Глава 16. А затем мы умрём
Мы проводим большую часть нашей жизни, избегая смерти и не думая о ней. Когда мы вспоминаем её, это заставляет нас трястись от страха. Мы можем почувствовать лёгкое удивление и потерю равновесия. Мы боимся смерти, отчасти потому, что не знаем, что случится, отчасти потому, что боимся боли, которую мы можем при этом почувствовать. Когда мы заглядываем во врата смерти, размышляя о ней, её смысл начинает проникать в нас. Размышление о смерти придаёт нам силы, поскольку освобождает нас от страха. Итак, мы размышляем над значением этих слов: «Смерть - мой друг, самый верный из друзей, потому что всегда ждёт меня».
Повсюду вокруг нас жизнь и смерть сплетаются в танце, который ткёт основу нашего существования. Смерть - наш друг, поскольку она даёт нам жизнь. Смерть отрицает жизнь. Если бы не было смерти, мы бы не смогли ценить жизнь. В любое мгновение нашей жизни смерть ожидает нас. Мы непременно умрём. Мы не знаем, когда это случится, не знаем, как. Все, кого мы знаем, когда-нибудь умрут: наши родители, наши друзья, наши дети, наши питомцы, люди, которые нам нравятся, люди, которые нам не нравятся, короли и королевы, главы государств, кинозвёзды и рок-кумиры, богачи и нищие. Всех постигнет одна и та же участь. Это тело станет трупом.
Когда бы смерть ни показала нам свой лик, если мы встречаем её со здравым умом, мы можем размышлять о ней. Мы можем обсуждать её с друзьями. Если нас почти сбил автобус, если мы поранились в автокатастрофе, если мы заболели, мы можем подумать о той тонкой грани, которая отделяет жизнь от смерти. Когда кто-либо близкий нам умирает, мы можем заглянуть в смерть, вопрошать о смерти и позволить ей преобразить нас. «Что такое смерть? Почему так происходит?» Различные традиции по-разному объясняют смерть. Но когда мы переживаем реальность смерти, она затрагивает нашу жизнь. Она открывается перед нами как глубокая тайна. Большую часть времени мы, скорее всего, не исследуем её. Но когда мы попадаем под её прямое воздействие, мы можем открыться ей и попытаться её понять.
Когда я узнал, что мой отец смертельно болен, до меня никак не могло дойти, что он, вероятно, умрёт. Он был великим мастером медитации и учителем буддизма. Когда китайцы вторглись в Тибет, он ушёл оттуда пешком, ведя за собой триста человек через горы в Индию. Он провёл много лет своей жизни, взращивая цветок Дхармы на скалах Северной Америки. Он был совершенным воином. Если кто-либо и мог избежать смерти, то это, как мне казалось, должен был быть он. Его смерть оставила бы огромную пустоту в моей жизни, также как и в жизнях многих других.
Я стоял рядом с ним в то самое мгновение, когда он скончался. Пространство вокруг нас было наполнено силой и могуществом и почти сияло. Не возникало никаких мыслей. Так продолжалось день за днём, как будто реальность куда-то сместилась. Всю свою жизнь я слышал о смерти, видел людей, которые умирали, и людей, которые умерли. Но смерть отца потрясла меня совсем по-иному. Его смертность заставила меня осознать собственную смертность. Она заставила осознать меня смертность всех людей. Она выбила меня из собственных заблуждений. Она глубоко изменила моё восприятие. Многие месяцы я думал о том, как мне жить дальше. Я осознал, что смерть реальна. Я не должен терять время впустую. Я стал более предан учёбе и практике. Это глубоко личное переживание смерти помогло мне оценить по достоинству собственную жизнь.
Мы часто проводим нашу жизнь так, как будто она продлится вечно. Имея такое отношение, мы жаждем получить всё. Факт смерти кладёт предел тому, что мы можем обрести, тому, что мы можем сделать. Нам не нужно всё время думать о смерти, но обдумывание её, размышление о ней даёт нам перспективу и вдохновение, чтобы жить. Это делает нас также менее испорченными. Это заставляет нас искать равновесия в жизни и определять, что нужно нам в первую очередь. Что важно для меня? Как мне использовать свою жизнь? Мы способны встречать жизненные ситуации с большей открытостью, если однажды имели дело со смертью. Это делает сильнее нашу любовь.