Город Лагань. Республика Калмыкия

Aug 06, 2009 02:16




Лагань - второй по величине город в республике Калмыкии.

Миновав Астрахань, после длительного ремонта колёсного диска, мы двинулись в сторону Калмыкии. Заночевав на берегу р. Бахтемир у одноимённого посёлка, на следующий день был взят курс на город Лагань. Проехали несколько десятков километров и увидели посреди степи настоящее чудо, оказавшееся диковиной для неподготовленных горожан: автоматическая поливалка.



Итак, знакомьтесь. На самом деле система проста до примитивности: в центре стоит труба, откуда подаётся вода под давлением, она расходится по всей длине этого агрегата и распрыскивается на все 180 градусов в разные стороны. Чтобы не стоять всё время на одном месте, она движется по окружности. И без всяких механических средств. На каждой опоре стоит маленький цилиндр, как только давление в нём достигает определённой величины, происходит сброс поршня, который в этот момент под действием пружин через хитросплетение рычагов перещёлкивает на один зубец колесо. Пока давление снова поднимается, поршень движется и тянет за собой колёса.

Пока мы изучали устройство этой оросительной системы, подкатил местный тракторист и поведал нам, что данный аппарат на ночь они выключают, а за световой день он успевает пробежать половину круга. Орошает он, кстати, самый обыкновенный картофель.

И еще, когда будете смотреть на спутниковую карту Нижней Волги, то наверняка увидите на полях множество одинаковых по диаметру кругов самых разных оттенков - это как раз и есть следы работы вот таких оросительных систем.

По дороге в Лагань, решили завернуть посмотреть на маяк в селе Вышка.

При строительстве в 1761 году маяка на Каспийском море было положено началу новому населенному пункту - посёлку Вышка. Откуда пошло название села Вышка и когда она образовалось неизвестно. Известно, что маяк появился на этом месте благодаря Петру Первому, который показал на остров и сказал: «Быть сему здесь маяку». Впоследствии маяк построили. Сначала деревянный, потом - каменный. Какое - то время на нем стоял мигающий фонарь. К маяку приставали пароходы, шедшие из Рынка, Воскресеновки, Яндык, Промысловки. В Гражданскую войну фонарь сняли. В 1928 году вода начала резко убывать, маяк оказался далеко от воды. Маяк уцелел только лишь благодаря добросовестности и профессионализму тогдашних строителей. Местные жители просто не смогли разобрать его на кирпичи - настолько крепко их связал бетонный раствор. Сегодня это памятник истории и архитектуры.

Таким образом, побывав у маяка, увидеть море всё равно не получится. Полуостров, на котром он расположен окружён протоками, ериками и лиманами. В сторону Каспия всё на несколько километров заросло камышами, само село в большой водой связывает лишь небольшая протока, по хоторой может пройти моторная лодка.

Дополнительным препятствием к посещению маяка служит всё та же пресловутая погранзона, к которой относится всё побережье Каспийского моря. Тем не менее, если не нарываться открыто на заставы пограничников (одна из которых расположена прямо у самого маяка), то можно подобраться к селу почти вплотную, в самый последний момент свернув в сторону небольшого насыпного холма. Отсюда откроется прекрасный вид на село и сам маяк.



Село Вышка и маяк. Это место скоро будет отмечено на Альтернативном путеводителе.

Продолжаем движение. От маяка до Калмыкии мы вновь срезали несколько десятков километров по степной дороге. Правда, большинство таких дорог здесь засыпаны гравием - настоящая смерть для легкокрасочного покрытия автомобиля. Кому клиренс позволяет, сворачивают с грейдера и едут параллельно по степи. Когда пересекли границу Калмыкии, грейдер сменился асфальтом. Еще около сотни километров и мы в Лагани.

Географический справочник нам говорит: Лагань (ударение на второй слог - лагАнь) - второй по величине город в Калмыкии. Основан в 1870 году, как посёлок крестьян-переселенцев из центральной России на острове Лагань; название острова из монгольского лаг - "илистый". Расположен на территории Прикаспийской низменности, в 9 км от Каспийского моря, в 42 км от железнодорожной станции Улан Хол, в 310 км к юго-востоку от Элисты. Это город районного подчинения с населением около 15 тысяч человек.

Первым делом мы отправились смотреть Лаганский хурул - местный буддийский храм.



Все хурулы в Калмыкии очень молодые - большинство из них были построены в 90-х годах с приходом ко власти нынешнего президента республики Кирсана Илюмжинова. Но буддизм, как религия, существовал в Калмыкии еще много веков назад. С приходом советской власти в 20-30-х годах все хурулы и буддийские монастыри в республике были уничтожены. Сейчас, идёт плавный процесс их восстановления.



Перед любым буддийским храмом стоят ритуальные молитвенные барабаны - хурдэ. Если у вас есть пожелание, то можете произнести его вслух, вращая при этом барабаны (обязательно по часовой стрелке), а потом трижды обойдите их вокруг.



Помимо барабанов, рядом с хурулом располагается ступа. Ступа - это небольшое сооружение, в верхней части которого нахожится изваяние будды. Здесь ему можно приносить дары и тоже просить об исполнении пожеланий. Ступы строились с незапамятных времен во всех буддийских странах, принося людям благотворную энергию, помогая сохранять мир и благополучие. В Непале и Индии, в Тибете и Бирме, в Таиланде и Шри-Ланке есть ступы. Они разные по форме и назначению, но все выражают просветленные качества ума Будды.



Парадные ворота. Входить через левую калитку - выходить через правую.

Хурул находится на окрайне города, потому теперь движемся в центр.



Это центральная площадь города. Здесь же каждый день выростает небольшой рынок. В день нашего посещения Лагани, был день рыбака, потому, как видно желающих продавать и покупать немного. Узнав, что мы из Москвы приехали в Калмыкю с экспедицией, посмотреть на нас сбежалось полгорода. Калмыки - очень дружелюбный и приветливый народ. Кстати от каждого второго можно услышать предложение: "Икра нужна???"



Лагань была основана как поселок рыбаков на небольшом острове. Потом остров превратился в полуостров и Лагань долгое время считалась городом на побережье и морским портом. С началом ХХ века, уровень воды в Каспии начал плавно понижаться. В отличии от Аральского моря, где уровень понижается от катастрофического разбора вод рек на оросительные цели, колебания уровня Каспия носят регулярный многовековой характер. Но уровень моря понижался, вода отступала от берегов и города всё дальше и дальше. Для того, чтобы не потерять выход в море, строились каналы. Собственно, в жизни лаганцев они так и называеются: "первый канал", "второй канал", "третий канал". Но и каналы мелели, теперь выйти в море можно лишь на небольшом катере. Сегодня в Лагани можно увидеть заброшенный порт, где стоят на мели или выброшены на берег рыболовецкие суда.









Большие надежды жители города возлагают на строительство нового большого морского порта, который будет расположен в 3 км от города на одном из каналов. в 2006 году была начата отсыпка площадки под порт, после этого строители преступят к проведению дноуглубительных работ и полной реконструкции Лаганского канала, который соединяет город с Волго-Каспийским каналом (по которому суда заходят с Каспия в Астрахань).



Вернёмся снова в центральную часть города. Вход в городской парк также оформлен воротами в буддийском стиле.



Площадь в парке.

На этом, наш осмотр Лагани закончен. Мы выезжаем в сторону Элисты. Наш маршрут от Улан-Хола до Яшкуля проходит по степи, пустыне и полупустыне.



Как всегда поилки для скота. Что итересно, работает судя по всему, не от водопровода, а от артезианской скважины.
Previous post Next post
Up