Ульяновский авиационный музей #2

Nov 17, 2011 07:00

И снова про самолеты :) Заработался и забыл проапдейтить автопостинг. Он сделал свое черное дело и просто показал фотографии самолетов, а версия с текстом так и покоилась на харде. Исправляюсь!

Как я уже писал, этим летом я посетил Ульяновский музей гражданской авиации.



1. На територии музея были открыты всего пару самолетов ("Пчелка" и Ту-104). Нельзя было не воспользоваться такой возможностью!

Ту-104 (по кодификации НАТО: Camel - «Верблюд») - первый в мире из поднявшихся в воздух реактивный пассажирский самолёт. В период с 1956 по 1958 год, из-за приостановки полётов Comet, Ту-104 был на тот момент единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире.

В последний раз самолет типа Ту-104 поднялся в воздух 11 ноября 1986 года, когда одна из сохранившихся в летном состоянии машин перегонялась на вечную стоянку в Ульяновский музей гражданской авиации. Большая часть оставшихся машин в течение 80-х годов была порезана на металлолом, либо установлена в качестве самолетов-памятников в некоторых городах СССР.

В 1962 году под Красноярском один из самолётов Ту-104, выполнявший рейс Хабаровск - Москва, был по ошибке сбит ракетами ПВО.



2. Вот она простота и простор советского туалета! Все по-домашнему!



3. Можно спокойно помыть руки и при этом не задевать локтями все углы и жопой не упираться в стенку за спиной!



4. Нормы безопасности были тогда не на высоте. И я не думаю, что задумывались о шейных отделах пассажиров в случае аварии. Однако такое расположение сиденьев мне нравится гораздо больше!



5. Первый полёт Ту-104 совершил 17 июня 1955 года. 5 ноября 1955 года в воздух поднялся первый серийный самолёт, построенный на Харьковском авиазаводе на Украине. В 1956 Советскому Союзу удалось поразить западный мир, когда во время визита первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва в Лондон, туда же прилетел реактивный самолёт советского производства. 15 сентября 1956 года Ту-104 совершил первый регулярный рейс по маршруту Москва - Омск - Иркутск.



6. Выпуск Ту-104 был прекращён всего через пять лет после начала серийного производства. Самолет использовался в регулярных пассажирских рейсах до 1979 года, пока в ноябре 1979 года приказом МГА не был снят с линий «Аэрофлота». Военные эксплуатировали самолёт до 1981 года, эксплуатацию типа окончательно прекратили после катастрофы Ту-104 отряда управления 25 дивизии ВВС Тихоокеанского флота, 7 февраля 1981 года на аэродроме г. Пушкин. Сразу после отрыва перегруженный самолёт перевернулся и рухнул на ВПП. Тогда погибло практически всё управление ТОФ (52 человека, из них 17 адмиралов и генералов).



7. Ту-104 был тяжёл, в полёте очень неустойчив и плохо управляем, был склонен к раскачке («голландскому шагу»). Особую опасность представлял так называемый «подхват». Самолет резко подхватывало он мгновенно набирал большую высоту, а затем срывался в неуправляемое вертикальное пикирование. По этой причине было потеряно несколько самолетов. Слабая механизация крыла способствовала сваливанию на малых скоростях. Из-за конструктивных особенностей самолёта глиссада не выдерживалась, скорость гасилась ступенчатым снижением. Рекомендованная скорость приземления 225-250 км/ч никогда не соблюдалась, и часто самолёт сажали на 270-300 км/ч. Если загруженный самолёт приземлялся нормально, то на пустом сильно проявлялся эффект земного «экрана» - на малом газу самолёт продолжал лететь над ВПП, не желая снижаться. Не редкостью на Ту-104 были выкаты за полосу, и для эвакуации самолёта с грунта использовались надувные резинотканевые подъёмники (как на Ту-16). На самолёте стояло несовершенное навигационное оборудование и автопилот, отсутствовала радионавигационное оборудование захода на посадку. Всё это не способствовало безаварийности, слишком велика была зависимость безопасности полёта от мастерства экипажа.



8. Без пол-литра тут не разберешься :)



9. Ту-114 «Россия» (по кодификации НАТО: Cleat - «Зажим») - турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт, спроектированный в СССР в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95.

Производился в 1961-1965 годах на серийном заводе № 18 в Куйбышеве. Всего был построен 31 экземпляр серийных самолётов.

На самолёте Ту-114 было установлено 32 мировых авиационных рекорда. Среди достижений Ту-114:
- самый большой в мире турбовинтовой пассажирский самолёт;
- самый скоростной в мире турбовинтовой пассажирский самолёт;
- единственный в мире турбовинтовой пассажирский самолёт со стреловидным крылом;
- турбовинтовой пассажирский самолёт с самыми мощными ТВД и с наибольшей суммарной мощностью всех ТВД, установленных на одном самолёте.

Единственная катастрофа с самолётом Ту-114 (бортовой номер CCCP-76491) произошла в Шереметьево 17 февраля 1966 года по причине принятия ошибочного решения произвести взлёт в плохих метеоусловиях ночью с расчищенной от снега не на полную ширину ВПП.



10. Аэро L-29 «Дельфин» (Aero L-29 Delfin; по классификации НАТО - Maya) - чехословацкий учебно-тренировочный самолёт. Совершил первый полёт 5 апреля 1959 года. В 1961 году был выбран основным учебно-тренировочным самолётом стран-участниц Организации Варшавского договора. Серийно производился в 1963-1974 годах, построено около 3500 самолётов. В дальнейшем был заменён на Aero L-39 Albatros.



11. Ил-28 (по кодификации НАТО: Beagle - «Гончая») - первый советский фронтовой бомбардировщик с ТРД.

В эксплуатации самолёт оказался вполне надёжным и приятным в управлении. Характерной особенностью было отсутствие на двигателях какой-либо автоматики запуска и поэтому лётчику приходилось самому «шуровать рудами», прислушиваясь к звуку турбины. Нередки были затянутые запуски, факельный выхлоп и просто пожары, кроме того, расброс параметров делал разным процесс запуска двигателей даже на одном самолёте. Практиковался запуск двигателей техником самолёта (как более знающим «характер» своей машины) и посадкой лётчика в кабину после выхода двигателей на устойчивый режим малого газа.



12. А вот и самый главный самолет! Ту-144! Про него можно очень много говорить

Ту-144 (по кодификации НАТО Чарджер - англ. Charger - атакующий всадник) - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Наряду с «Конкордом» Ту-144 является первым из двух сверхзвуковых авиалайнеров, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок.

Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года (его выполнил испытатель ОКБ А. Н. Туполева Эдуард Елян), то есть на два месяца раньше «Конкорда». Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер, это произошло (5 июня 1969 года) на высоте 11000 метров. Следующий символический рубеж в 2 Маха самолёт преодолел 25 мая 1970 года, совершив полет на высоте 16300 м со скоростью 2150 км/ч. Самолёт сочетал огромное количество передовых разработок и конструкторских решений. Например, убирающееся на время полёта переднее горизонтальное оперение (ПГО), которое позволяло существенно увеличить маневренность и уменьшить скорость при посадке. Ту-144 мог садиться и взлетать в 18 аэропортах СССР, в то время как «Конкорду», взлётно-посадочная скорость которого была на 15 % выше, для каждого аэропорта требовался отдельный сертификат на посадку.



13. 3 июня 1973 года Ту-144 № 77102 разбился во время показательного полёта на авиасалоне в Ле Бурже. Все шесть членов экипажа (Герой Советского Союза заслуженный летчик-испытатель М. В. Козлов, летчик-испытатель В. М. Молчанов, штурман Г. Н. Баженов, заместитель главного конструктора инженер генерал-майор В. Н. Бендеров, ведущий инженер Б. А. Первухин и бортинженер А. И. Дралин) погибли. По версии, появившейся после крушения, причиной катастрофы считают слишком резкий манёвр, который экипаж должен был совершить во избежание столкновения с неожиданно появившимся французским «Миражом» (задача лётчика которого была сфотографировать советский Ту-144 в полёте), нарушение системы управления, либо же недопустимость для конструкций планера самолёта манёвра, который экипаж попытался совершить. Истинные же причины катастрофы были засекречены, что привело к потоку спекуляций на эту тему.



14. Як-40 (по кодификации НАТО: Codling - «Мелкая треска») - пассажирский самолёт для местных авиалиний, разработанный в СССР в 1960-е годы. Самолёт выпускался Саратовским авиационным заводом.

Интересные факты:
- посадка и высадка пассажиров осуществляется по хвостовому трапу-рампе, являющимся одновременно крышкой люка, который по своей конструкции напоминает грузовую рампу транспортных самолётов.
- у Як-40 нет отдельного багажного отсека. Багаж сдается при посадке на борт и перевозится в вестибюле.
- среди авиаторов Як-40 получил прозвище «окурок» за короткий фюзеляж и дымный выхлоп двигателей. Кроме того, по причине сравнительно высокого расхода топлива самолёт имел прозвище «истребитель керосина».

По данным на 1 января 2008 года было потеряно 92 самолета типа Як-40, погибло в общей сложности 841 человек.



15. Ил-14 (по кодификации НАТО: Crate - «Клеть») - советский поршневой ближнемагистральный двухдвигательный самолёт. Разработан в конце 1940-х годов для замены устаревших Ли-2 и Ил-12.

Первый полёт Ил-14 совершил 13 июля 1950 года. Схожая с Ил-14 модель выпускалась в Китае (Y-6).

Самолёты Ил-12 и Ил-14 составили значительную эпоху в развитии советской гражданской авиации: рост парка этих самолётов, возрастание интенсивности их движения привели к увеличению объёма пассажирских авиаперевозок в стране. Совершенная радионавигационная аппаратура в сочетании с созданием комплекса наземных радиотехнических средств позволила лётчикам Аэрофлота быстро освоить регулярные полёты с пассажирами в сложных метеорологических условиях и ночью с выполнением захода на посадку по приборам, что превратило гражданскую авиацию в один из основных видов пассажирского транспорта.



16. Ил-86 (по кодификации НАТО: Camber) - четырёхмоторный широкофюзеляжный пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости, спроектированный в КБ Ильюшина. Первый и самый массовый советский/российский пассажирский широкофюзеляжный самолёт. Производился серийно в 1980-1993 годах на авиационном заводе ВАСО в Воронеже. Всего было выпущено 106 самолётов. К настоящему времени практически полностью выведен из эксплуатации. Основные причины - топливная неэффективность (из-за нее лайнер даже прозвали «истребителем керосина») и слишком шумные двигатели.

С апреля 2011 года Ил-86 на пассажирских рейсах не летает. Самолёты авиакомпании «Донавиа», эксплуатировавшиеся до апреля 2011 года на чартерных рейсах из Шереметьево в Коломбо и Анталью, выведены из эксплуатации. 1 борт (RA-86124) порезан на металлолом в Шереметьево, 1 борт (RA-86141) на хранении в ВАСО, примечательно, что борт 86141 - самый последний выпущенный Ил-86, он был выпущен в 1997 г.

Всего к середине 2011 года порезано на металлолом 66 самолетов из 106 выпущенных. Всего на хранении находится 36 самолётов, из них только 2 в музеях: RA-86000 в Киеве (Жуляны), RA-86062 в Ульяновске (Баратаевка).



17. Кто-то утащил двигатель :)



18. А это бедняга Ан-2ТП RA-96235 (1Г72-19). Его эксплуатантом являлось Приволжское территориальное управление Аэрофлота. Зарегистрирован 22 июля 1966 года как СССР-96235. Замечен в Ульяновске 9 сентября 1992 года. Позже зарегистрирован как RA-96235. Позже списан и передан в Музей истории гражданской авиации. А теперь просто доживает свой век на задворках...а ведь великий самолет!

Ан-2 (по кодификации НАТО: Colt - «Жеребёнок», разг. - «Кукурузник», «Аннушка») - советский лёгкий транспортный самолёт, поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом. Самый большой в мире одномоторный биплан за всю историю авиации (до появления самолёта Ан-3).

На 29 октября 2011 года в различных лётных происшествиях было потеряно 388 самолётов типа Ан-2. В результате этих аварий и катастроф погибло 365 человек. Одна из последних аварий с участием Ан-2 произошла 3 сентября 2011 года между сёлами Саша и Костюкивка Винницкой области (Украина). Самолёт осуществлял работы по плановому опылению полей одного из сельхозпредприятий Винницкой области. При взлёте после дозаправки самолёт зацепился шасси за верхушку дерева, врезался в землю и взорвался. 60-летний пилот погиб на месте.



19. Плачевно известный Як-42 (после трагедии под Ярославлем в сентябре этого года).

Як-42 (по кодификации НАТО - Clobber) - среднемагистральный трёхдвигательный пассажирский самолёт, разработанный в СССР в середине 1970-х для замены технически устаревшего Ту-134. Самолёт выпускался Смоленским авиационным заводом (1977-1981), а чуть позже, в 1978-м году, был налажен выпуск на Саратовском авиационном заводе.

Первый самолёт Як-42 поступил в авиакомпанию «Аэрофлот» в конце 1980. Катастрофа самолёта Як-42 с бортовым номером «СССР-42529», произошедшая 28 июня 1982, на два года прервала производство Як-42 (с 1982 по 1984). В 1988 начато серийное производство новой модификации с увеличенными дальностью и максимальным взлётным весом - Як-42Д. Самолёт экспортировался в Китай, на Кубу. Последний самолёт был поставлен заказчику в 2003-м году, но в цехах завода оставался ещё один экземпляр Як-42Д в стадии задела, остальные фюзеляжи порезаны на металлолом. Эксплуатационно-техническое сопровождение эксплуатирующихся самолётов Як-42Д практически прекращено, в связи с прекращением деятельности ЗАО «Саратовский авиационный завод».

Несмотря на чуть более высокий удельный расход топлива по сравнению с зарубежными аналогами - Боинг-737 и Аэробус A319, Як-42 продолжает оставаться рентабельным самолётом для авиакомпаний, которые его эксплуатируют по сегодняшнее время.

По данным на 8 сентября 2011 года было потеряно 9 самолётов типа Як-42, погибло 569 человек.



20. И снова ЯК-40. По бортовому номеру (RA-87357) можно легко узнать больше про этот самолет.



21. А вот так выглядит сопло двигателя НК-144А установленного на ТУ-144 (СССР-77110). Один такой двигатель создает тягу в 18 тонн. А их установлено целых 4.



22. Основные опоры шасси. На каждую опору приходится около 90 тонн, а при посадке ещё и ударные нагрузки :)



23. МиГ-25 (по классификации НАТО: Foxbat, Фоксбэт - «крылан») - советский одноместный сверхзвуковой высотный перехватчик, спроектированный конструкторским бюро Микояна - Гуревича.

6 сентября 1976 года самолёт был угнан лётчиком ВВС СССР Виктором Беленко в Японию (г. Хакодате). После этого в течение многих лет в дальневосточных частях стали заправлять самолёты из расчёта, чтобы горючего не хватило самолёту до ближайшего иностранного аэропорта.
Существует мнение, что угнанный самолёт попал в руки американских авиаконструкторов, которые изучили машину и на основе полученных данных сконструировали американский F-15. Однако это мнение опровергается тем, что F-15 был принят на вооружение в том же 1976 году, а первый полёт совершил в 1972 году. Так или иначе, советское правительство приняло решение о глубокой модернизации самолёта, который бы был менее уязвимым для противника. Новый самолёт был принят под индексом МиГ-31.



24. И ещё раз покажу красавца напоследок!!!

Первый рабочий рейс был совершён 26 декабря 1975 года на маршруте Москва - Алма-Ата, где самолёт перевёз почту и посылки, а с 1 ноября 1977 года на том же направлении начались и пассажирские перевозки. Рейсы выполняли только два самолёта - № 77109 и № 77110. Лётчики Аэрофлота летали только в качестве вторых пилотов, командирами же экипажа всегда были лётчики-испытатели ОКБ Туполева. Билет на этот самолёт стоил 68 рублей, тогда как на обычный дозвуковой самолёт билет в Алма-Ату стоил 48 рублей.

Эх, были же времена :)



техника, самолеты, россия

Previous post Next post
Up