб.см., 100 л.с., 8 цилиндров, 135 км/ч, 2530 кг).
12. DKW Reichklasse F8-600.
Кузов деревянный, обтянутый кожзаменителем (кроме капота). Интересно, что аббревиатура DKW изначально расшифровывалась как Dampf-Kraft-Wagen, т.е. "паровой автомобиль".
Германия, 1939г, 589 куб.см., 18 л.с., 2 цилиндра, 80 км/ч, 720 кг.
13. Mercedes-Benz 320 cabriolet A - одна из самых элегантных, дорогих и представительных моделей Мерседес тех лет. Выпускался небольшими партиями по индивидуальному заказу.
За ним Mercedes-Benz 170 cabriolet V.
Германия, 1937г, 3185 куб.см., 78 л.с., 6 цилиндров, 126 км/ч, 1975 кг.
Пример информационного планшета, которым сопровождается большинство экспонатов:
14. Cadillac V8 Fleetwood Series 353 All Weather Phaeton. Автомобиль принадлежал Карлису Ульманису - последнему президенту ( а также четырежды премьер-министру, "народному вождю" и т.д.) Первой Латвийской Республики.
США, 1930г, 5785 куб.см., 96 л.с., 8 цилиндров (V), 80 км/ч, 2268 кг.
15. Packard Eight model 1100 . Автомобиль люксового класса, обеспечивавший владельцу (впрочем, как и другие модели Паккарда первой половины 20-го века) высочайший уровень комфорта и надежности.
США, 1934г, 5231 куб.см., 120 л.с., 8 цилиндров, 130 км/ч, 2200 кг.
16. Bentley Mk.VI с кузовом coupe de ville.
Великобритания, 1949г, 4257 куб.см., 150 л.с., 6 цилиндров, 150 км/ч, 1850 кг.
На втором этаже музея автомобили сгруппированы не по эпохам, а по классам:
Линейка малолитражек:
17. На первом плане - Simca 5, за ней (красная) Steyr-Puch 500 - австрийская версия популярного итальянского FIAT 500.
Франция, 1938г, 570 куб.см., 13 л.с., 4 цилиндра, 86 км/ч, 510 кг.
18. Trabant P50
Trabant (нем. "спутник") - один из символов ГДР, массовый "народный" автомобиль, простой, но очень дешевый и практичный. Отличительная особенность - кузов из пластиковых панелей на стальной раме.
ГДР, 1960г, 499 куб.см., 20 л.с., 2 цилиндра, 95 км/ч, 620 кг.
Спортивные и экспериментальные машины:
19. Auto Union typ C/D - представитель знаменитого семейства довоенных немецких гоночных автомобилей: тип D с мотором от тип C. Реплика.
Германия, 1936г, 6008 куб.см., 520 л.с., 16 цилиндров (V), 340 км/ч, 824 кг.
20. ARVW (Aerodynamic Research Volkswagen) - концепт-кар для исследования вопросов аэродинамики. Самый быстрый дизельный автомобиль того времени.
Германия, 1980г, 2383 куб.см., 175 л.с., 6 цилиндров (турбодизель), 362 км/ч.
21. Пионер-2М - газотурбинный автомобиль конструкции И.А. Тихомирова (МАДИ). Обладатель многих рекордов скорости, в т.ч. абсолютного всесоюзного.
СССР, 1963г, 2 газовые турбины по 80 л.с., 311 км/ч, 485 кг.
22. Amilcar CGS. Французская фирма Amilcar в межвоенные годы была известна прежде всего благодаря своим спортивным машинам.
Франция, 1924г, 1073 куб.см., 35 л.с., 4 цилиндра, 110 км/ч, 535 кг.
23. Austin Healey 3000 MkIII - истинно британский спорткар 1960-х гг.
Великобритания, 1967г, 2912 куб.см., 150 л.с., 6 цилиндров, 185 км/ч, 1180 кг.
"Кремлевская коллекция" - собрание представительских автомобилей советской эпохи:
24. Rolls-Royce Silver Shadow. Подарок английской королевы Елизаветы II Брежневу. Легенда гласит, что в 1980г, лично управляя этим автомобилем, Леонид Ильич попал в аварию, отделавшись, однако, только легким испугом. Брежнев действительно очень любил машины, особенно мощные и скоростные, и нередко сам садился за руль. И действительно несколько раз попадал в аварии. Но этот Роллс-Ройс разбил обычный водитель, генсека в тот день в машине не было.
Великобритания, 1974г, 6750 куб.см., 189 л.с., 8 цилиндров (V), 2180 кг.
25. ЗиС-101 - первый советский серийный автомобиль высшего класса. Выпускался в 1936-41гг довольно массовым для такого класса машин тиражом (св. 8700 ед.) и использовался не только в качестве правительственного транспорта, но и как такси, в учреждениях и т.п.
СССР, 1939г, 5766 куб.см., 90 л.с., 8 цилиндров, 120 км/ч, 2550 кг.
26. ЗиС-110Б - вариант "кабриолет" лимузина ЗиС-110. Было выпущено всего несколько таких машин. Данный экземпляр использовался маршалом Баграмяном на военных парадах в Риге в 1940-50х гг.
СССР, 1950г, 6005 куб.см., 149 л.с., 8 цилиндров, 140 км/ч, 2630 кг.
27. ЗиЛ-111Г - "рестайлинговая" версия ЗиЛ-111, мелкосерийного "правительственного" автомобиля высшего класса 1960-х гг.
СССР, 1964г, 5996 куб.см., 200 л.с., 8 цилиндров (V), 170 км/ч, 2815 кг.
В полуподвальном этаже выставлены в основном грузовики и специальные автомобили:
28. Renault FU - единственный в мире полностью отреставрированный представитель серии армейских грузовиков, созданных в годы Первой мировой специально для перевозки танков Renault FT-17. Этим объясняется его необычно большая для тех времён грузоподъемность - 7 тонн. Шины сплошные и без протектора - другие просто не выдерживали такой вес.
Франция, 1919г, 7850 куб.см., 38 л.с., 4 цилиндра, 35 км/ч, 7800 кг.
29. Studebaker US6 - самый массовый ленд-лизовский грузовик в СССР (всего за годы ВОВ было получено свыше 152 000 ед.). Эта модель и была разработана американцами в основном для поставки на экспорт.
США, 1944г, 5242 куб.см., 95 л.с., 6 цилиндров, 72 км/ч, 4650 кг.
30. УралЗиС-355 - выпускавшаяся в 1956-58гг в Миассе модернизированная версия грузовика УралЗиС-5, являвшегося, в свою очередь, вариантом знаменитого "Захара" ЗиС-5В.
СССР, 5550 куб.см., 85 л.с., 6 цилиндров, 70 км/ч, 7050 кг.
31. Руссо-Балт Д24/40 - пожарный автомобиль на шасси грузовика, выпускавшегося в г.Риге на Русско-Балтийском вагонном заводе (фактически это был первый на территории Российской империи автомобильный завод). Реплика.
Россия, 1913г, 4500 куб.см., 40 л.с., 4 цилиндра, 40 км/ч, 2560 кг.
32. Henschel 33D1
Германия, 1941г, 12654 куб.см., 120 л.с., 6 цилиндров, 57 км/ч, 6440 кг.
33. Magirus M45L
Германия, 1935г, 7412 куб.см., 110 л.с., 6 цилиндров (дизель), 55 км/ч, 8300 кг.
В музее еще много замечательных экспонатов, не только автомобилей, но и различных узлов, агрегатов, принадлежностей, аксессуаров и интерактивных стендов, которые будут интересны людям любого возраста и уровня технической грамотности.
Rigas Motormuzejs (
cайт) открыт ежедневно (кроме государственных праздников) с 10.00 до 18.00
Адрес: Riga, S. Eizensteina iela 8.
Проезд на автобусе 5 или 15 до ост. "Motormuzejs"
Координаты 56.9705, 24.229