«Осенний вояж Бали - Флорес» Часть 8 Остров Комодо в Парке Комодо

Jun 01, 2013 20:22

Нам хотелось посетить остров Комодо ранним утром, когда животные активны, а солнце еще не так сильно печет. И то, что ночная стоянка нашей лодки была совсем не далеко от штаб - квартиры заповедника, способствовало осуществлению наших планов.

Входные билеты у нас уже имелись, однако доплатили какие-то взносы, после чего нам вновь выделили местного рейнджера с рогатиной, и мы пошли изучать мир Юрского периода наших дней.

Идем по тропинке и видим впереди дикие кабаны, тиморские олени собрались возле небольшого непересыхающего водоема - лужи.

Встревоженные нашим приближением все разбежались в разные стороны, но немного отбежав, останавливаются и с интересом нас рассматривают.

Комодские вараны (Varanus komodoensis) встречались на обоих островах (Комодо и Ринча) достаточно часто. Однако на острове Комодо чаще мы видели варанов во время маршрута, а не у людских строений.

Укусы варанов опасны, но не только от наличия бактерий, обитающих в ротовой полости варана. У них имеется в нижней челюсти две ядовитые железы, которые устроены более примитивно, чем у ядовитых змей. Яд варанов  содержит различные токсичные белки, функции которых включают ингибирование свёртывания крови, снижение кровяного давления, паралич мышц и развитие гипотермии, ведущих к шоку и потере сознания у укушенной жертвы.

На острове Комодо мы встретили несколько маленьких варанчиков. Как мы и ожидали, они живут на ….. деревьях.

В Википедии сказано, что молодые ящерицы появляются в апреле-мае. Появившись на свет, они покидают мать и тут же взбираются на соседние деревья. Чтобы избежать потенциально опасных встреч с взрослыми варанами, молодые вараны первые два года своей жизни проводят в кронах деревьев, где они недосягаемы для взрослых особей.

Вот этот варанчик живет в дупле гнилого ствола пальмы на высоте около 5 метров от земли.

Птицы острова Комодо поразили нас своей необычностью и многообразием. Так мы вышли на маршрут достаточно рано, то все вокруг все пело и кричало.

А кричали на весь лес эти Малые желтохохлые какаду (Cacatua sulphurea parvula). Это главный приз для посетителей острова Комодо.

Дело в том, что эти какаду вследствие резкого снижения численности занесены в Красную книгу, причем с резолюцией: Critically Endangered (группа наивысшего риска). Конечно, снижение площади лесов и уничтожение дуплистых деревьев приводит к снижению численности многих лесных птиц, но для этих какаду пагубным оказалось то, что они являются самыми желанными домашними питомцами. Поэтому именно на острове Комодо, где уже много лет охраняют всю живность, в том числе и попугаев, достаточно просто услышать, а при везении и увидеть этих редкостных птиц.

Ранее какаду встречались почти на всех Малых Зондских островах, но в настоящее время их численность настолько сократилась, что встречи с ними редкость. Чего не скажешь о Зондском дронго (Dicrurus densus bimaensis).

Почему то авторы пятиязычного словаря «Птицы» забыли про эту птицу, и  этот дронго долго оставался без русскоязычного наименования. Теперь ее окрестили, и мы все будем называть этого дронго «Зондским» (я то придумал более заковыристое наименование - «Уоллсийский», но оно не прокатило). Внешним видом и повадками это обычный дронго, так же летает за мухами, много кричит. Встречается часто, я видел его и на острове Флорес, и на побережье, и в горах на высоте 1500 метров над уровнем моря. Как то так вышло, что в Зоне Уоллеса обитает только этот дронго, хотя на Бали встречаются четыре вида.

Прогуливаясь по тропинке всюду слышны мелодичные громкие звуки, чем то похожие галочьи разборки. Это сообщает о себе Шлемоносный филемон (Philemon buceroides neglectus), которого относят к семейству Медососовых Meliphagidae. Эту птицу, величиной с ворону, хорошо слышно, но фотографироваться она не любит, чаще сидит в ветвях деревьев.

Это единственная близкая встреча с филемоном, но, конечно, птица садилась таким образом, чтобы хотя бы маленькая веточка заслоняла меня от нее. Удивителен большой нарост на клюве этого гигантского медососа.

Среди прочих встреченных птиц, таких как Синехвостые щурки, Китайские черноголовые иволги, Зеленые джунглевые куры,  хочу отметить встречу с Мускатными плодоядными голубями (Ducula aenea polia). Мы уже встречали этих голубей в Шри Ланке, но здесь при солнечных лучах раскрылась вся красота их перламутрового оперения.

Отплывая от острова мы увидели сильную хищную птицу - Белобрюхого орлана (Haliaeetus leucogaster). Он летел параллельно нашего хода, и как бы прощался с нами, махая своими большими крыльями.

Вечером прибыли к острову Себаюр (Sebayur) на котором расположен отель "Komodo Resort" (***), внешне приличный, неплохой ресторан, хозяин отеля - итальянец.

Возле острова бросаем якорь, встаем на ночёвку и наблюдаем очередной живописный закат.

Расположились на верхней палубе лодки - над нами звездное небо, на котором не просто звезды, а россыпи алмазов, причем разного цвета: розовые, сиреневые, голубые, зеленоватые. Звездное небо Южного полушария поражает своей необычностью.

Вокруг лодки плещутся и выпрыгивают из воды рыбы, на острове кричат то ли ночные птицы, то ли обезьяны, воздух пахнет йодом и солью - мы впали в особое медитативное состояние, переходящее в сон…

В заключение хочу поделиться своими выводами по результатам бердворчинга на островах Ринча и Комодо. Несмотря на достаточно небольшое расстояние между ними увиденный нами состав птиц очень сильно отличался.

На Ринча: большеног, дятел, изменчивый ястреб, черный чекан, монарх, цистикола, ласточковый сорокопут.

На Комодо: какаду, джунглевые куры, иволги, щурки, филемоны, плодоядные голуби.

Конечно, кое - что встречалось на обоих островах: горлицы, большеклювые вороны, свистуны и нектарницы. Но различий было больше, и мы встречали не одну птицу каждого вида, а регулярно (за исключением ястреба). Длины маршрутов наших прогулок и их продолжительность были примерно одинаковы. Климат островов тоже схож.

В чем же дело? Может быть состав птиц на островах столь различен?

Я обратился к литературным источникам, например, к списку птиц острова Флорес (J. Verhoeye and D.A. Holmes. THE BIRDS OF THE ISLANDS OF FLORES. A REVIEW, KUKILA, 1998, 10: 3), опубликованному в индонезийском журнале KUKILA. Оказалось, что в списки птиц этих островов включены все указанные мною птицы, однако их численность на островах  различна.

Скорее всего отличаются биотопы, хотя я не увидел большого различия. Ринча - более степной остров, древесная растительность располагается вдоль сухих русел. На Комодо больше леса, хотя и степи тоже имеются. Но как бы то ни было, чтобы увидеть большее количество видов, нужно посетить оба острова. Тем более, что это доставит Вам много удовольствия.

Часть 7 Парк Комодо. Остров Ринча

Часть 9 Парк Комодо - Малые острова

Национальный парк Комодо, Шлемоносный филемон, dicrurus densus, Зондский дронго, птицы Индонезии, Комодский варан, philemon buceroides, cacatua sulphurea, Малый желтохохлый какаду, Птицы Индонезии, Комодо, varanus komodoensis