Северные ворота

Mar 21, 2011 14:28

Впервые о строительстве нового автовокзала на пересечении улицы Черкасской и Свердловского проспекта заговорили ещё в середине девяностых "всвязи с чрезмерной загруженностью Северного автовокзала". Первый проект был подготовлен в 1996 году Челябинскметротранспроектом, а в сентябре 1997 вышло постановление главы города №1211-п "О строительстве автовокзала и автостанций", по которому строительство автостанции на Черкасской включалось в программу капитального строительства на 1998 год. Строить его должен был "Челябметротрансстрой". Проект был полностью согласован и утверждён всеми инстанциями, но, как это часто бывает, строительство оказалась городскому бюджету не по карману. Поэтому о нём забыли на целых шесть лет.




В 2004 автовокзал получает новое воплощение в виде идеи, уже реализованной при строительстве ТК "Синегорье" - в виде торгово-развлекательного комплекса с гипермаркетом, гостиницей и четырёхзальным кинотеатром. Автовокзал идёт "социальным бонусом" к этому проекту. Занимается им компания "Энергоинвест" с первоначальным бюджетом 600 млн рублей. Проект получает рабочее название "Северные ворота", и теперь это не просто строительство автостанции, а перенос Северного автовокзала с улицы Кыштымской всвязи с принятием новой планировки пятого микрорайона, по которой на месте автовокзала предусмотрено строительство жилого комплекса МЖК "Полёт".




К концу октября был готов эскизный проект. На первом этаже должен был разместиться автовокзал, а на следующих трёх - гипермаркет, развлекательный комплекс с кинотеатром, рестораном и кафе, спортивный фитнес-центр и офисы. В 12-этажном здании должна планировалось размещение гостиницы. Окружающую территорию, ничем к этому моменту не занятую, также планировалось отдать под досугово-торговую зону, то есть все "капустные поля" в районе поворота на ЧМЗ должны были со временем превратиться в огромный конгломерат торгово-развлекательного и логистического назначения, а строительство автовокзала дало бы возможность наращивания и расширения междугородных перевозок в северном направлении, разгрузив центр города.

Рендеры и описание этого проекта до сих пор доступны на сайте Энергоинвеста.
Площадь: 38 000 кв.м.
Месторасположение: ТРЦ "Северные ворота" отличает выгодное месторасположение. Он находится на основной магистральной трассе г. Челябинска, на пересечение Свердловского тракта и ул. Черкасской.
Состав арендаторов: около 100 бутиков, гипермаркет, супермаркет бытовой техники, магазин спортивных товаров, магазин парфюмерии и косметики, киноплекс, детский развлекательный центр, фуд-корт с многочисленными кафе, ресторан
Инфраструктура: предприятия сферы услуг, гостиница, автовокзал с направлениями маршрутов: Уфа, Екатеринбург, Тюмень, Курган
Архитектурно-планировочные решения: Торгово-развлекательный центр "Северные ворота" будет выполнен в архитектурном стиле хай-тек. Современные эскалаторы, траволаторы и лифты позволят посетителям без труда перемещаться по комплексу, а удобное внутреннее пространство поможет легко сориентироваться и найти все, что необходимо. Для посетителей предусмотрена парковка на 1000 машиномест.
Статус проекта на настоящий момент: Проектирование












[источник: Энергоинвест]

Открыться комплекс должен был уже в 2007 году, однако в ноябре 2005 после смены городской администрации уже полностью утверждённый проект пошёл под нож.
30 ноября члены градостроительного совета признали проектную документацию несостоятельной. Мэр Михаил Юревич считает, что такой проект только увеличивает количество проблем в городе, потому что требует переноса Северного автовокзала. По мнению некоторых застройщиков, администрация нашла еще один повод избавиться от генерального застройщика микрорайона - компании МЖК «Полет».

5 микрорайон находится на пересечении улиц Кирова, Калинина, братьев Кашириных и Свердловского проспекта. Генеральным застройщиком микрорайона является МЖК «Полет», среди других застройщиков такие компании, как «Массив», «Легион-С», «СК Высотник», «Тавис» и другие.

30 ноября застройщики 5 микрорайона вышли на градостроительный совет с инициативой решить ряд проблем, возникших в ходе строительства. Вопросы касались прежде всего детских садов и оставшегося на территории микрорайона частного сектора. По словам разработчика проекта, директора компании «Руст» Алексея Бурова, решение этих вопросов напрямую зависит от мэрии. «Прежняя администрация, по заданию которой разрабатывался проект, его одобрила, - прокомментировал он. - Но в микрорайоне существует ряд проблем: с детским садом, с частным сектором. Нами были предложены решения, например, реконструировать здание районо и разместить в нем детский сад, сделать пристрой к школе и т.п. Так как эти объекты находятся в ведении муниципалитета, необходимо решение мэрии, но пока его нет».

Однако руководство города в этом проекте больше всего заинтересовал другой момент. Согласно плану застройки микрорайона, утвержденному в июне 2004 года на основании Градостроительного кодекса, руководством генерального застройщика - компании МЖК «Полет» - предполагался перенос Северного автовокзала в район ЧМЗ, на улицу Черкасскую. По словам Алексея Бурова, идея переноса автовокзала исходила от прежней мэрии. «Автовокзал по всем строительным нормам не может находиться в центре жилой застройки, если его оставлять на этом месте, то необходимо сносить жилые дома, стоящие рядом, - пояснил г-н Буров. - Так как вокзал ориентирован на пригородные маршруты северного направления, то было решено разместить его на въезде в Металлургический район, где находится транспортный узел».

По словам мэра Челябинска Михаила Юревича, такой вариант только увеличил бы количество проблем. «Северный автовокзал находится в центре города, и это удобно для жителей, поэтому смысла его переносить нет, - сказал он. - Проект должен решать проблемы, а не увеличивать их». В результате члены градсовета признали проект застройки 5 микрорайона несостоятельным. «Проект необходимо изменить, возможно, его разработка будет поручена другой компании», - подытожил вице-мэр по строительству Жан Мезенцев.

Однако, по словам генерального директора МЖК «Полет» Евгения Резвушкина, подобные заявления мэрии незаконны. «Градостроительные документы были согласованы и утверждены, более того, на основании их другие застройщики микрорайона утверждали свои проекты строительства, - прокомментировал он. - Глава города не может отменить проекта, так как закон обратной силы не имеет, ведь в противном случае получится, что каждые четыре года нужно останавливать строительство и разрабатывать новый проект под новую власть».

Ситуация осложняется тем, что проект по причине натянутых отношений между директором МЖК «Полет» и руководством областной вневедомственной экспертизы проходил экспертную оценку не в Челябинске, а в Екатеринбурге. «Поскольку проект застройки микрорайона был отклонен Челябинской государственной вневедомственной экспертизой, МЖК «Полет» согласовал его в Екатеринбурге, но это согласование действительно только на территории Свердловской области», - сказал начальник городского управления архитектуры Александр Угрюмов. «Документация была одобрена всеми инстанциями, заключение екатеринбургской экспертизы не противоречило законодательству, на этом основании администрация выдавала разрешения на строительство», - прокомментировал г-н Резвушкин.

Реальная проблема, по мнению эксперта, пожелавшего не называть его имени, заключается не в проекте, а в генеральном застройщике. «Градостроительная документация - это только повод, потому что здесь вопрос политический. Администрации необходимо убрать МЖК «Полет», - рассказал он. - Эта компания не лучшим образом зарекомендовала себя: во-первых, постоянное затягивание строительства, во-вторых, невысокое качество сдаваемых объектов, - но это только одна сторона вопроса. «Полет» де-факто уже не является гензастройщиком, его участки переданы компании «Памир», приближенной к администрации, поэтому мэрии необходимо найти юридические основания для этого процесса». В итоге отношения между МЖК «Полет» и мэрией могут негативно сказаться на остальных застройщиках микрорайона. «У нас есть претензии к гензастройщику как организатору проектных работ, потому что мы как дольщики их оплатили, - говорит генеральный директор компании «Тавис» Анатолий Якушев. - Другое дело, что на изменение проекта уходит много времени, а в строительстве время - это деньги…»
Два года спустя гендиректор "Энергоинвеста" Виктор Лебедев посетовал в интервью "Деловому кварталу": "Если бы не смена мэра, то уже строились бы и «Сити Поинт», и «Персей», и «Северные ворота». А так мы целый год не могли приступить к их проектированию, потому что не знали, оставят нам участки под строительство или нет". Впрочем, у новой администрации скорее всего действительно не было другого выхода - оставь они всё как есть, вскоре город мог бы получить те же проблемы, что и с "Синегорьем".

Строительство многоуровневой развязки на Свердловском проспекте было запланировано тогда же, в 2004 году, однако в 2005 она была "зарезана" вместе со всем проектом. Вернулись к этой идее, значительно упростив первоначальный проект, только в 2006, уже в связи не с проектом "Северные ворота", а с планами создания большого транспортного кольца. Строительство развязки началось 2007 году (проектировал Челябэнергопроект, строил Мостоотряд-16), а движение по эстакаде открылось уже в октябре 2008.

Через год вернулись и к идее строительства автовокзала. В ноябре 2006 начальник управления архитектуры Челябинска Александр Угрюмов сообщил в интервью Полит74.ru:
Что касается строительства нового автовокзала, то он не заменит существующий Северный автовокзал, а снимет с него часть нагрузки. Условно говоря, автовокзал на Каслинской будет обслуживать курганское направление. А новый - на Черкасской - возьмет на себя транспортную нагрузку свердловского направления.
На планировке территории, утверждённой в сентябре 2010 года, автовокзал обозначен, но про его строительство по-прежнему ничего не слышно.



[источник: Постановление Администрации города Челябинска от 27.09.2010 №295-п]

Новый проект реконструкции поймы Миасса, разработанный Уральским институтом урбанистики, рассматривает "Северный путь" уже только как "информационно логистический центр", речь про автовокзал там не идёт. Информации про этот объект нет практически никакой, кроме рендера на следующей картинке и невнятных упоминаний о "четырёх высотных зданиях, объединённых в единый ансамбль".



[источник: ЧАС №2(14), 2010]

Сейчас на этой площадке находятся торговые ряды и пустырь перед остановкой. Когда начнётся строительство и начнётся ли оно вообще когда-нибудь, неизвестно.




Кстати, несколько раз мне как на будущий автовокзал указывали на ТК "Черкасский". Недоразумение это, видимо, связано с тем, что в подземном переходе указатель "К автовокзалу" выводит именно к этому зданию. Так вот - нет, оно изначально проектировалось и строилось как торговый центр.




Источники:
http://kirovka.ru/enc/index.php?id=4410
http://www.pravoteka.ru/docs/chelyabinskaya_oblast/27965.html
http://uralpress.ru/news/2004/10/28/rekonstruktsiya-skvera-pobedy-obsuzhdalas-na-soveshchanii-glavarkhitektury
http://chel.ru/news/9384.html
http://www.cheltrans.ru/index.php?pid=2&iid=152
http://www.cheltrans.ru/index.php?pid=13&iid=152
http://pda.nr2.ru/rus/289917.html
http://www.vabank-chel.ru/index.php?p=9&art=746
http://www.energoinvest.biz/index/?node=51
http://dkvartal.ru/chel/magazines/dk-chel/2007/n03/vlastelinzolotogokolca
http://www.polit74.ru/politics/detail.php?PAGEN_1=3&PAGEN_2=1&ID=21364
http://chel.ru/news/9944.html?p=last
http://www.chelmagazine.ru/viewart.php?id=568
http://gazeta.aif.ru/_/online/chelyabinsk/655/11_01
http://domchel.ru/articles/231263.html
http://kirovka.ru/realty/?parentid=41&article=499
http://www.polit74.ru/interview/detail.php?ID=8520
http://www.kursdela.biz/articles/article.php?ID=21
http://www.74rif.ru/torg-n.html
http://www.polit74.ru/interview/detail.php?ID=2274
http://chel.ru/news/9532.html
http://www.ural.ru/news/ural/news-42678.html
http://www.chrab.chel.su/archive/21-10-97/3/SHORTY.DOC.html
http://chel.ru/news/9779.html

улица Черкасская, непостроенное, Свердловский тракт

Previous post Next post
Up