Паровозное депо ст. Челябинск

Apr 28, 2013 01:25

Если помните, на прошлой неделе в сообществе обсуждался снимок американца, путешествовавшего в начале века по Транссибу. Долго спорили, Челябинск ли это вообще, и сошлись на том, что скорее всего не Челябинск. Ну и ладно, как говорится, не очень-то и хотелось. Но в процессе встал вопрос о паровозном депо - где оно находилось, что от него осталось и так далее. И это оказалось неожиданно интересно. Разбирались вместе с Егором Казаковым, огромное ему спасибо за помощь. Попробую теперь изложить всё по порядку. Сначала посмотрим на дореволюционные фотографии, которых имеется две, они хорошо известны. Тут видно четыре здания, выстроенные "лесенкой" друг за другом. На самом деле позади четвёртого (дальнего) существует ещё и пятое здание (кузница), но его на этой открытке не видно. Самое левое здание на открытке - вагонное депо.



[из книги "Старый Челябинск в открытках и фотографиях"]



[из книги "Старый Челябинск в открытках и фотографиях"]

В фондах Музея истории ЮУЖД нашлись чрезвычайно интересные планы расположения зданий и путей паровозного депо (смотрите по ссылкам - на 1939 год и на 1942 год). И вот что получается после их совмещения с современным спутниковым снимком.



Обозначения:

№1-№4 - это постройки, которые видны на первой открытке (справа налево) - паровозное депо №1, паровозное депо №2,  паровозное депо №3 и подъёмочное депо №4
А - постройка, которая обозначена на плане 1939 года, но не подписана. Забегая вперёд, могу сказать, что это здание на вид действительно годов тридцатых постройки.
В - водонапорная башня, разобранная примерно в 2008 году.
С - обозначено на плане как "кузница ВЧ-3" (не знаю, что означает это сокращение)
D - тоже загадочно обозначено - "банд. ВЧ-3"
E - мастерские депо №1
Цифровые обозначения взяты с плана 1942 года:
5 - Механический цех
6 - Подъёмочный цех
7 - Заготовочный цех, автоматная и контрольные приборы
8 - Кузница, чугуннолитейная, меднолитейная
9 - Электросварочная, газосварочная, котельная 
10 - Паросиловая 
11 - Паросиловая

Теперь небольшая экскурсия по территории депо. Посмотрим, что из старины там сохранилось. Сразу отмечу, что территория депо в современном виде сложилась в основном в семидесятые, после этого ничего значительного здесь не строили и не реконструировали.


[4]

Впрочем, тут и без старины есть на что посмотреть. Вот стоит (Аргаяшский?) рельсовый автобус.


[5]

Электропоезд СР3, переоборудованный под какую-то лабораторию. Кстати, именно с СР3 начиналась история электропоездов на ЮУЖД - в 1948 году первая такая электричка отправилась от станции Челябинск до Полетаево.


[6]

На путях стоит масса спецвагонов - "Учебный центр", "Мостостанция центр ИССО", "Дефектоскоп", "Вагон-лаборатория", "Станция переливания крови" и прочее, и прочее.


[7]

Здесь же - место постоянной дислокации пожарного поезда.


[8]

Это позднейший пристрой к зданию депо №1. Он построен в 1956, а то, что справа, с обозначением "1966 г." - это и есть бывшее здание паровозного депо №1. Точнее говоря, некий новодел шестидесятых годов, построенный на его месте. Впрочем, не знаю, может быть внутри и сохранились какие-то старые стены или внутренние конструкции.


[9]

Но сначала посмотрим на другой артефакт - здесь сохранились как минимум три гидроколонки. Они ещё довоенные и по назначению давно не используются, но пока стоят. Всего мы видели три, но эта сохранилась лучше всех, тут даже лестница цела.


[10]

В основании - печка. Зимой гидроколонку топили как буржуйку, чтобы вода не застывала, для этого к ней даже полагался специальный истопник.


[11]

За этот металлический поводок гидроколонку разворачивали для заправки паровоза.


[12]

Сверху - фонарь, ведь заправлять паровозы надо было и ночью.


[13]

Двинемся дальше. Интересное панно на территории депо.


[14]

А эти два здания с полукруглыми окнами были обозначены на схеме как "Е" - мастерские депо №1.


[15]

Кладка тут явно дореволюционная.


[16]

Следующее здание - уже часть самого депо №1, обозначенная на схеме номером 11 (паросиловая). Как нарочно отвалившийся именно в этом месте сайдинг обнажает перед нами гранитный рустованный фронтон. Оцените, как надстроили старое здание.


[17]


[18]


[19]

Идём дальше. Бетонные цилиндры справа - пескосушилки. На них заправляют песком тепловозы и электровозы перед рейсом.


[20]

Бывшее здание паровозного депо №2. Когда его реконструировали (перестраивали), оставили только фронтоны. Я специально захватил панораму, чтобы была видна первоначальная длина здания. Смотрите на выступающие каменные торцы, слева и справа. Всё что между ними - это бывшее депо №2.


[21]

Впрочем, и сами фронтоны местами не очень хорошо сохранились.


[22]

На соседнем здании - мемориальная доска, установленная не так давно, несколько лет назад.


[23]

Ещё один гранитный фрагмент можно увидеть прямо в цехе. Вернее, в переходе из одного цеха в другой. Судя по схеме, это бывший южный фронтон паровозного депо №3.


[24]

Мне кажется, его специально сохранили для истории - смотрите как подрезана мраморная облицовка на стене.


[25]


[26]

Колёсный цех. Во всех цехах - огромные картины.


[27]


[28]

А эта "схема маршрутов следования работников депо" просто сразила наповал.


[29]

Электромотриса железнодорожного руководства, под народным названием "три топора".


[30]

В этом "курятнике" находятся тренажёры.


[31]


[32]

Дальше - пескосушилки...


[33]

...и ПТО электровозов.


[34]

Идти довольно трудно, земля под ногами сплошь пропитана мазутом. Дальше - угольный склад, туда мы не пошли. А это тепловозное кладбище - "резка", здесь разделывают старое железо.


[35]

Просто постапокалипсис какой-то! Очень, очень фактурно.


[36]


[37]


[38]


[39]


[40]


[41]


[42]

Но буквально в полусотне метров - уже совсем другая картина. Очень аккуратный скверик со скамейками и фонтаном.


[43]

Ну а теперь - самое великолепное, здание бывшего подъёмного депо №4. Оно сохранилось почти неизменным, разве что надстроено на этаж. Надстраивали ещё до войны (по архитектуре я бы сказал, что это где-то 1937-38 год), когда в депо пришли паровозы новых серий и нужно было поднимать перекрытия.


[44]


[45]

Деталями просто наслаждаюсь.


[46]


[47]


[48]


[49]


[50]


[51]

Рядом стоит ещё один цех с весьма интересным фронтоном. Ни на одном из планов паровозного депо оно не обозначено, т.к это основной цех вагонного пассажирского депо Челябинск, получившего полную автономию от паровозников в 1933 году. На первой открытке это крайнее здание слева. Мемориальная доска на стене говорит о том, что здесь, в здании вагонных мастерских в 1917-1920 годах находился штаб Красной Гвардии железнодорожного узла во главе с В. Евтеевым, хранилось оружие и проходили митинги и собрания.


[52]


[53]

Узкоколейные тележки для вагонов детской железной дороги.


[54]

Здание "кузницы ВЧ-3" (на плане обозначено как "С").


[55]

Под штукатуркой - старый лекальный кирпич.


[56]

Весь двор заставлен колёсными парами.


[57]

Маркировка 1930 года. Но вообще Егор говорит, что иногда попадаются и дореволюционные рельсы.


[58]

На этом месте стояла водонапорная башня (обозначение "В" на плане). Примерно в 2008 году её сломали, когда собирались строить на этом месте столовую. В результате и разбирать и вывозить камень замучились, и столовую так и не построили. Ну а что, газон тоже неплохо.


[59]

Мемориал памяти железнодорожников, погибших на войне. До этого я его не видел.


[60]

А это здание, которое обозначено, но не подписано на плане 1939 года (на схеме обозначено как "А"). Можно предположить, что в 1939 оно ещё только строилось.


[61]

Интересный ракурс.


[62]

Ещё один гранитный фасад. Это здание обозначено на схеме цифрой "8".


[63]

Хотя эта часть территории  здорово перестроена в советские годы, в глубине можно разглядеть ещё один фрагмент старины.


[64]

Тут даже сохранился аутентичный оконный переплёт, я бы предположил, что годов сороковых-пятидесятых.


[65]


[66]

Здание администрации ремонтного локомотивного депо "Южный Урал". Конструкция, установленная перед фасадом, как оказалось - первый в мире паровоз Ричарда Тревитика.


[67]


[68]

И в заключение несколько исторических фотографий от Егора Казакова. У здания бывшего подъёмного депо №4, 1900-е годы.


[69]

Там же, 1927 год. Паровоз ОВ, отремонтированный на субботнике рабочими депо Челябинск.


[70]

ВЧД-1 в конце 1930-х годов.


[71]

Пассажирское вагонное депо ст. Челябинск, 1940-е гг.


[72]

Вагонное депо Челябинск-Пассажирский, 1970-е гг.


[73]

Тепловозный цех депо Челябинск, 1990-е гг.


[74]

депо, архивное, железная дорога, Советский район

Previous post Next post
Up