В эти дни Пермский академический Театр-Театр и его главный режиссер Владимир Золотарь готовят майскую премьеру спектакля "Анна Каренина" по одноименному роману Л.Н. Толстого. Первый из пяти премьерных показов состоится уже через месяц, 17 мая.
А мы, тем временем, решили обратиться в прошлое и вспомнить предыдущую постановку нашего театра по этому великому роману.
Было это почти шестьдесят лет назад, в год смерти И. Сталина - 1953-й. Пермь тогда называлась Молотов. Молотовский драматический театр, руководимый заслуженным деятелем искусств Николаем Теппером, пригласил молодого режиссера Кизеловского театра, 29-летнюю
Розу Сироту, поставить "Анну Каренину". Самой популярной, если не единственной на тот момент, инсценировкой в стране была драматическая композиция Николая Волкова, поставленная в 1937 году во МХАТе Владимиром Немирович-Данченко. По ней ставился и пермский (молотовский) спектакль.
Роль Анны Карениной досталась теперь уже легендарной нашей артистке Лидии Мосоловой и еще одной известной актрисе того времени, Зинаиде Шерстневской.
Премьера состоялась 24 ноября 1953 года.
Вот что писала о спектакле газета "Звезда":
Сильной, мужественной, цельной натурой выглядит Анна в исполнении Л. Мосоловой. Артистка достигает принципиальной победы в обрисовке внутреннего мира Анны, ее большой человеческой трагедии. В последних сценах спектакля Л. Мосолова показывает Анну не мятущейся, жалкой, снедаемой ревностью, а глубоко осмысливающей свою судьбу, пришедшей к ясному осознанию ее безвыходности. В этих сценах Анна собранна, строга, сурова. Подлинно трагедийной глубины достигает игра Мосоловой после холодных, жестоких слов Вронского: "Чего вы от меня хотите?". Будто молния освещает Анне истинный смысл этих слов: ушло чувство, да и было ли оно когда-либо - настоящее, большое человеческое чувство у этого блестящего представителя света! По-новому предстает перед Анной-Мосоловой Вронский с его внутренней зависимостью от своей среды, с его мизерными "общественными" интересами. В этой сцене Мосолова не допускает ни тени мелодраматического надрыва, внутренняя решимость Анны открывается артисткой во всем: в строгой сдержанности, в насыщенности интонаций, в сухом, суровом блеске глаз. Пафосом горячего, непримиримого протеста звучат ее последние слова: "Нет, я не дам тебе мучать себя". В тусклом свете станционного фонаря, под грохот надвигающегося на нее поезда, Анна бросает эти слова всему миру, всем тем, кто раздавил ее, не знавшую лжи и обмана, кто отнял у нее право на сына, на счастье.
Советская режиссура и критика 30-50-х годов однозначно трактовала трагедию Анны как "глубокую трагедию чистой и цельной русской женщины, раздавленной социальной средой".
Постановка Владимира Золотаря расставит акценты иначе. Как именно - станет известно в мае.
Программка "Анны Карениной" с автографом режиссера Розы Сироты, предназначающимся ведущему спектакля А.М. Офрихтеру: Милый мой Антон! Очень верю в то, что Вы сохраните спектакль! Работать с Вами - большая радость. 24/XI/53:
![](http://www.ljplus.ru/img4/c/h/cherepanov_alex/th_programmka-ak-1953-pdf-0.jpg)
Лидия Мосолова в роли Анны Карениной:
![](http://www.ljplus.ru/img4/c/h/cherepanov_alex/th_V-roli-Anny-Kareninoj-Lidiya-Mosolova-1957.jpg)
Заведующий лит.частью Пермского академического Театра-Театра Алексей Черепанов.