По поводу дома Жуковского писал ssgen -
http://ssgen.livejournal.com/158845.html? был пост constantin74 -
http://chelchel-ru.livejournal.com/816647.html#cutid1 Буквально вчера yuvlatyshev разместил пост, который частью касался и дома Жуковского -
http://chelchel-ru.livejournal.com/895321.html. В ходе обсуждения этого поста и возникла мысль немного подробнее рассказать именно об истории двора Жуковских, поскольку возник вопрос - "а сохранился ли флигель постройки 1816-1817 гг.?", ну и вообще...
Рассказ, в действительности будет представлять собой набор "цитат" из документов, либо их пересказ близко к тексту, это как пойдет. Вопросов помимо собствено двора буду касаться мало, только чтобы повыпендриваться поправить некоторые неточности в рассказах предшественников.
вдовы бывшаго титулярнаго советника Шулепова жены Ольги Петровой (дочери)" и представлял собой наиболее распространенный вариант зажиточного дома - "две горницы изба двои сени в одной связи", это значит, что представлял он собой несколько срубов были срублены (пардон за тавтологию) в перевязку, или, как сказано в документе " в одной связи". Но только этот дом стоял на улице Исетской, т.е нынешней К. Маркса и, по всей видимости, был вскоре продан.
А постоянный дом Василий Григорьевич поставил на участке, выделенном по распоряжению Уфимского наместнического правления. Участок был солидный - 30 на 15 1/2 сажен или более чем 60 на 30 метров. Располагался на улице Сибирской, то есть нынешней Труда. Дом был не очень большой - "Дом деревяннаго строения крыт тесом в нем жилых четыре покоя двое сени и в одной связи кладовая". Ну и всякие надворные постройки: "анбаров два, погреб один, завозня одна, конюшна одна, баня однаж все оное строение крыто драньем и тесом обгорожен оный дом оградою с въезжими воротами и калиткою". Это описание относится к 1800 г.
Особых изменений не происходило лет 15.
В 1817 г. кроме старого (относительно) дома, в котором указано уже 5 жилых покоев, назван "нововыстроенный сыном ево Николаем титулярным советнком на одной ограде, в 4-х жилых покоях".
В 1836 г. картина еще немного меняется: "Дом за ним в городе деревянный о шести жилых покоях, двои сени, кладовая, ... при том же доме флигель принадлежащий сыну его ныне о семи жилых покоях, чулан, два крыльца".
А вот в 1850 г. запись в Обывательской книге немного иначе расставляет акценты, чем мы себе обычно представляем: "Жуковский Николай Васильевич, действительный тайный советник. Дом за ним в городе деревянный о семи жилых покоях, двои сени, кладовая, два анбара, погреб, две завозни, конюшня, две людские избы с сеньми, две бани, огород, флигель о семи жилых покоях с мезенином, чулан, два крыльца".
В 1861 г. указано, что усадьба принадлежит "Жуковским господам наследникам статского советника Василья Григорьева", а описаны постройки так: "Дом за ними в городе деревянный с мензонином о семи жилых покоях, двои сени кладовая, при нем флигель о шести жилых комнат, сени и кладовая".
В 1873 г. двор числится еще за наследниками Жуковского, а в 1880-х уже принадлежит Владимиру Корнильевичу Покровскому и указан по улице Большой (Цвиллинга), в этом нет ничего особого, поскольку улица Большая доходила до реки и бывший двор Жуковских, располагаясь на углу, мог относиться как к Сибирской, так и к Большой улицам. Собственно, так и было, скажем, в 1908 г. этот дом (уже принадлежавший компании "Миллер и К") имел № 2 по Большой улице и № 7 по Сибирской. Еще один момент - в описаниях двора начала XX в. описывается лишь дом в 9 комнат, с мезонином, облицованный кирпичем. Ни о каком флигеле не упоминается.
Так и не в очередь добавлю только что обнаруженную в "закромах Родины" запись 1841 г.: "Жуковская Александра Николаева дочь статская советника, от роду ей 78 лет. Дом за ней в городе деревянный о шести жилых покоях двои сени кладовая... при том же доме флигель о семи жилых покоях с манзонином, чулан, два крыльца". Это чуть ли единственное упоминание жены Василия Григорьевича, с которым я сталкивался в документах.
Так вот, из всего этого набора разновременных записей вырисовывается такая картина: В.Г. Жуковский в 1790-х гг. строит дом, причем в глубине двора, а не вдоль улицы. В 1817 году его сын Николай строит флигель и как раз таки по улице. Затем этот флигель надстраивается мезонином. А во второй половине XIX в. уже это здание, построенное Николаем Жуковским воспринимается как основной дом, а первоначальный дом переходит в "статус" флигеля. Это можно говорить довольно уверенно, поскольку в двух описаниях, 1841 и 1850 гг. здание с мезонином обозначено именно как флигель.
Так что, отвечая на вопрос
yuvlatyshev "Сохранился ли флигель постройки 1816-1820 гг.?" отвечаю - сохранился (в реконструированном виде) и стоит себе по ул. Труда, 88, а мы называем его домом Жуковского. В принципе правильно называем, поскольку он построен Николаем Жуковским. Но тот дом, который мы подразумеваем, тое сть дом Василия Григорьевича Жуковского, возможно стоит в глубине двора и считается флигелем... Хотя, возможно, это постройка более позднего времени. Хороших снимков у меня, увы, нет. Вот кое-что из того, что имеется.
Кстати, похоже, что уже в 1914 году дом перешел от компании Миллер к купцу Архипову. А в описании усадьбы "муниципализированной" у Архипова, по ул. Труда, указан дом с мезонином и флигель размерами 5Х3,3 сажени.