«Есть только миг - истории о просветлении» -
http://cheaptrip.livejournal.com/21191858.html Отдохнуть на голове слона
Таиланд - королевство, в котором на каждый порок есть противоядие
«На Квае не бывать - Таиланда не видать: все там прям пищат от удовольствия», - зазывает на двухдневную хитовую экскурсию в провинцию Канчанабури периодически похожая на Шарлотту Генсбур гид Катя. Она знает, что и кому говорит: кажется, что в Паттайю, самый популярный тайский курорт, из Египта и Турции переехали все русские любители организованного отдыха. Узнать их здесь проще простого: единственные гуляющие по местной улице красных фонарей светлокожие пары и не брезгующие поплескать свой целлюлит на городских пляжах Сиамского залива уже краснокожие и постоянно щебечущие люди - это русские. «И что ты там вообще делала?» - спросит меня потом по электронной почте знакомый швед Жан-Пьер, не без оснований убежденный, что в Таиланд имеет смысл ездить только североевропейцам и только - за легкой доступностью таек. «А я там впервые полюбила природу», - отбросив снобизм заядлого урбаниста, написала ему в ответ. Одна из самых богатых стран Юго-Восточной Азии - буквальное воплощение буддистских инь и ян, женского и мужского, светлого и темного. И это очень удобно - здесь есть в изобилии все и всем: туристам по ночам - тайки, туристкам днем - цветы и животные.
***
74-й этаж, круговая смотровая площадка Bayok Sky Hotel, ночное моросящее небо над Бангкоком. Подруга Лена увлеченно целится «мыльницей» в подсвеченную прожилками-дорогами темноту города. Я просто стою на этой мигающей диско-огнями летающей тарелке, слушаю включенную здесь запись птичьих трелей и думаю, кому бы сказать «спасибо». Спасибо тому, кто придумал строить международные аэропорты в таких точках мира, в которых даже если останавливаешься проездом, всего на пару дней, но по сравнению с ними ваш пункт назначения автоматически меркнет. Плюс - многое в дальнейшем путешествии объясняет. Часто - буквально на пальцах.
Вот пример. Чтобы как-то восстановить силы после восьмичасового перелета и потом еще часового блуждания по центру Бангкока в поисках общепита, который хоть чуть-чуть не был бы похож на повсеместные пикники у загазованной обочины, наконец наткнулись на кафе в высотке напротив посольства Швейцарии. Заказали самое известное и безобидное, казалось, тайское блюдо, суп Том Ям Кун. Вроде бы - такой пустяк: выхлебать из пиал керамическими ложечками наваристую смесь из черри, лимонной травы, имбиря, чили, кокосового молока и королевских креветок. Но около получаса, не преувеличиваю, сразу двое официантов возились с нами, как с детьми малыми, сначала на чистом английском и с неизменной улыбкой объясняя, что к чему, а потом отпаивали нас цитрусовым фрэшем, чтобы погасить во рту пламя от съеденного чили. Стоит ли говорить, что этот суп остался в памяти, как самый вкусный из всей двухнедельной поездки по Таиланду.
Ответ на вопрос о средстве передвижения по стране тоже был найден в ее же столице. Причем ответ подсказал сам город, всем своим видом и дорожным устройством подталкивающий пешехода запрыгнуть не в местное зеленое, желтое и даже розовое такси, автобус или в вагон подземного и наземного метро, а только в тук-тук - мопед с крытой коляской пассажира на три.
Сев вечером в такой, чтобы как можно быстрее добраться от Королевского дворца до Океанариума в гигантском шопинг-центре Siam, мои мысли не поспевали за нашим водителем, щуплым тайцем без определенного возраста: ни пробки из машин и тучей мотороллеров, ни внезапные пешеходы не мешали ему лавировать по дорогам со скоростью и изяществом. И даже эйфория, усиленная выхлопными газами прямо в лицо, больше не казалась такой уж нездоровой.
Бангкок - он как воплощение всех тайцев для всех европейцев: сначала кажется страшненьким, коренастым, грязнулей, но со временем обаяние и города, и его жителей начинает действовать. Ночью - сильнее: на всю катушку работает пресловутая азиатская экзотика. При свете дня она перла изо всех щелей нечистоплотностью и густющим воздухом-пеленой. Ночные фонари сглаживают даже самые видные дефекты. Бесчисленные коротконогие собаки и кошки с купированными хвостами пропадают в черноте мусорок, воздух пьянит смесью благовоний, специй и готовящейся прямо на улице еды. Сами тайцы из объекта недоверия превращаются в увлекательный аттракцион.
Да, здесь каждый может испытать, например, религиозное вау, просто смотря, как тайцы, выйдя с покупками из магазина, проходят пару шагов, останавливаются у алтаря, кладут лотосы Будде, садятся на корточки и молятся у всех на виду посреди оживленного тротуара. Потом встают и, как ни в чем не бывало, уходят по своим делам дальше.
Не нравится быть наблюдателем - зайдите сами в любой из множества буддийских храмов, сидите там, сколько влезет, можете даже фотографировать. Единственное условие - снимите при входе обувь. Впрочем, не исключено, что первая ступень на пути к буддизму, а там и к просветлению - это все-таки посещение салона тайского точечного массажа: здесь тоже можно испытать благостное состояние и войти сюда разрешается, лишь оставив обувь у порога. К тому же некоего подобия просветления здесь может достичь и женщина, чего в религиозных правилах буддизма не прописано.
А вообще главное в Таиланде - вовремя понять грустную правду: в этом завораживающем театре, в котором хочется быть как можно дольше, вам самому, при всем желани, вряд ли когда удастся так же убедительно в нем сыграть. В противном случае вы будете лишь очередным самоуверенным, нелепым и даже жалким, ищущим счастье и любовь повсюду, но ни разу не заглянувшим в самого себя, светлокожим американцем, европейцем, украинцем или русским, коих за 50-летнюю историю курорта Паттайя здесь меньше не стало.
***
«Первое, что они делают, это меняют разрез глаз на «европейский», цена 1 500 батт. Грудь наращивают не в самую первую очередь, цена - 40 000 батт. Полное превращение в женщину обходится в 250 000 батт. В рублях - столько же», - эти цифры, как бы рассекреченные накануне знакомым гидом Катей, сейчас только и вертятся у меня в голове, не давая спокойно ахать в след идеальным фигурам, богатой сценографии и исполнению Верки Сердючки. Мы - на одном из двух главных паттайских трансвестит-шоу «Альказар». Выходим после представления на улицу: леди-бои за отдельную плату фотографируются в обнимку с ошарашенными русскими и японскими туристами. А дойдешь до Walking street, местной улицы красных фонарей, те же леди-бои, только менее нарядные и лучезарные, уже будут брать деньги немного за другие услуги. «Да потому что тайцы просто не умеют копить: вот отработают те же леди-бои положенные по контракту семь лет в «Тиффани» и «Альказаре», потом их вышвырнут на улицу. Накоплений у них - ноль. Вот и идут они в стрип-бары, чтобы словить на удочку очередного глупого туриста», - живущая несколько лет в Паттайе гид Катя поражает теперь аналитическими выводами.
Все-таки Таиланд - удивительная по всем показателям страна. На каждый порок, ту же проституцию или трансвистизм, здесь есть свое противоядие, некий фон, на котором они могут показаться не такими уж и порочными, - это буйная растительность, культ фруктов и животных. Вся страна - это большой эко-зоопарк. Деревья здесь с такими силуэтами, что позавидует любой ландшафтный дизайнер. Вдоль Андаманского побережья есть пляжи, где даже при обилии отдыхающих можно отключиться и замедитировать, пересчитывая песчинки белоснежного и хрустящего, как крахмал, песка. Орхидеи, эти привередливые красотки, растут здесь не только в парках имени самих себя, но и, страшно сказать, в туалетах. Обязательное блюдо даже в континентальных завтраках - ананас, папайя, бананы. На животных тут все и вовсе помешаны. И вряд ли - лишь потому, что в мире принято считать, что даже своей формой Таиланд напоминает голову слона.
Лично я в местную растительность и живность влюбилась с первого взгляда. Потом только поняла, почему: она, в отличие от многих и известных большинству примеров человеческого в нее вмешательства, не вызывает жалость: зелень тут всегда зелена, цветы - цветут, животные всегда ухожены, накормлены, находятся либо в своей естественной среде, в которую может аккуратно и ненадолго попасть человек, либо - в зоопарках, где вместо тесных клеток - огороженные просторные вольеры, виртуозно имитирующие дикую природу. Чтобы объехать всю территорию такого зоопарка, нужен целый день и велосипед. А термин «контактный зоопарк» здесь - не пустое слово как для детей, так и для взрослых. Вот почему в сердце при виде всего этого - вдоволь места для восхищения природой и самых к ней нежных чувств. Причем самим тайцам одинаково милы и слоны, считающиеся здесь животным священным, и змеи с крокодилами.
Такое же отношение местные пытаются привить приезжим. Правда способом, кажущимся европейскому уму диким. Например, практически в каждом эко-зоопарке с есть своя крокодиловая и змеиная фермы. Чтобы хоть как-то примирить совместное существование на планете людей и рептилий, первым дают возможность покормить крокодилов с удочки тухлой курятиной, а змей пригреть у себя на шее хотя бы на несколько минут. Смельчаки с обеих сторон находятся всегда. Но под финал этого обоюдо рискованного эксперимента людям зачем-то предлагают испробовать крокодилье и змеиное мясцо в разных видах. И если тайцу издревле - все полезно, что в рот полезло, и нет в этом для них никакого противоречия с их природофилией, то для неазиатов принципиально другое правило - кто смел, тот и съел. Какое равенство, какая еще любовь? Ладно хоть испробовать на вкус вездесущих обезьян или слонов, обученных даже рисованию, здесь никто не предлагает.
***
А дуриан, легендарный своим неописуемым зловонием фрукт Юго-Восточной Азии - вообще и Таиланда - в частности, я так и не поела: нечего было называться словом, так похожим на русское «дурить», «обдуривать».
Инга БУГАЕВА