Я считаю «Сураз» вершиной творчества Василия Шукшина.Признаться, не читал я раньше этого "Сураза". Но после такого отзыва не поленился прочитать. Может, на самом деле, вершина. Ведь считали же многие вершиной европейского искусства "Дон Жуана" Моцарта. И вот - русская вариация
(
Read more... )
Comments 4
Застрелившийся Сураз - типаж Гитлера. Покусился на чужое и застрелился, не выдержав унизительного позора от избиения. Природная красота - намек на расовое превосходство. Одинокие женщины, впускающие к себе - страны, не дающие отпора.
Это шутка. Типаж русский. Шукшин пытается его понять и спотыкается. Ему хочется другого народа. Как внешне невзрачный ветфельдшер Козулин из гениального рассказа «Даешь сердце!»
Дня за три до Нового года, глухой морозной ночью, в селе Николаевке, качнув стылую тишину, гулко ахнули два выстрела. Раз за разом... Из крупнокалиберного ружья. И кто-то крикнул:
- Даешь сердце!
Reply
Рассуждения Тарковского о русском характере воспринимаются как глубокий анахронизм.
Reply
Что касается обособленного рассказа, то его частный смысл прослеживается наиболее отчётливо между эпизодом с подброшенным одинокой вдове мешком, букетиков красных цветов и полуголой женщиной, на коленях просящей за мужа и за себя. Герой понял, что скрывалось за его щедростью и шармом, чего он хотел на самом деле всегда и так суразно совмещал в своих поступках.
Тарковский, возможно, высказывая мнение, держал в уме не только рассказы Шукшина, но и его приватные высказывания в спорах, которые, разумеется, вспыхивали не раз между двумя этими и прочими людьми.
Reply
Так нет никакого выделенного русского характера. Чтобы выделять, чем русские "на круг" отличаются от других народов, нужно хорошо представлять "средневзвешенные характеры" разных народов. Там больше наивных шаблонов, чем глубокого постижения. Но уж если кто и умел отразить (не постичь, а всего лишь отразить) "срдневзвешенный" русский характер, то на ум приходит как раз Шукшин или Высоцкий, но никак не Тарковский.
Reply
Leave a comment