Нелегкая судьба командированного забросила меня на Московский вокзал славного города Тулы, где обнаружился целый небольшой музей железнодорожной тематики, а именно: макет бронепоезда "Туляк" и вагоны его базы, пожарный поезд, правительственный салон-вагон, электромотриса А-ЧС2-549 и некоторые другие экспонаты. Доступ ко всему этому свободный. Наружный осмотр - бесплатный, а чтобы попасть внутрь, надо брать экскурсию (я не брал).
Снято в октябре 2022г.
Начинаем с макета бронепоезда "Тульский рабочий" (он же "Туляк", они же "16-й отдельный бронепоезд (16-й обепо) Юго-Западного фронта").
Оригинал был построен в Тульском паровозном депо в сентябре-октябре 1941г, в период самых напряженных боев за Тулу. Важно иметь в виду, что постройка этого бронепоезда была исключительно инициативой работников депо, и произведена их собственными силами из имевшихся в наличии материалов и оборудования. В принципе, в основе конструкции бронепоезда лежал тип БП-35. Но по факту имелись многочисленные отличия. Так, из-за отсутствия броневых листов нужной толщины бронеплощадки защищались следующим образом: разнесенные на 150 мм листы обычной стали, между которыми был залит бетон. Вооружение поначалу было "какое нашли": 37-мм зенитки 61-К, 20-мм авиапушки ШВАК, пулеметы. Так что осенью 1941г "Туляк" действовал только как бронепоезд ПВО.
Позднее он прошел ремонт и довооружение, сначала на Мичуринском паровозоремонтном заводе, а в марте 1942г - под Воронежем. После этого был переименован в "бронепоезд № 2 60-го отдельного дивизиона бронепоездов" и направлен в район Харькова. В июне 1942г при отражении интенсивных налетов немецкой авиации получил серьезные повреждения и был направлен на рембазу в г.Балашов Саратовской области. Там его следы и теряются.
Существующий макет был сделан по инициативе тульских железнодорожников силами предприятий города в 2015г. В его составе две бронеплощадки типа ПЛ-37, бронепаровоз и две двухосные платформы.
На первой платформе стоит хорошо всем нам знакомая 37-мм автоматическая зенитная пушка обр.1939г 61-К. Здесь всё настоящее - и пушка, и платформа.
Трудно сказать, насколько верно данный макет воспроизводит внешний вид настоящих бронеплощадок "Тульского рабочего", учитывая "самодельный" характер его изготовления. Но при создании макета постарались более-менее воссоздать вид стандартной легкой бронеплощадки типа ПЛ-37. Они имели броню толщиной 20 мм, листы брони крепились к раме болтами, а между собой - сваркой. Вооружение составляли две 76-мм пушки обр.1902/30г на тумбовых установках и 6 пулеметов "Максим" (два в башнях и 4 в бортах корпуса).
Здесь вместо пулеметов стоят макеты:
Современное дополнение - кондиционер на бронепоезде :)
Как и другие советские бронепоезда, "Туляк" приводился в движение бронированным паровозом типа Ов. В наши дни лишней "овечки" не нашли и для макета бронепаровоза использовали "Лебедянку" Л-3476 (надо отдать должное, об этом честно написано на сопроводительной табличке)
Макет зенитной пулеметной установки М-4 (счетверенные "Максимы")
Вторая бронеплощадка аналогична первой,...
...но здесь стоят настоящие "Максимы"
Закоптился от интенсивной стрельбы :)
На хвостовой платформе стоит 152-мм гаубица-пушка обр.1937г МЛ-20:
Нет, я ничего против МЛ-20, как таковой, совершенно не имею, но что она делает на бронепоезде ? Смотрится здесь, честно говоря, странно.
Рядом стоят несколько вагонов из "базы" бронепоезда, т.е. его "подвижного тыла". На первом плане - вагон-штаб:
Сделан из на основе 4-осного пассажирского вагона и деревянным кузовом и шпренгельной подвагонной рамой:
Вагон-пекарня:
Зарешеченные переходы между вагонами - это, ясное дело, для безопасности современных экскурсантов:
Двухосный вагон-теплушка:
Чуть дальше по платформе стоит 122-мм пушка обр.1931г А-19.
Выпускалась в 1935-39гг и была сменена своим модифицированным вариантом обр.1931/37гг под тем же шифром А-19 (был использован новый лафет - от гаубицы-пушки МЛ-20). Отличить пушку обр.1931г легко по вертикально расположенным гидравлическим компенсаторам (у пушки обр. 1931/37гг они наклонены назад).
Ствол в транспортном положении - оттянут назад и закреплен:
Из-за толстого слоя краски маркировка на стволе стала совершенно не читаемой.
На затворе можно различить следующее:
1931 02 10
ЗАТВОР N928
1940
Дрезина с ручным приводом ("качалка"):
Следующий интересный экспонат - пожарный поезд в составе вагона-гаража, вагона-насосной станции, цистерны и тепловоза ТГК2:
Вагон-гараж. Как ясно из названия, предназначен для транспортировки пожарных автомашин и другой самоходной техники:
Автоцистерна АЦ-40(130)-63Б. На шасси ЗиЛ-130.
Выпускалась в 1978-1992 гг. Одна из самых массовых советских пожарных машин.
Вагон-насосная станция. Это основа пожарного поезда. В нём размещаются служебные и бытовые помещения для пожарных, две стационарные мотопомпы, различное пожарное оборудование и инвентарь:
План вагона-насосной:
Цистерна для воды объемом 50 куб.м. Обычно в составе поезда две таких цистерны (по обеим сторонам от вагона-насосной):
В России локомотивы в состав пожарных поездов на постоянной основе не входят. В случае надобности подаётся тепловоз из имеющихся в готовности в депо. Здесь локомотив "условно обозначен" маневровым тепловозом ТГК2 (1960-2008 г.в.; св.9100 шт; двухосный (1+1); 28 т; 250 л.с.). В реальности, конечно, пожарные поезда приводятся в движение чем-нибудь помощнее.
Салон-вагон типа 20-СБ для первых лиц государства. В 1958-60гг на заводе им.Егорова выпущено 12 таких вагонов. Кузов бронированный, 6 осей.
В таком вагоне 18 января 1977г Леонид Брежнев прибыл в Тулу для вручения городу медали "Золотая Звезда".
В качестве локомотива у салон-вагона установлена электромотриса А-ЧС2-549, модифицированная в 2003г из чешского электровоза ЧС-2 выпуска 1965г (установлен новый кузов, оставлено только одно машинное отделение, оборудованы два небольших салона, кухня и т.д).
Она использовалась при инспекционных поездках инженерного и начальствующего состава железной дороги (к памятной поездке Брежнева в Тулу отношения не имеет).
-
Тула, Московский вокзал (Тула-1-Курская), справа от здания .
Доступ свободный (через досмотры проходить не нужно).
Экскурсия для группы до 5 чел - 800-1500р (в зависимости от объема), 11.00-19.00, кроме пон. и втн.
Точка на Яндекс-картах