Возник посёлок Чурилово в 1896-1898 как железнодорожный разъезд в восьми верстах от станции Челябинск. Название своё получил по ближайшему (в пяти верстах) населённому пункту - выселку казака Чурилова, который появился лет на сто пораньше - ещё в 1795 году, как считают краеведы. Нынешнее Чурилово я бы условно разделил на три части: "старый" посёлок (вдоль железной дороги), "новый" посёлок (от улицы Самохина и выше), и микрорайон (где вовсю строятся многоэтажки). Я всё это покажу, но по порядку.
Но сначала об истории посёлка, из книги А.Моисеева:
Ошибочно даже сведущие краеведы считают Чурилово старым казачьм посёлком, чуть ли не ровесником Челябинска. Ошибочка! Есть казачий посёлок Чурилово, но не этот. Будете следовать по железнодорожной ветке на Каменск-Уральский, то на перешейке Первого и Второго озёр справа от дороги его и увидите. Вот он-то и есть казачья старина, бывшие выселки казака Чурилова... Впервые выселки отмечены в истории на рубеже прошлого и позапрошлого веков, когда в восьми дворах проживали 52 чуриловца - казаки с семействами. Сегодня это маленькая деревушка, которая, хоть и выходит на городскую черту, но относится к Красноармейскому району.
Казачье поселение дало название двум тракторозаводским посёлкам. Второй - тоже по пути в Каменск-Уральский, но слева. На северо-восточном берегу озера перед Курганским шоссе вы увидите карьеры, частично залитые водой, в них домики. Это и есть Чуриловские карьеры. В начале XX века здесь открыли крупное месторождение песка и огнеупорных глин высокого качества, разработки начались в 1920-х годах. В пору Тракторостроя они стали столь значительными, что их соединили железнодорожной веткой с разъездом Чурилово - выход на стройки ЧТЗ и района. Затем ветка была продолжена в другую сторону и в конце концов дошла до Каменск-Уральского, а от нее по берегу озера мимо поселка провели ветку на Бакалстрой.
Посёлок Чурилово поначалу был сугубо железнодорожным. На восьмой версте от станции Челябинск при прокладке железной дороги в Сибирь в 1896-1898 годах был организован разъезд, получивший название по одному из ближайших селений. Первый от станции Челябинск, он вскоре поднял свой статус до вспомогательной станции. С 1909 года здесь сортировали грузовые составы для направления сибирских грузов по Самаро-Златоустовской - в Европу и Пермской - на Урал железным дорогам на проход, для разгрузки станции без остановки в Челябинске. В 1926 году в поселке числилось 35 дворов и 142 жителя. Соседство с Тракторостроем в первые пятилетки намного увеличило объем железнодорожных работ. Помимо того, по соседству стали добывать песок и глину для стройки. Общие дела и житейский интерес включили посёлок и станцию в 1958 году в Тракторозаводский район.
Из города сюда ведёт всего одна дорога - пр.Ленина-Линейная-Самохина. Поэтому начну от въезда в посёлок. Круглосуточный магазинчик. Название такое потому, что ведущая от него дорога ведёт на переезд через железнодорожные пути,
который я показывал в прошлый раз.
Реклама автосервиса, тоже у дороги.
Пять тарелок и беззубая вилка.
Итак "старый" посёлок остался справа, а от начала улицы Самохина на горизонте показывается частный сектор "нового" посёлка, за ним многоэтажки микрорайона. Слева в кадре - гаражный кооператив, стоит он как бы на некотором возвышении.
Кстати, этот ГСК огромен, причём в западной части вроде бы гаражи добротны и обитаемы, а вот несколько рядов с восточной стороны заброшены, многие боксы полуразрушены или разрушены до основания.
Но зато отсюда открывается неплохой вид на посёлок и микрорайон. Переходя по мостку, думал, что живя в городе, мы уже и думать забыли, что рядом с домом может быть такой чудесный луг.
Итак, для начала "новый" посёлок. Он протянулся от улицы 1-й Эльтонской к востоку, аж на 12 кварталов. Улицы прямые, как в плановых посёлках, и застроены коттеджиками поновее - совсем старых развалюх здесь относительно немного.
Очень примечательны виды, открывающиеся с этого луга. На новостройки.
На Северо-восток.
На ТЭЦ-3. Это аж на другом берегу Первого озера.
На ЧМК. Это ещё дальше.
В западной части микрорайона продолжается строительство.
Северная оконечность ГСК занята строительным хозяйством.
Грязюка страшная, утонуть можно.
Посёлок кончается, дальше начинаются новостройки.
Кстати, согласно генплану, вся частная застройка "нового" посёлка должна пойти под снос. Не знаю, изменился ли этот план, и если нет, то хватит ли у застройщиков воли продавить его реализацию. На мой взгляд, в этом нет никакого смысла - места под застройку ещё много, застроили бы для начала пустыри.
Вообще же, если посмотреть на кадастрову карту, можно увидеть, что тут уже точно распланировано. Собственно, планов громадьё. Обозначения:
"Ж" = жилой квартал
"ДС"= детский сад
"Ш" = школа
"ЖЭК" = это понятно
"ДП" = детская поликлиника
Зальцмана, 34. Дом вроде бы уже сдан, заселён или нет - не знаю.
Одноэтажный пристрой должны занять ЖЭК и вроде бы детский клуб, но пока здесь пусто.
Итак, улица Зальцмана. Улица широкая, как проспект, но пока что совершенно непроходима. И дело не только в раскатанном глинозёме - как раз сейчас она раскопана по всей длине, строители прокладывают коммуникации. Забавно, некоторые дома уже сданы и заселены, а коммуникации только ещё прокладывают.
Заглянул во двор - очередной каменный мешок.
Следующий квартал - по 2-й Эльтонской.
Тут тоже пока продолжается строительство.
Дальше по Зальцмана. Канаву раскопали впритык к частному сектору - до того близко, что даже посносили заборы кое-где. Иногда обходить какое-нибудь препятствие приходилось по чьему-нибудь двору или огроду.
А это наиболее плотно застроенный микрорайон по улице Трашутина. Он тоже продолжает строиться, но тут уже видна цивилизация * есть и детские площадки, и пешеходные зоны, и магазины.
Будка стояночника больше похожа на стрелковый тир.
Но в остальном - вполне цивильно. Прогулочная зона, скамейки, заасфальтированные дорожки. Зелени маловато.
Есть почтовое отделение, универсам "Чуриловский", ещё какие-то магазины. Есть даже юридическая контора.
Улица Трашутина.
Улица односторонняя, с северной стороны к ней примыкает территория тепличного хозяйства.
С восточной стороны - видимо, котельная, а также обширная автостоянка. Дальше к востоку идут бесконечные СНТ.
Вдалеке сиротливо торчит панельная пятиэтажка.
Далее я направил свои стопы к кварталу кирпичных (может быть, монолитных) пятиэтажек. Построены эти дома в 2009 году. Строила компания ЧелСИ.
На углу этого квартала Геострой возводит ещё одно кирпичное здание. Я было решил, что это больница или профилакторий - ан нет, тоже жилой дом, оказывается.
В этих дворах тоже в целом всё цивильно. Иногда даже вообще очень хорошо - вот около этого дома очень понравилось озеленение, барьерчики.
Кроме того, в середине посёлка есть и хрущовки. Это квартал типичной советской планировки - шесть хрущоб, детский сад и школа. Вот хрущовки со стороны улицы Зальцмана.
Типичные хрущобные дворы.
Объект водного хозяйства. С этой горки дети гоняют на великах.
Детский сад.
Хоккейная коробка.
Школа №116.
Школьный стадион.
Воллейбольная площадка, оборудованная депутатом Видгофом. Уже давненько, если судить по шестизначному телефонному номеру.
Брэндовый магазинчик.
Вообще этот квартал совковый, уютный. Часто попадаются молодые мамаши с колясками.
Дальше за 2-й Эльтонской, снова идёт "новый" посёлок.
Местами сплошь капитальные особнячки.
Хотя тут всяких домиков полно.
Есть и вообще древние на вид.
Креатив, снова из старых покрышек.
А тут покупают грунт на засыпку вечных луж.
Дороги чистят.
Теперь осталось рассказать только про "старый" посёлок. Вот типичный проулок старого Чурилово, продолжение улицы 2-й Эльтонской.
Кривые улки, характерные для деревенской застройки.
Но наружное освещение проведено. Это, впрочем, центровая улица старого посёлка - улица Воробьёва.
Источники:
А.Моисеев "Это нашей истории строки", ЮУКИ, 2007
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=4517http://www.kraeved74.ru/pages_print_10.html