Жигулевская ГЭС #2

Aug 29, 2011 10:00

Сегодня я продолжу рассказ о посещении Жигулевской ГЭС.



1. Колоссальная энергия, вырабатываемая гидроагрегатами, требует заботы :) Для этого рядом с каждым гидроагрегатом расположен электроузел, в котором и происходит эта самая "забота".



2. В предыдущей части я показывал, где располагаются повышающие трансформаторы со стороны нижнего бьефа. Там было хорошо видно, как по этим цветным "лентам" течет ток напряжением 11 кВольт. Если мне не изменяет память, то на этом фото изображены вакуумные рубильники.

В двух словах и не объяснишь, почему они так важны. Из школьного курса физики все помнят, что если рядом расположить два проводника с высоким напряжением, то воздух между ними может быть пробит, и образуется электрическая дуга. Для избежания её появления есть несколько способов: использование вакуумных и масляных выключателей, а также методы отвода тока на временную нагрузку, самостоятельно разрывающую электрическую цепь, и т.д. и т.п. :)



3. Устаревшее оборудование станции активно реконструируется. Например, тут мы видим устаревшие масляные выключатели.



4. Без пол-литра тут не разберешься :)



5. А вот мы и в одном из самых интересных мест гидроагрегата. Над нами находится генератор, перед нами - вал турбины, а под нами - лопатки направляющего аппарата, через которые проходят тонны воды, крутящей ротор турбины!



6. Как я уже сказал, оборудование ГЭС постоянно модернизируется. Здесь виден гидроцилиндр (всего их 4 на гидроагрегат), отвечающий за угол установки лопаток направляющего аппарата (за счет этих лопаток вода может подаваться с нужной скоростью к лопастям турбины). А куча рычажков по внешнему кольцу - это приводы лопаток направляющего аппарата.



7. Поизучав устройство, мы отправились к историческому гидроагрегату. Это гидроагрегат № 17. Привод лопаток направляющего аппарата ещё не модернизирован. И для этого гидроагрегата используется 2 вот таких здоровенных цилиндра (а не 4, как на предыдущем). Рабочим телом этих цилиндров является масло под давлением 25/63 атмосферы (помните, я показывал здоровенные такие бочки). Эти бочки расположены на одном уровне с генераторами, и я покажу их ещё раз позже.



8. Можно даже заглянуть в окошко, где над тобой вращается многотонная махина :) Говорят, что ещё в совковые времена бригадир пришел с з/п, и чего-то надо было ему глянуть тут. А денежки лежали в кармане нагрудном снаружи. Ну так ветер в этом окошке такой, что з/п была высосана :)



9. Как я уже сказал, этот гидроагрегат особенный.



10. А особенный он потому, что на нем единственном осталась эта табличка, и фамилия Сталина не была затерта!



11. Походив ещё немного внизу, мы отправились снова в машинный зал. Для справки: здоровенный металлический "столб" - это и есть вал гидроагрегата!



12. С крана открывается просто чумовой вид на всё это хозяйство!



13. Первые гидроагрегаты уже даже теряются немного в дымке!

Чтобы представить размах всего этого, скажу, что толщина стены справа (это сторона верхнего бьефа) - целых 4 метра!!!



14. А вот, собственно, и я :)



15. Вот над этим кадром я колдовал, стоя на на кране! Вертикальные белые бочки/цилиндры - это и есть те цилиндры, в которых находится масло под давлением 25/63 атмосферы для работы цилиндров направляющего аппарата.



16. Все серьезно. Зажигалка просто теряется среди таких размеров!



17. Каждый этаж имеет свою отметку. Уровень воды со стороны верхнего бьефа вроде 54 метра. Перепад плотины чуть более 22 метров. Так что мы ниже уровня воды относительно верхнего бьефа.



18. При строительстве, чтобы не тратить впустую кучу бетона, оставляли такие пустоты.



19. Место там уютное и сухое!



20. В конце 2009 года в СМИ прошла информация, что на Жигулевской ГЭС произошла авария, и ведутся восстановительные работы. Народ за недостатком подробностей, напуганный Саяно-Шушенской аварией, думал о худшем. На самом же деле произошло примерно следующее:

При проектировании подобных гидро-сооружений принимается во внимание наличие того или иного рода протечек. Для сбора просочившейся воды конструкцией здания предусмотрена так называемая «мокрая потерна» - канал, проходящий в нижней части здания по всей его длине. В этой полости собирается вода и откачивается с помощью специальных дренажных насосов, установленных двумя группами с северной и южной стороны. Параллельно этой «мокрой» идет «сухая» потерна - галерея, позволяющая управлять оборудованием для обслуживания мокрой. Сухая она, как раз потому, что никакой воды там нет.
Вот так случилось, что одна группа насосов была остановлена на профилактический ремонт, а со второй возникли проблемы. В сухой потерне появилась вода. Оперативно была создана и установлена уникальная конструкция крепления дополнительного насоса к временной опорной платформе. Проложен трубопровод диаметром 326 миллиметров и протяженностью 120 метров. Установка этого насоса позволила осушить мокрую и сухую потерны и установить причину отключения насосов откачки.



21. Насосы для откачки имеют производительность 7 ванн в секунду :)



22.



23.



24. А это мы попадаем в сухую потерну. Вообще, потерна - коридор (галерея) внутри массивного сооружения. Потерна устраивается, например, в теле плотин для наблюдения за состоянием их внутренних частей.



25. После мы отправились посмотреть на музей! Больше всего меня впечатлил вот этот костюм. Справа от него видна установка для нагнетания кислорода для дыхания, которую, как правило, крутили женщины :)



26. Макет ГЭС.



27. А вот отсюда происходит мониторинг состояния ГЭС. Высококлассные специалисты круглые сутки контролирует работу ГЭС.



28. Козловой кран, предназначенный для управления решетками фильтрации воды со стороны верхнего бьефа. В следующем посте мы будем лазить почти по такому же, и я покажу кучу красивых видов, которые открываются с него!



P.S. Cсылка на первую часть.

город, техника, россия

Previous post Next post
Up