Заводской музей ГАЗа

Dec 07, 2023 18:09

В сегодняшнем обзоре - заводской музей Горьковского автозавода. Музей современный, светлый, с хорошими, грамотно оформленными стендами, интерактивом и т.д. Все знаковые модели автомобилей ГАЗ представлены. Правда я рассчитывал увидеть больше экспонатов, связанных с довоенной историей завода. Также крайне слабо представлены в музее темы военной и специальной техники, а ведь она занимала значительную часть в линейке продукции ГАЗа.



Снято осенью 2023г

Строительство завода началось 2 мая 1930г. За образец были приняты заводы Форда, с их массовым выпуском относительно простых автомобилей.
Первый грузовой а/м, являвшийся переработанной моделью Ford-AA, был собран 29 января 1932г. Тогда он еще обозначался НАЗ-АА (Нижегородский автомобильный завод), марка сменится на ГАЗ в октябре того же года. Но "ГАЗ" тогда расшифровывался не как Горьковский, а как Государственный автомобильный завод им. В.М. Молотова. "Горьковским" он станет только в декабре 1957г.
В 1934г завод вышел на проектную мощность. Во 2-й половине 1930-х гг 70% автомобильной продукции СССР производилось на ГАЗе.



Грузовики ГАЗ-АА (позже ГАЗ-ММ, с двигателем 50 л.с.) выпускались до 1949г, выпущено 829 808 ед. Это был самый массовый грузовик СССР того времени.



ГАЗ-ААА, в 1934-1943гг выпущено свыше 37 300 ед, в т.ч. ок. 3500 шасси для бронеавтомобилей БА-6/10 и автобусов.
Трехосная (6х4) версия ГАЗ-АА. Г/п 2 т, двигатель L4, 3285 куб.см., 50 л.с.



Первый легковой автомобиль - ГАЗ-А был собран 6 декабря 1932г. До 1936г было выпущено 41 917 машин.






Семейство ГАЗ-А (увы, только в виде картинки):



ГАЗ-М1 ("эмка"), в 1936-1942 гг собрано 62 888 машин.
Самый массовый легковой а/м СССР 1930-40-х гг


(к сожалению, стоит очень неудобно для съемки)




ГАЗ М-20 "Победа", в 1946-58гг на ГАЗе выпущено около 236 000 шт. (всех модификаций)


(данный экземпляр - 3-й производственной серии, выпускавшейся c 1955г)

ГАЗ-21 "Волга" представлена в музее несколькими экземплярами разных серий, в т.ч. в таком вот "подвешенном" виде (а/м первой производственной серии, 1957-58гг):



Года выпуска ГАЗ-21 - 1956-1970, собрано 596 274 шт. (не считая универсалов ГАЗ-22).






"Волга" ГАЗ-31029, в 1992-97гг собрано 529 604 ед.


(данный экземпляр - последний выпущенный)

"Волга" ГАЗ-3105, в 1992-96гг выпущено 55 ед.
Представительского класса, отличался богатой по тем временам комплектацией, имел 170-сильный 3.4-л двигатель V8.



"Волга" ГАЗ-3111, в 2000-2002гг выпущено 415 ед.



"Волга Siber", в 2008-2010гг выпущено 8933 ед.
На основе Chrysler Sebring JR41.



Эволюция логотипа "Волга"



ГАЗ-67Б, в 1943-53гг выпущено 92 843 ед (большая часть в послевоенные годы).






ГАЗ-69, на ГАЗе в 1953-56гг выпущено 68 125 ед., затем производство переведено в Ульяновск.



ГАЗ-18.
Опытный автомобиль с ручным управлением для инвалидов ВОВ, 1959г.
Снаряж. масса 507 кг, двигатель 2-цил, 610 куб.см, 18 л.с.
Имел заднемоторную компоновку, 3-ступенчатую АКПП и независимую торсионную подвеску всех колес.






ЗИМ ГАЗ-12
Первый представительский а/м ГАЗа. В 1949-59гг выпущено 21 527 шт.






ГАЗ-13 "Чайка", в 1949-59гг выпущено 21 527 шт.



ГАЗ-14 "Чайка", в 1977-88гг выпущено 1114 шт.



ГАЗ-14-05
Парадный фаэтон, в 1985-88гг собрано 15 шт.


(данный экземпляр - первый, еще опытный, образец)




ГАЗ-51
Г/п 2.5 т; самый массовый советский грузовик 1950-70-х годов.
В 1946-75гг выпущено 3 481 033 ед. (всех модификаций).



ГАЗ-53-12
Модификация ГАЗ-53А, выпускавшаяся с 1983г. Г/п 4.5 т.
Всего в 1964-1992гг собрано 3 336 286 грузовиков семейства ГАЗ-53.



ГАЗ-63
Первый советский серийный полноприводный армейский грузовик. Г/п 2 т.
В 1948-68гг выпущено 474 464 ед.



ГАЗ-66
В 1964-1999гг выпущено 965 941 ед.



ГАЗ-2308 "Атаман"
Полноприводный пикап г/п 800 кг.
В 1998-2000гг выпущено несколько сотен шт.



ГАЗ-2169 "Комбат" (он же ГАЗ-3120), 2000г.
Джип на основе пикапа "Атаман". Остался опытным.



ГАЗ-3121 "Тигр-2", 2006г
7-местный джип. Остался опытным.



"Газель" ГАЗ-3302, 1992г
Одна из первых "Газелей" опытной предсерийной партии, прошедшая испытания с общим пробегом 270 000 км.



Увы, тема военной и специальной продукции ГАЗа в музее представлена очень слабо.
В годы ВОВ здесь производились броневики БА-64, легкие танки Т-60/70/80/90, САУ СУ-76 и др.
Только картинка:



В послевоенные годы на ГАЗе была разработана и производилась почти вся линейка наших послевоенных колесных бронемашин: БТР-40/60/70/80, БРДМ-1/2, машины на из базе, а также много опытных моделей.
Единственный представитель в музее - БТР-80 (он же ГАЗ-5903)


(к тому же стоит так, что толком к нему и не подойти)

Вездеход ГАЗ-34031, он же ГТ-СМ (гусеничный транспортёр-снегоболотоход модернизированный)
Развитие модели ГАЗ-71 (1968г), выпускается с 1985г.



Разумеется, в музее есть не только машины, но множество других экспонатов и артефактов.
Реконструкция кабинета С.С.Дьяконова, директора завода в 1932-1938гг (в 1938г он был репрессирован и расстрелян):



Доводи развертки как Василий Шубин!



Стенд, посвященный Герою Соцтруда кузнецу А.Х.Бусыгину.
Внизу справа - коленчатый вал, которых он за смену ковал больше тысячи (при норме 675).



Не забыта в музее и тема Великой Отечественной войны:



Накапотная фигурка "Сокол", разработанная для легковых моделей ГАЗа.



Эволюция накапотной эмблемы завода:









-
"Музей истории и трудовой славы ГАЗ"
г.Нижний Новгород, пр-т Ленина, 95
Сайт музея
Точка на Яндекс-картах
Координаты 56.2547, 43.8932

транспорт, техника, авто, Нижний Новгород, музей

Previous post Next post
Up