Путевая статья - отчет о экспедиции Cheaptrip в Южную Африку в феврале 2009 года
Африканские шахматы
Африка, пожалуй, одна из самых далеких и недосягаемых мест на планете для русского человека. Впитав с молоком матери мотивы строчек «Не ходите, дети, в Африку гулять...», мы представляем себе бескрайнюю сельву, диких аборигенов и кровожадных животных.
Туристические фирмы заламывают непомерные цены на путевки в Африку, делая её еще более недоступной. Постоянные новостные сводки о неспокойной политической обстановке в разных точках африканского континента, отзывы «тепличных» людей, об увиденном в Африке, напрочь отбивают желание даже знакомиться с черным материком. И лишь единицы бросают вызов этому удивительному, многогранному, бурлящему жизнью месту. О Африка...
Большой удачей будет, если Вы начнете знакомство с Африкой не с Египта, а от туда, где, по уверению археологов, зародилась цивилизация - с территории Южной Африканской Республики. Именно в эту страну была организованна первая экспедиция «Чиптрипа» по освоению, как большинство наивно полагает, малодоступных земель. Собственно данную гипотезу и предстояло опровергнуть пятерым смельчакам.
Подготовка к путешествию началась еще в конце ноября - тогда был разработан примерный маршрут, просчитаны примерные расходы - получалось довольно-таки чипово - 2100 usd на целый месяц пребывания в ЮАР с учетом перелета, проживания, передвижения и посещения ряда экскурсий. В ходе набора группы выяснился один интересный факт, что пустится во все тяжкие, желают в большинстве девчонки. Молодых людей, желающих увидеть настоящую Африку, оказалось на порядок меньше. Остается только предположить, что у большинства парней Африки хватает и в повседневной жизни.
В результате, вначале февраля группа 3+2 выдвинулась Эмирейтсом в сторону Йоханнесбурга. В самолете, напичканном всевозможными развлечениями и во время пересадки в безразмерном аэропорту Дубая, где на табло написано сколько минут идти до того или иного выхода, все предвосхищали встречу с Африкой.
Черно-белая страна
Начитавшись отзывов, книжек, путеводителей, мы четко представляли, куда мы едем точно, а куда не стоит соваться вообще. Так, в ряде отзывов весьма негативно отзывались о жителях Йоханнесбурга, что белым лучше в центр не соваться, а если попасть в квартал Суэто, то не сносить головы. Агрессия по отношению к белым действительно существует - еще свежи воспоминания апартеида, который пал лишь вначале девяностых с приходом Нельсона Манделы - истинного героя для всех африканцев.
Вообще, в Африке деление мира происходит совершенно по-другому, нежели мы привыкли считать. Если здесь, мы делим мир на русских, французов, американцев, китайцев, то в Африке привыкаешь делить мир на черных и белых. В ЮАР на каждого белого приходится шесть черных. И хотя сейчас уже нет апартеида, и черные дружат с белыми, как интеллигент с рабочим - пропасть между ними огромная.
В эпоху колониальных завоеваний европейцы селились в самых живописных уголках планеты, так испанцы появились на Кубе и в Мексике, португальцы в Бразилии, англичане в Австралии, Индии, Китае, голландцы в Южной Африке. Завоевывая земли, они истребляли местных жителей и строили свою счастливую и привычную, для европейца, жизнь. Так на разных континентах появлялись ремесла, предприятия, банки, школы, театры, дороги, но всегда страдали местные жители. Территории ЮАР не стали исключением, явилась ярчайшим примером того, как белые унижали черных, не потому что они это заслужили, а потому что они черные, но эти же самые белые делали страну процветающей и конкурентоспособной.
После падения апартеида черное население страны получило свободу выбора, волеизъявления, но по-прежнему осталось таким же бедным. В ходе поездки, а особенно в ходе посещения музея апартеида в Йоханнесбурге, мы долго спорили, что какой же ненавистью к людям нужно обладать, чтобы так истязать народ. С другой стороны - не будь этих жестоких белых, ЮАР бы оставалось такой же заурядной африканской страной как соседние Ботсвана, Замбия или страны Центральной и Западной Африки.
Безусловно, ЮАР - это самая развитая страна на территории Африки, которая стала такой во многом благодаря появлению белых и умелому обращению с богатой территорией ЮАР. Поэтому, черные и белые, оценив опыт потерь прошлых лет, живут в мире и согласии. Только по-прежнему белые живут в мире белых, а черные в мире черных, лишь изредка пересекаясь между собой.
Столица. Золото. Дороги
Йоханнесбург - Нью-Йорк Африки, когда-то деловой центр страны, основанный белыми золотоискателями, после падения апартеида был отдан на откуп черному населению. В центре города белый человек, все равно, что негр в Воркуте. Именно таковыми мы себя чувствовали, когда вышли из своей машины в самом сердце города и пошли искать вход на смотровую площадку 50-этажного Карлтон-центра - самого высокого здания в Йоханнесбурге, да пожалуй, и во всем ЮАР.
Всегда испытываешь неприятное впечатление, когда ощущаешь на себе взгляды прохожих. У каждого прохожего в глазах мы чувствовали злобу, зависть, нервозный настрой, но нервозный настрой был не у черных прохожих, а у нас, после прочтения разного рода отзывов, в которых авторы, любят приукрасить увиденное. Конечно, не отметить тот факт, что рядом с небоскребом, где работают люди, стоит такой же небоскреб, только заброшенный, с выбитыми стеклами, нельзя. И что если бы здесь были бы более предприимчивые белые, которые перебрались в Кейптаун, такого бы не было. Но, тем не менее, «фасадный» парадокс зданий Йоханнесбурга - это еще не повод опасаться прохожих, которые просто, как и мы, идут по своим делам, не обращая особого внимания на невротичных чужеземцев.
Йоханнесбург - очень хорошая отправная точка для дальних путешествий по стране или по близлежащим странам. Так если поехать на север, через триста километров будут границы с Ботсваной и Зимбабве, если поехать на восток, то через четыреста километров окажешься в Мозамбике. Именно на границу с Мозамбиком, а точнее в приграничный Коматипурт мы и устремились. После трехдневного пребывания в Йоханнесбурге, где кроме смотровой площадки Карлтон центра и музея апартеида мы посетили лунапарк - Голд Риф Сити, где у туристов есть возможность спуститься в одну из самых больших и старых золотоносных шахт, там и по сей день находят золото.
Посетили также парк львов, где играли с маленькими львятами, отведали мясо диких животных в ресторане Карнивор и оценили красоты города развлечений, одного из самых фешенебельных курортов мира, построенного архитекторами Диснейленда в Париже - Сан-сити.
По дороге в Коматипурт мы заехали в столицу ЮАР Преторию - это небольшой город, где сосредоточены правительственные здания, посольства разных стран и государственный университет. Большое впечатление на нас произвела площадь, в центре которой возвышается статуя Пауля Крюгера - статуя одного из самых известных буров, последнего президента республики Трансвааль, который всю свою сознательную жизнь посвятил борьбе с англичанами за независимость и процветание Южной Африки. Перед смертью он вынужден был скрываться от англичан в Швейцарии.
Если вы собираетесь в путешествие по ЮАР, то однозначный совет - путешествуйте на машине. Дороги и машины в Южной Африке возведены до состояния культа. Как у нас национальные проекты, так у них дороги. Когда едешь по, как стекло, ровному полотну, которое в ночное время подсвечено светоотражателями (в ЮАР и не допускаются дороги без разметки или с плохой разметкой) начинаешь задаваться вопросом как в стране, где каждый второй житель живет за чертой бедности, могут быть такие качественные дороги?
Мы ехали и рассуждали, что, наверное, у них хорошие дороги только потому, что заняться особо нечем. Вот, например, мы. О каких дорогах мы можем думать, когда у нас лето всего 3 месяца в году, оставшееся время мы думаем о том, как бы ни умереть от голода и холода. В Африке же всегда тепло, вокруг растет вкусная еда, поэтому эти вопросы их сильно не волнуют, у них есть возможность волноваться за другое. Как раз этим другим и являются дороги!
Дорожная отрасль, действительно, развита в стране. Постоянно строятся новые дороги, а уже построенные поддерживаются в идеальном состоянии. На строительстве и обслуживании дорог задействована добрая часть населения страны. Все работают как один большой механизм. Кто-то стоит с красным флагом и за пятьсот метров предупреждает проезжающие машины о ведущихся ремонтных работах, кто-то стоит с табличкой «Stop/go», показывая водителям, когда им можно ехать, а когда подождать. И что больше всего поражает, что все встречают тебя с улыбкой и добрыми взглядом.
Мне южноафриканские дороги показались зеркалом народа. И действительно, за все время нашего путешествия мы не встретили не одного агрессивно настроенного человека по отношению к нам или кому-либо. Если ты идешь один по улице, проходящий мимо тебя обязательно поздоровается. Если ты едешь на машине, то пробегающие мимо босоногие дети будут радостно махать тебе руками, и с улыбкой кричать: «Hello, give me money, I am hungry»… и в этом вся Африка. Чтобы не случилось, как бы плохо тебе не было - всегда улыбайся!
К вечеру мы приехали в Коматипурт - небольшой город в четырех километрах от границы с Мозамбиком. Город стоит на реке Комати, которая кишит крокодилами, а дорожные знаки на подъезде к реке предупреждают: «Осторожно, на дороге могут встречаться бегемоты». Город очень маленький. Это яркий представитель обычных провинциальных городов ЮАР, которые, как один, похожи друг на друга.
Обычная жизнь
В городке есть места, где ютятся лачуги черных, и живописные места, где высятся дорогие особняки африканеров. Если в Европе центр города сосредоточен на площади рядом с главным городским собором, то в Африке, ровно, как и в Азии, центр города там, где находится главный рынок. Именно на рынок приходят не только купить нужные товары и продукты, но и узнать новости, обменятся сплетнями, завести новые знакомства. В ЮАР еще есть деление на рынки для черных и для белых. И хотя после падения апартеида это деление не обязательное, но если вы появитесь на рынке, куда ходят черные, на вас будут долго недоумевающее смотреть: «Что вы здесь забыли»? Это все равно, что жительница Рублевки пойдет за хлебом не в «Глобус Гурмэ», а в «Копейку».
Деление по цвету кожи живет не только в головах, но в кошельках. Обычная черная семья не может себе позволить поход в супермаркет «Spar», куда ходят все белые, так как там для них очень дорого, поэтому они идут на главную дорогу города, которая, как правило, является вообще единственной в городе, и покупают продукты на местном рынке. Для белых поход в супермаркет - это также не только поход за продуктами, но и повод встретиться с друзьями, узнать местные новости. Если это такой городок, как Коматипурт, то люди ездят в супермаркет, а если такой как Йоханнесбург, Кейптаун, Дурбан, то люди едут в молл. В этом плане Южная Африка похожа на США, где моллы - это место где люди проводят свои выходные год за годом всей семьей, выезжая на больших машинах.
Маленький городок Коматипурт научил нас любить время. Нам долго пришлось привыкать к местному ритму жизни. Жизнь в ЮАР, да собственно во всех жарких странах, начинается с рассветом часов в пять и заканчивается с заходом солнца. После семи вечера жизнь в ЮАР, за исключением Кейптауна, замирает. В воскресенье в маленьких городах закрыто вообще все. Очень интересную надпись мы увидели на двери супермаркета - в воскресенье супермаркет работает с 10.00 до 12.00.
Еще один момент, который мы заметили в местных магазинах - они вообще не продают алкоголь - в редких супермаркетах можно найти бутылочку вина. А вот пиво, например, в магазинах ЮАР вообще нереально отыскать.
Продажа всех алкогольных товаров осуществляется через специализированные магазины, так называемые liquor shops, которые, как правило, находятся рядом со все теми же супермаркетами. Закрываются эти самые шопы в 19.00, а то и в 18.00, поэтому если вы вовремя не успели приобрести все необходимое для вечеринки - вечеринку придется отложить или покупать спиртное у хозяина отеля, но значительно дороже. Так, например, в магазине банка пива Castel, при покупке ящика, стоит 3,5 ранда (на русские деньги - 12 рублей) то в отеле вам предложат эту же банку за 34 рубля. Пиво и вино в ЮАР очень вкусные и их можно пить в удовольствие, не имея на утро похмельных последствий.
Царство животных
Утром нас ждал Парк Крюгера - это один из самых больших национальных парков в мире, Ноев ковчег Африки. Решено было ехать на своей машине без сопровождения гида (машина с гидом стоила бы 750 рандов). Заплатив «консульский сбор» 145 рандов, мы попали в государство животных. Начитавшись все тех же отзывов о том, что несколько бедолаг приехали в Парк Крюгера, катались там четыре дня и увидели лишь пару антилоп и одного слона на расстоянии километра, мы думали, что нас тоже будет ждать разочарование. Но объектив моего фотоаппарата не закрывался ни на секунду на протяжении двух дней. За каждым поворотом мы встречали очередного представителя африканской фауны. Только мы заехали на территорию парка, как сразу слева увидели носорога в окружении благородных и пугливых антилоп.
Первое впечатление от встречи с дикими животными - непередаваемый восторг. Вот они, совсем близко, такие глупые, такие смешные, щиплют травку. При въезде в парк висят правила поведения. Первое правило, если туристы едут по парку на собственной машине - никогда не выходить из транспортного средства, так как реакция животных может быть непредсказуемой. Категорически запрещается выходить, когда животные переходят дорогу, особенно если они переходят дорогу со своими детенышами. И конечно, стоит прислушаться к этому правилу, когда вы проезжаете рядом с хищниками, или такими крупными животными как слон, буйвол или носорог.
Животные уже настолько привыкли к присутствию машин, что не обращают на них никакого внимания, но вот появление из этих самых машин человека их всегда настораживает и большинство из животных при виде человека, пытаются ретироваться.
Еще одно правило парка - никогда не съезжать с дорог. В парке есть как асфальтированные дороги, так и грунтовые. Вообще инфраструктура в парке очень хорошая, иногда даже встречаются заправки. В разных частях парка находятся гостевые лагеря, где можно остановиться на ночь и засыпать в лодже под пение и стрекотание дикой природы.
От ворот парка Малелане (это на юге) до ворот Пафури (на севере) - 444 км или 18 часов езды - на всех дорогах стоит знак ограничения скорости - не более 40 километров в час, а кое-где и вообще 20, а где-то вы и сами не сможете проехать быстрее 5. Так если вы самостоятельно захотите отправиться в путешествие по парку - необходима будет машина, приспособленная к прохождению трудных дорог. Если вы съедете с главной дороги и поедете по грунтовым, то нередко ваш путь будут пересекать небольшие ручейки и маленькие речки, чуть подтопившие железобетонную плиту, переброшенную с одного берега на другой. Еще на таких дорогах можно увидеть лежащие поперек дороги сухие стволы деревьев - это не значит, что оно упало, и его никто не убрал - это своего рода местный временный знак «stop», говорящий, что сегодня по этой дороге лучше не ехать.
Любуясь на прогуливающихся рядом с машинами жирафов, слонов, носорогов, мы испытывали непередаваемое блаженство, праздник души, очищались от негативной энергии. Действительно, Парк Крюгера - это место, где, находясь в окружении настоящей дикой природой, получаешь такое количество положительной энергии, что забываешь обо всем плохом и негативном, что творится в жизни. Но в тоже время, Парк Крюгера - это сцена жизни, где выживает быстрый, умный, сильный и не важно, красивый ты или нет, благородный или не очень. Если ты будешь зевать - тебя съедят. Парк Крюгера - все как у людей!
Продолжение здесь...