Экскурсия по Бакалу 24 октября.

Oct 24, 2015 19:34

Оригинал взят у 4mz_strannik в Экскурсия по Бакалу 24 октября.
Посёлок Бакалстальстроя - Челябметаллургстроя - Бакал.


Собрались на остановке "Импульс" краеведы, немало краеведов, получилась большая толпа. Несмотря на унылую погоду, 35 человек приехали на экскурсию. наш клуб краеведов "Колесо истории" впервые в этом году начал организацию таких экскурсий, накапливали материал, искали фотографии. Но если честно - приятно удивлены таким количеством интересующихся историей нашего района. Много было челчеловцев, кто-то прочитал объявление и материал о прошлой экскурсии в "Одноклассниках".


Небольшая историческая справка:
В 1930 г. Правительством СССР решено искать место для нового металлургического комбината спецсталей на основе месторождения Бакальских руд. В 1931 г. Митрофан Архипович Жариков возглавил экспедицию, направленную ЛенГипромезом на Урал, для окончательного решения о месте постройки Бакальского металлургического комбината. Из имевшихся площадок он выбрал Першинскую, предопределив тем самым появление Челябинского металлургического комбината, оказавшего значительное влияние и на развитие самого Челябинска.
В порядке подготовительных работ были построены: железнодорожная ветка от станции "Шагол" до мельзавода "Победа", железнодорожный мост через реку "Миасс" и виадук через Свердловский тракт, школа ФЗО, средняя школа №29, 40 бараков, 12 двухэтажных кирпичных домов, что составило известный в ту пору поселок Бакал. Кроме того в Каштакском бору на берегу реки Миасс была построена дача.
Между тем финансирование строительства металлургического завода на 1935 г. было остановлено. 8 октября 1936 г. Жариков, находившийся в служебной командировке в Москве, был арестован органами НКВД, и впоследствии расстрелян.
14 января 1941 г. подписан приказ об организации СМУ Бакалметаллургстрой для возобновления строительства металлургического завода. Но до начала войны строительство толком и не развернулось. Строительство шло неспешно, стране катастрофически нужен был металл связи с потерей металлургических заводов Украины и весной 1942 г. "Челябметаллургстрой" выводится из Особстроя, а 5-я саперная армия А.Н. Комаровского перебрасывается из Сталинграда на строительство ЧМЗ.
Но основным источником рабочей силы для Челябметаллургстроя стала так называемая "трудовая мобилизация немцев". Она началась летом 1941 г. после указа Президиума Верховного Совета СССР "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья". В "трудармию" также попали военнослужащие Красной Армии немецкой национальности, политиммигранты из Германии и стран Восточной Европы, находившиеся в СССР, а также советские граждане финской, румынской, болгарской, венгерской, итальянской, чешской национальностей.
Первые трудармейцы прибыли на строительство металлургического завода в январе 1942 г. На целине им предстояло самим строить землянки. Всех прибывших определяли в стройотряды и на лагерные участки. В 1942 г. на ЧМС было четыре участка, укомплектованных заключенными, и 16 стройотрядов трудмобилизованных.

И так - наша экскурсия в исторических фотографиях.
1. Остановка «Импульс». Многие ветераны называют эту остановку до сих пор «Утёс» или «Бакал». «Утёс» - магазин с таким названием существовал вплоть до 90-х, сейчас там «Пятерочка». Бакал - такого поселка уже нет, но старожилы помнят, что находился он в пределах современного микрорайона между улицами Черкасской, Набережной и шоссе Металлургов. Состоял из бараков, а главной достопримечательностью был очаг культуры - деревянный клуб "Заря", где крутили любимые кинофильмы.



2. Школа №29. Именно первая школа нашего района. В годы войны вплоть до 1943 года только здесь учились редкие школьники.
Фото архивного нет, крышу школы видно в правом нижнем углу предыдущего снимка.

3. Первый дом - Комаровского 14а. Переделанный в 1974 году один из последних оставшихся от Жариковского строительства 2-х этажных домов.


(фото из моего архива)
Кстати, кинотеатр "Заря" находился рядом с этим домом, ныне на его месте спортивная площадка.
А так он выглядел в 1935 г.


(скан SSGENа)

4. Управление Бакалстальстроя - ныне противотуберкулёзный диспансер.


(скан SSGENа)

5. Мост. 8 сентября 1941 г. на ст. Шагол прибыл первый эшелон с эвакуированными из Запорожья, Лев Попов вспоминает: "Утром наш поезд медленно подошел к конечной станции Мельничный тупик. Паровоз последний раз выпустил клубы пара и остановился. Мы вышли на покрытую травой поляну. Куда не смотри - кругом поля, чередующиеся с березовыми рощами. На противоположном берегу реки на пустыре разместился барачный поселок.



6. Гужевой парк - ныне бывший автобусный парк. В начале февраля 1942 года было закончено проектирование автодороги, соединяющей Свердловский тракт с площадкой завода. Сразу приступили к её строительству. Дорога должна была связать завод с городом, по ней нужно было возить продовольствие и строительные материалы. Недаром её назвали "Магистралью жизни". Руководил строительством дороги главный инженер завода Д.С. Кащенко.


(из архива музея Дома пионеров)

7. Ул. Байкальская. Яков Леонтьевич Скуратовский, ленинградец, переживший блокаду, был эвакуирован в Челябинск… Спасибо врачам и администрации ЧМС, создавшим медцентр для прибывших из блокадного города. Так начиналась уральская страница в биографии талантливого архитектора и градостроителя. Яков Леонтьевич работал над выполнением исходного проекта планировки Металлургического района Гохблита, по его проектам выстроены здание клуба ЧМС, поднялись двухэтажные дома по ул. Нахимова (ныне Байкальская). Позднее с Болдыревым он проектировал ансамбль домов на Б. Хмельницкого


(фото из сборник "Исторические чтения" Вып.10)

Неожиданно для меня многие согласились увидеть быки "Красного моста", несмотря на заросли ивняка и чертополоха. С трудом, но мы добрались до места.



Коллективное фото


Дорога была не из лёгких, но экскурсанты увидели быки "Красного моста". Почему "Красный"? Мост был деревянный и фермы были выкрашены суриком в красный цвет.
А так выглядели остатки путепровода через Свердловский в 1960-е


(фото с ЧелЧела)

8. Плотина ЧМЗ. Работа металлургического завода требует много воды, река Миасс не могла дать такого объёма, и в 1942 году было принято решение о строительстве плотины. На её строительство были брошены техника и трудармейцы. Плотина была построена, но мелкий илистый Миасс весной 1943 года забил грязью и мусором коллектор. Бригада трудармейцев в холодной весенней воде почистила коллектор. Но весной 1944 года он вновь был забит илом и глиной. Руководство завода вынуждено искать новый источник водоснабжения.



9. Карьер. Самый трудный участок работы трудармейцев. Попасть сюда стоило жизни. Если выжил - мог попасть на овощные поля Солнечного на легкую работу.



10. Неоклассицизм улицы Байкальской.


(из моего архива)

11. Центральный клуб. Клуб начали строить в 1944 году, закончили в 1945. Архитектор Скуратовский. В качестве образца взяли проект Рыбинского дворца культуры. Строительство Дворца культуры «Авиатор» в Рыбинске было начато в 1932 году по проекту архитектора А. Я. Корнфельда. Открытие состоялось 10 ноября 1937 года к 20-летию Октябрьской революции. Дворец является памятником советской архитектуры переходного периода от конструктивизма к неоклассицизму 30-х годов. Наш ЦК практически близнец, увидеть можно здесь http://дкавиатор.рф/



Экскурсия шла больше трёх часов, мы устали и пообщавшись у памятника Ленину у ЦК разошлись по домам. Фотографии экскурсии вновь увидите у Ю.В. Латышева. Большое спасибо за представленные архивное фотографии зав. музеем ЧМК C.В. Лебедеву

Previous post Next post
Up