Подсел на сериал "Ментовские войны". Во-первых, потому что это очень похоже на великую книгу "Три мушкетера" (например, Джексон просто списан с Портоса, а безвременно ушедший из жизни Александр Завьялов в роли Стаса Скрябина - явно с Арамиса, в то время как главный герой Роман Шилов - это Д'Артаньян, постепенно эволюцинирующий в Атоса). А во-вторых, потому что этот сериал, если не по форме, то по содержанию, оказался гораздо глубже двух популярных отечественных "бандитских" сериалов - "Бандитского Петербурга" и "Бригады". Не так давно Андрей Константинов попытался
противопоставить свой "Бандитский Петербург" и "Бригаду", мол, "это совсем разные вещи. "Бандитский Петербург" - это про людей, а "Бригада" - это про бандитов". Продолжая его мысль, "Ментовские войны" - это про людей и бандитов в погонах. При том, что бандиты и люди в этой среде перемешаны так, что в каждой серии приходится разбираться, не хуже ли какой-нибудь депутат или следователь или генерал "обыкновенного" бандита. И почти всегда оказывается, что гораздо хуже и подлее. И сам сериал, несмотря на обилие "роялей в кустах" скальпирует российскую действительность гораздо глубже "БП" и "Бригады".
Можно даже сказать, что весь этот сериал - развернутый художественный комментарий к недавней
статье Анатолия Вершика "Август двадцатого. Об ошибках истории". Вершик пишет:
"...общество было сковано в своем развитии не столько идеологией, сколько полицейским режимом, который при советской диктатуре становился временами тотальным террором. Признать это наше общество до сих пор не хочет, поэтому нелепые споры о роли Ленина и Сталина до сих пор не утихают. Этот полицейский режим после небольшого перерыва переселился в нынешнее государственное устройство, может, слегка модернизировавшись... Главное препятствие демократизации совсем не в идеологических, религиозных или партийных и прочих установках, а только в том, что жизнь страны по-прежнему определяется главенством разнообразных силовых структур, подавляющих импульсы, хоть сколько-нибудь идущих вразрез с импульсами, исходящими от власти, или тем более конкурирующими с ними"
Ну а в жизни мы видим, что "импульсы", конкурирующие с импульсами власти, не только не слабеют, но усиливаются и прорастают сквозь асфальт. Хабаровск. Беларусь. Что дальше?