В дзен-буддизм через «Сад камней».

Jul 02, 2012 18:30


no_rss

id:1247773

Ветер со склонов
Фудзи в город забрать бы
Как бесценный дар.
Мацуо Басе.



К философии дзен-буддизма так просто не подойдешь, поэтому мы начнем с одного из самых материальных его воплощений - «садов камней».  Их создают уже более 700 лет для медитаций, обучения искусству неспешного созерцания и постижения дзена.



С первого взгляда - это несимметрично разбросанные группы булыжников, но никакого беспорядка на самом деле нет, наоборот - порядок и даже вполне четкие правила, исходящие из сути дзен-буддизма.  К этому учению ближе всего Карэсансуй - или сухой сад, в котором обычно нет водоемов или ромашек-лютиков, а только камни, гравий, песок и иногда немного мха.





Самый, наверное, известный из карэсансуй - сад Реандзи в Киото, построенный по легенде мастером Соами в самом конце 15 века. Небольшая (30 на 10 метров) площадка, засыпанная белым гравием и огороженная невысоким забором. Созерцать сад храма Реандзи можно только с веранды храма.











Основные приципы дзенского сада камней.

Камни никогда не обрабатываются и подбираются не только по форме, но и по фактуре, размеру и цвету, и располагаются группами, по три. Основная триада определяет всю композицию и связана с местом, где находится сад: какие вокруг дома, отдаленные водоемы, растения. Еще есть вспомогательная - она как бы подчеркивает идею основной троицы камней; связующая, которая объединяет сад с домом, «гостевая» - уравновешивает главную и другие, выполняющие свои задачи.



Чуть-чуть истории: Прародителем японского сада камней считают священника Мусо Кокуси (Сосэки), жившего на рубеже 13-14 веков. Именно его называют основателем принципов построения классического карэсансуй. Сосэки был сторонником дзен-буддизма и служил главным советником первого сёгуна клана Асикага, Асикага Такаудзи, поэтому благодаря его влиянию дзен-буддизм стал ведущим направлением буддизма в Японии.

Почему эти сады камней возникли в Японии, мы точно сказать не можем. Частично это связано с бусидо, кодексом рыцарской чести, но главные и очень простые моменты - это небольшие островные пространства Японии (это нам не китайские просторы), и национальное стремление к уединению и самоуглублению. И минимализм - тоже одна из важнейших черт японской культуры (отличный пример: японские хайку из 17 слогов вместо европейских нередко семнадцатистраничных поэм).



Сады камней практически не требуют движений - чтобы изменилась композиция иногда достаточно просто повернуть голову или сделать пару шагов. Но духовная суть организации такого сада - чтобы каждая новая картина открывала иной смысл, давала другое настроение, или погружала в медитацию новой направленности.



Интересно: все элементы сада камней уравновешены, но нет ни малейшей симметрии (это - принцип), ни одинаковости, причем этот принцип - один из основных: каждый элемент сада должен быть уникальным. Камни символизируют определенные понятия, но точность понятий - это уже не дзен) Вертикальный камень вполне может быть небом, горизонтальный - землей, гравий, песок или мелкая галька - водой. В саду камней никто ничто не проживает, что вполне отражает учение «му» или небытие - это то, к чему постоянно обращается дзен-буддистская мысль в течение медиативной практики.

Чаще всего композиция состоит из пятнадцати камней, причем перед создателями стоит сложная задача - нужно придумать такой план сада, чтобы из любой точки было видно только четырнадцать из них. Считается, что увидеть все 15 камней сразу способен только достигший просветления.

Еще один принцип - подражание природному ландшафту, обычно именно той местности, где построен сад, и обязательно должен быть контраст, символизирующий свет и тьму, инь и ян, покой и движение.

Может быть, сады камней это такие загадки, на которых мастера и ученики дзэн-буддизма оттачивали и проверяли свою способность открывать неожи­данные стороны явлений? И, в конце концов, никто не может сказать, что созданный дома в коробочке японский сад камней - это не дзен)





Помедитировать в самом знаменитом японском саду камней в храме Реандзи можно с марта по ноябрь с 8 до 17, с декабря по февраль с 8.30 до 16.30. Вход взрослым 500 йен, детям до 15 300 йен. Подробная карта, как добраться ЗДЕСЬ

Остальные подробности на сайте храма: http://www.ryoanji.jp/

people-to-go, Япония, Оздоровиться, предложение

Previous post Next post
Up