Посёлок Локомотивных Бригад

May 07, 2012 20:34

Локомотивный, как мне показалось, посёлок типично железнодорожный. Присущий железнодорожникам подход к делу бросается в глаза множеством мелочей - хоть и запущенное, но озеленение на центральных улицах, единообразное наружное освещение - на второстепенных, опять же деревянные сортиры повсеместно... Не знаю, нужно ли тут ещё что-то комментировать. Смотрите.

Хоть vedmed1969 и предостерегал, что место тут гиблое, я ничего такого не заметил. Жители вполне дружелюбны, к человеку с камерой относятся толерантно, на вопросы охотно отвечают.




Но сначала несколько слов об истории. Первые упоминания о жилой застройке между ж/д на Златоуст и Троицк, какие мне попадались, относятся к 1926 году (но не исключено, что здесь и до этого могла находиться какая-нибудь старая заимка). Однако массовая квартальная застройка началась здесь лишь в тридцатые годы, и первоначально посёлок получил название Смольноозёрный (более поздний вариант - Смолеозёрный). Все улицы в довоенных границах были именованы одним и тем же постановлением 1937 года - Односторонняя, Восточная, Смольноозёрная, Школьная, Кропоткина, Мичурина, Ударника, Путейная. Все эти названия, кроме последнего, никак не связаны с железной дорогой, поэтому не исключено, что основали посёлок вовсе не железнодорожники. Вот фрагмент любимого плана города за 1939 год.




Я специально оставил на этом фрагменте ещё и Смольноозёрную заимку. Понятно, что наличие по соседству двух похожих топонимов порождало постоянную путаницу. Даже в "Справочнике милиционера" за 1957 год улица Хуторная ошибочно приписана к посёлку Смолеозёрному, тогда как для Ладожской местоположение указано правильно: "Смолеозерная заимка (за вокзалом)". Думаю, что именно поэтому в 1965 году Смолеозёрный был переименован в посёлок Локомотивных Бригад, или попросту Локомотивный - этот топоним и дожил до наших дней.

По данным справочника улиц можно выделить четыре волны застройки. Первая - это довоенная (на следующей схеме выделена серым цветом). Вторая - кварталы частной застройки по плану 1947-48 годов (выделены розовым). Третья - одноэтажные и двухэтажные многоквартирные дома, построенные в 1957-1959 годах - возможно, "самстрой" (выделены голубым). И четвёртая - это позднесоветское строительство, с шестидесятых и далее (квартал на западной оконечности посёлка и точечная застройка вдоль улицы Заслонова) - тут уже есть трёхэтажки, пятиэтажные хрущобы и даже одна десятиэтажка, построенная в 1987 году.




Начав обзор с южной оконечности, сделал по посёлку несколько кругов. Пивной ларёк на Физкультурной.



[4]

Здесь в реформах больше не нуждаются. Не поленитесь, посмотрите все наклейки в полный размер - по ним можно получить исчерпывающее представление об ассортименте и о контингенте.



[5]

Улица Ударная (ранее ул. Ударника - названа в честь движения ударников первых пятилеток). Обратите внимание, как реконструируется двухквартирный дом 1957 года постройки (в центре кадра) - таких наполовину перестроенных на улице довольно много. Многие реконструированы целиком - то ли хозяева договорились, то ли обе половины за одним хозяином.



[6]

Ударная - это местное авеню, центральная улица посёлка.



[7]



[8]

Абориген.



[9]

Вот ещё один дом капитально реконструируется.



[10]

Есть вполне приличные.



[11]

Есть вообще не пойми что.



[12]

Начинаются двухэтажки.



[13]

Заглянув во двор, чего только не увидишь -  двухэтажки соседствуют с теплицами и загончиками для автомобилей, которые здесь изготавливают из профнастила.



[14]

Улица Кропоткина, двухэтажка с претензией на архитектуру. Год постройки - 1960.



[15]

Частный сектор на Кропоткина. Яблони цветут повсеместно.



[16]



[17]

Выходим на улицу Заслонова. На этом углу есть магазин "Добрый".



[18]

И местное почтовое отделение.



[19]

Вообще говоря, улица Заслонова - это самая, без преувеличения, зелёная улица посёлка. Несмотря на то, что по ней идёт довольно оживлённый трафик, его вообще не видно за деревьями. И это листва ещё не особо густа.



[20]

Дворы.



[21]

Остановка "Поликлиника".



[22]

Поскольку улица односторонняя, нумерация здесь идёт подряд - и чётные, и нечётные номера.



[23]

Необычная вставка между двумя жилыми домами. Бывший поселковый клуб, возможно?



[24]

На другой стороне, через дорогу - территория РЖД. Это, если не ошибаюсь, ОЗПМ - опытный завод путевых машин.



[25]

Это, собственно, и есть единственная десятиэтажка.



[26]

Дома вдоль улицы Заслонова - всего лишь узкая полоска многоэтажной застройки, за которой на много кварталов простирается частный сектор.



[27]

Местная дама с собачкой.



[28]

Северная оконечность посёлка - Паровозная, 1.



[29]

Дальше переезд в Медведевку и железнодорожные пути.



[30]

Остановочный пункт.



[31]

Времяпрепровождение местной молодёжи.



[32]

Один из типовых железнодорожных деревянных сортиров.



[33]

Далее дорога идёт вдоль частного сектора улицы Паровозной.



[34]

Поселковая школа №122. Есть только такой снимок - издалека, потом собирался подойти поснимать поподробнее, но забыл.



[35]

Несколько поколений табличек.



[36]

В кустах совершенно неожиданно обнаружился рояль антикварный киоск "топором".



[37]

Из-за гаражей проглядывает железнодорожное хозяйство.



[38]

Вообще полоса земли между проезжей частью и канавой достаточно активно осваивается жителями - если тут нет гаражей, то обязательно стоит машина, ну или на худой конец вскопаны грядки.



[39]

Слегка поворачивая, Паровозная превращается в Путевую.



[40]

На воротах - удивительное.



[41]

Снова улица Ударников, вид с юга.



[42]



[43]

Магазин.



[44]

Улица Шарова и новые дома. Краснобелая девятиэтажка вдалеке - уже на Троицком тракте, это уже не Локомотивный (посёлок Металлбазы?).



[45]

Панельная хрущовка на Рессорной, построена в 1977.



[46]

Это, пожалуй, самый центровой перекрёсток посёлка, где пересекаются два "проспекта" - Ударная и Заслонова.



[47]

Ещё одна пятиэтажка, построена в 1983.



[48]

В пристрое - центр детского творчества "Орбита".



[49]

А на противоположной стороне улица - аптека. Смотрите, какая входная группа. Жалею, что не догадался отснять её покрупнее.



[50]



[51]

Панельные трёхэтажки. Здесь их две - 14 и 15 дома по улице Заслонова.



[52]

Между 14 и 15 домами - остатки аутентичной ограды.



[53]



[54]

Люки заварены везде, ещё один характерный штришок.



[55]

Западная оконечность посёлка.



[56]



[57]

От Ударной можно выйти к платформе "Подстанция" или дальше, к ТК "Маяк".



[58]



[59]



[60]



[61]



[62]

Последний взгляд с путепровода на Троицком тракте.



[63]



[64]



[65]



[66]



[67]

Источники:
В. Поздеев, "Справочник улиц города Челябинска", ЮжУралБТИ, 2007
"Справочник милиционера по городу Челябинску", 1957

поселок Локомотивный, Советский район

Previous post Next post
Up