Сегодня с
ulysses85 и
andrejovdienko выбрались на заброшенное Северо-восточное кладбище. Снимать то, что скоро уйдёт в небытие. Под катом много текста и картинок.
Но сначала про историю этого кладбища. Она неплохо описана в статье из сборника "Краеведческие чтения", которую я уже упоминал. Приведу её полностью, благо статья не очень большая.
М. С. САЛМИНА
ИСТОРИЯ ЗАХОРОНЕНИЙ ВОЕННОГО И ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ НА КЛАДБИЩЕ ЧТЗ
По данным ОГАЧО, официальное открытие кладбища ЧТЗ и создание похоронного бюро в Тракторозаводском районе состоялось в декабре 1941 года. Согласно книге регистрации умерших, хранящейся в муниципальном предприятии «Мемориал», за 1943-1953 гг. на кладбище обрели покой 10597 человек. В братских могилах времен Великой Отечественной войны по нашим подсчетам похоронено в 1943-1945 гг. 2235 человек.
Началось функционирование кладбища с докладной записки секретаря парткома Кировского завода М. В. Козина, которая была отправлена в Челябинский обком партии 20 декабря 1941 года и содержала следующую информацию: «Бытовое обслуживание коллектива рабочих Кировского завода (...) совершенно неудовлетворительное и не может быть оправдано условиями военного времени. Следовательно, факты подтверждают, что в районе этому вопросу не уделяется должного внимания:
1. В районе отсутствует похоронное бюро. Для того чтобы отрыть могилы, трудящиеся подыскивают случайных лиц и платят 250-300 рублей. Единственное кладбище в районе закрыто. Трупы отвозят на городское кладбище за 10 км от завода. Транспорта для перевозки трупов не имеется. Городское похоронное бюро бездействует и в предоставлении транспорта или какой-либо помощи отказывает. Все это создает такое положение, что покойники пролеживают 6-8 дней до погребения... Завком вынужден организовать бригады в цехах для отрывки могил и организации похорон. Необходимо открыть кладбище в Тракторозаводском районе и организовать работоспособное похоронное бюро».1
Так, через полгода после начала Великой Отечественной войны официально открылось кладбище в Тракторозаводском районе, хотя на самом раннем из оставшихся на сегодняшний день захоронений выбита дата смерти - 17 мая 1940 года. Это могила (?) Алексея Андреевича (фамилия стерта), родившегося 30 марта 1900 года. К сожалению, мы не располагаем документами, рассказывающими о первых захоронениях. Возможно, неофициально кладбище стало действовать во времена строительства тракторного завода.
Около половины захоронений всех лет составляют захоронения времен Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. При этом необходимо учитывать, что в условиях военного времени имели место массовые захоронения умерших - так называемые братские могилы без фобов и надгробий. Многие жители прилегающих к кладбищу домов свидетельствуют, как по ночам осуществлялись массовые захоронения. Трупы привозили на подводах из больницы ЧТЗ (в то время она носила название больницы Кировского завода), исправительно-трудовой колонии № 3, а также от других организаций и учреждений. Как отмечается в книге регистрации умерших, самое большое массовое захоронение за № 547-576 произведено 2 июня 1946 года, и составляло оно 30(!) трупов в одну могилу.
Проведенные в ходе исследования подсчеты помогли установить число захоронений, выполненных различными организациями за 1943-1948 годы:
1. Эвакогоспиталь № 423 - 3.
2. Отдел рабочих колонн - 229.
3. Больница ЧТЗ - 1185.
4. Изолятор больницы ЧТЗ - 115.
5. ИТК № 3 - 682.
6. Другие организации - 21.
Всего 2235 захоронений отдельных людей.
Необходимо оговориться, что братские могилы на сегодняшний день опознать, отличить от других невозможно. Сохранились лишь фамилии в книге регистрации умерших.
Для выяснения полноты картины в таблице № 1 приводим соотношение захоронений «обычных» и выполненных различными организациями и учреждениями. Под «обычными» захоронениями мы обозначаем индивидуальные захоронения, осуществленные родственниками, близкими людьми. Выяснить это позволяет строка в книге регистрации умерших под названием: «Кто хоронил». У этих людей были постоянные адреса проживания, которые зафиксированы в книге. Напротив остальных фамилий, как правило, ставилась фигурная скобка и обозначалась организация, за которой они числились.
Таблица 1
Из таблицы № 1 видно, что в 1943-1944 гг. преобладали «особенные» захоронения. Рассмотрим подробнее, какие организации входили в это число.
1. Эвакогоспиталь № 423. В условиях войны одной из важнейших задач было сохранение боеспособности и численности армии. Поэтому от медицины требовалась полная отдача сил по спасению раненых. Во всех городах, удаленных от линии фронта, создавались эвакогоспитали. Челябинск не был исключением, 17 госпиталей были развернуты в городе2. Умерших от ран хоронили на кладбище в Советском районе, получившем название «Лесное». 53 могилы воинов сохраняются и на Успенском кладбище. Оказалось, что и на кладбище ЧТЗ покоятся бойцы Красной Армии, скончавшиеся от ранений. Хотя книга регистрации умерших называет всего 3 фамилии, на кладбище сохраняются памятные знаки подобных захоронений - металлические звезды.
2. Отдел рабочих колонн (трудармия) Кировского завода. Самый ранний документ по поводу приема и устройства рабочих колонн на Кировском заводе относится к 8 февраля 1942 года. На завод прибыло 4500 трудармейцев. Разместили их в школах № 11 и 51. Для них же завершалось строительство бараков, оборудованных двухъярусными нарами. На размещение и оформление на работу отводилось от 2-х до 5 дней. Прибывшие обеспечивались постельными принадлежностями, спецодеждой и хозяйственным инвентарем.3
В зимне-весенний период 1942 года на завод прибыло шесть рабочих колонн: № 1402, № 1992, № 1688, № 1741, № 1742, № 1044. Приказом № 648 от 1 июня 1942 года была произведена реорганизация личного состава отдела рабочих колонн (ОРК) завода4. На 3 июня 1942 г. на заводе трудилось 3405 бойцов, как было заявлено начальником рабочих колонн М. М. Чирковым5.
Следует отметить многонациональность состава трудармейцев - на заводе работал эстонский отряд, немцы Поволжья, узбеки и представители других среднеазиатских республик, которым приходилось особенно сложно.
На долю трудармейцев выпали колоссальные трудности: недостаток жилья - их селили в бараках и землянках, о качестве которых красноречиво говорит тот факт, что в преддверии зимы в 1943 г. был отдан приказ директора завода об обеспечении ОРК 50 вагонами шлака для подсыпки к стенам жилья в качестве утеплителя. Но бытовые проблемы бойцов ОРК на этом не заканчиваются - недоставало теплой одежды, белья, постельных принадлежностей, обуви. Известен приказ по ОРК о создании мастерской из 40 трудармейцев по плетению лаптей6.
Одна из докладных записок на имя директора завода говорит о том, что основной процент смертности на заводе идет за счет рабочих трудармии. В одной из колонн было зарегистрировано 344 человека, больных дистрофией, из которых 262 человека не были госпитализированы, а продолжали трудиться. 16 смертельных случаев от дистрофии зафиксировано в этой колонне7.
Отсутствие нормальных санитарно-гигиенических условий вело к высокой смертности среди трудармейцев. Только в 1943-1945 гг. подразделением похоронено на кладбище в Тракторозаводском районе 229 умерших.
3. Исправительно-трудовая колония (ИТК) № 3. В соответствии с книгой регистрации умерших колония за период с 22.03.1943 г. по март 1945 г. захоронила на данном кладбище 682 умерших заключенных. Это в три раза больше, чем отдел рабочих колонн за этот же период времени.
Последние захоронения, сделанные колонией, относятся к 26 марта 1945 года, в этот день были преданы земле 13 человек в одну могилу.
Кто же были эти люди? Чаще всего, те, кто нарушил жесткий режим военного времени. Основанием для их наказания считался Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.12.1941 г., по которому строго карались (от 5 до 8 лет заключения) нарушения трудовой дисциплины. Документы гласят - опоздание на 21 минуту, на 38 минут, невыход на работу (иногда тому была уважительная причина: отсутствие обуви, смерть близких) не рассматривались как оправдание. Наказывался и сон в цехе после рабочей смены, утеря документов, неверная производственная информация и многое другое. Число осужденных в месяц колебалось от 300 до 600 человек. Известен факт, когда в феврале 1942 года единым приказом в один день было отдано под суд 58 человек8.
Изменив статус, бывшие рабочие ЧТЗ и других заводов выполняли усложнившиеся трудовые задания в новом качестве. Оторванные от дома, от родных, получавшие минимальную норму продуктов, эти люди продолжали вносить вклад в выпуск военной продукции.
4. Изолятор и больница Кировского завода. Примерно 1300 захоронений военного и послевоенного времени приходится на данные учреждения. Сюда относятся люди, умершие в больнице и в изоляторе, причем как гражданское население, так и представители указанных выше спецконтингентов.
5. Лагерь военнопленных германской армии. На территории кладбища ЧТЗ существует отдельное захоронение немецких военнопленных в 94 братских могилах. Они обнесены низкой металлической оградкой. Внутри расположены ровные ряды могил, обозначенные табличками с порядковыми номерами в западной части могилы.
В книге регистрации захоронений на кладбище ЧТЗ за 1943-1953 гг. отдельных списков захоронений военнопленных не имеется. Хотя очень часто встречаются отдельные немецкие фамилии в списках массовых захоронений, сделанных больницей ЧТЗ и ее инфекционным отделением.
В послевоенные годы (1946-1953 гг.) значительную часть захоронений составляли захоронения детей. Подавляющее количество смертей относится к детям до одного года. Много захоронений на кладбище ЧТЗ осуществляла в эти годы больница завода № 78 (им. С. Орджоникидзе).
Например, обратимся к записям с № 50 по № 55 от 21.01.1950 г.:
№ 50 Ваняшина Нина Федоровна (3 месяца)
№ 51 Николаева Людмила Александровна (3 месяца 27 дней)
№ 52 Старицын Александр Васильевич (23 дня)
№ 53 Феретыев Анатолий Сергеевич (9 месяцев)
№ 54 Старицын Владимир Васильевич (2 месяца)
№ 55 Лебедева Ольга (7 месяцев)
Все они были погребены санитарами указанной больницы.
Таблица 2
Детская смертность в военные годы была очень высокой, а рождаемость в эти годы низкой. Всплеск рождаемости в послевоенные годы сопровождался высокими показателями младенческой смертности, что было обусловлено слабым здоровьем людей, изнурительной работой. К 1953 году детская смертность сократилась почти в два раза.
В первые послевоенные годы в западной части кладбища стали осуществляться захоронения немецких военнопленных и людей мусульманского вероисповедания. Для их погребения была отведена западная окраина кладбища. Как видно из книги регистрации умерших, некрополь принял в свои владения людей разных национальностей и разной веры. Очень часто в списках встречаются немецкие, еврейские, украинские фамилии, много тюркских фамилий, что связано с прибытием в годы войны на ЧТЗ эшелонов с мобилизованными трудармейцами из Средней Азии. Встречаются и фамилии китайского происхождения - под № 204 1945 г. значится Ким-Чан-Ю (1885 года рождения, похоронен был ИТК № 3 20 марта 1945 года) и 46-летний Сун-Цзо-Лин Канья Кузм, похороненный 15 августа 1957 года.
В 1962 году кладбище закрывается, но его история на этом не заканчивается. В конце 1960-х годов в Россию приезжает делегация из Германии. Немцы очень трепетно относятся к своим умершим. Жители соседних с кладбищем домов свидетельствуют, что к моменту приезда немецкой делегации могилы военнопленных были застроены зданием электроподстанции, и военнослужащие за короткое время возвели «ложное кладбище», огородив его от остальных могил. Доказать или опровергнуть эту точку зрения очень сложно. Это одна из многочисленных загадок в истории кладбища.
В настоящее время территория кладбища имеет запущенный вид. По инициативе учащихся школы № 59 и администрации Тракторозаводского района на территории построена и освящена часовня, проводятся субботники, которые, к сожалению, не решают главной проблемы - вывоза мусора.
В 2002, 2003, 2004 гг. братские захоронения военнопленных германской армии посещали делегации из ФРГ, состоящие из бывших военнопленных и их родственников. Несколько лет тому назад международное общество «Военные мемориалы» установило на месте захоронения памятник «Венгерским воинам - жертвам фашизма». В настоящее время в городской администрации рассматривается вопрос о полном закрытии кладбища.
В настоящее время вопрос о закрытии кладбища уже решён, поскольку истекли отведённые федеральным законодательством 50 лет. Все захоронения переносятся на Покровское кладбище, а на этой площадке будет разбита зелёная зона.
По факту же кладбище и так в некотором смысле превратилось в "зелёную зону". Граждане из окрестных домов добираются до своих домов по множеству тропинок, протоптанных между могилами. Во многих местах могилы завалены мусором. Впрочем, предоставляю вам самим по фотографиям судить о том, что мы сегодня увидели.
Это, насколько я понял, "старая" часть кладбища, все таблички, на которых можно что-то разобрать, датированы 1941-43 годом.
Посредине территории стоит часовенка из свежего кирпича.
Забором обнесена лишь небольшая часть кладбища, там где сейчас работают рабочие "Мемориала".
На всей этой лужайке могилы, даже там где уже нет крестов.
Заглянули через забор к рабочим, полюбопытствовали как идут дела.
В северной части кладбища более поздние даты, в основном послевоенные. Попался даже 1962, год закрытия кладбища.
Дерево, выросшее на месте оградки.
Когда ехали сюда, боялись что вся территория уже обнесена забором (вроде так и говорилось в новостях) и по территории бегает собака, а на самом деле оказалось всё намного проще - даже за забором, где идут работы, с разрешения бригадира поснимали.
ulysses85 обещала продолжение.