Растоптанный институт

Oct 21, 2009 20:05


Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно.
Л.Троцкий о «Философском пароходе»

Пребывание Института философии Российской академии наук в знаменитом «Желтом доме» по адресу Волхонка, 14, подходит к концу. 9 октября работу ученых прервала толпа проверяющих из Роскомимущества, а 4 дня спустя неизвестные «хулиганы» сорвали со стены и надругались над вывеской института. В любой момент ученые могут быть просто выкинуты на улицу. Переезжать философам некуда.

Происходящее нуждается в широком освещении, поэтому приветствуются ссылки в блогах и перепечатки в бумажных СМИ.



Фото с сайта iph.ras.ru


ДОМ НА ВОЛХОНКЕ

Со дня своего основания Институт располагается в бывшей усадьбе князей Голицыных - здании, построенном в XVIII веке и уцелевшем во время пожара 1812 года. Ее главный дом был возведен по проекту архитектора Саввы Чевакинского, затем перестроен Матвеем Казаковым, а в 1928 году здание дополнили еще двумя этажами. М. Казаков перестроил старинную усадьбу по приказу князя Михаила Голицына, предоставившего свои владения для размещения резиденции Екатерины II во время ее визита в Москву. Императрица пробыла на Волхонке почти год.

«Биографами Пушкина усадьба упоминается по крайней мере дважды. «В. А. Анненкова в своих записках рассказывает, как она, семнадцатилетняя, окончив Смольный институт, весной 1830 переехала с отцом в Москву и стала часто бывать в свете. На великолепном бале у князя Сергея Голицына "... танцевала с поэтом Пушкиным", который был ей коротко знаком, так как в 1820 - 21 годах посещал дом ее отца - тогда Киевского губернатора. "Он говорил мне прелестные вещи ... обо мне самой, ...так как, увидев меня, забыть меня уже никогда невозможно". В домовой церкви князя - крупного сановника, попечителя московского учебного округа - поэт собирался обвенчаться с Наталией Гончаровой, но митрополит Филарет предписал устроить обряд венчания в приходской церкви невесты у Никитских ворот» [1]

Зал, в котором Пушкин танцевал на роскошных балах князя, сохранился в качестве Красного зала института. Не посмев тронуть богатую лепнину на потолке, советские реставраторы пустили под потолком гипсовый бордюр с профилями мыслителей. Исторический курьез - рядом с ангельскими личиками амуров появились исполненные в похожем стиле умные головы Сократа, Декарта и Карла Маркса. Совсем недавно институт за свой счет капитально отремонтировал Красный зал. Повернись события по-другому, и в нем бы снова заиграла музыка и закружились нарядные пары. Таковы, во всяком случае, были мечты клуба исторического танца университета ГАУГН, чьи занятия проходят в стенах особняка.

Интересно, что нынешняя попытка превратить усадьбу Голицына в музей - не уникальна в своём роде. В 1865 году в княжеском доме был открыт Голицынский музей, состоявший из галереи европейской живописи, отдела древностей и библиотеки. По-видимому, музейное дело не оказалось призванием 14-го дома. Музей просуществовал до 1886, когда был продан с аукциона. И значительная его часть попала в Эрмитаж. С тех пор здание занимают лишь учебные и исследовательские заведения: музей наследовали Московская консерватория, народный университет А. Л. Шанявского.

В 80-е годы XIX века в доме на Волхонке одновременно квартировали яркие представители двух ведущих направлений русской социально-философской мысли того времени - западничества и славянофильства - Б.Н.Чичерин и И.С.Аксаков. Годы жизни на Волхонке оказались особенно плодотворными для Б.Н.Чичерина как ученого и общественного деятеля: в этот период он был избран на пост московского городского головы, написал книгу «Собственность и государство», продолжал работу над главным научным трудом своей жизни - многотомной «Историей политических учений».

А «пламенный боец славянофильства» И.С.Аксаков скончался в доме на Волхонке 14, за своим рабочим столом, редактируя очередной номер газеты «Русь».
В 20-е годы XX века в квартире № 9 дома на Волхонке жил Б.Л.Пастернак. [2]

«Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати или тридцати с лишним. Рыжеватый, зеленоглазый, скромно одетый человек. Это - сотрудник института истории и философии, профессор Иван Николаевич Понырев». «Института истории и философии» в булгаковской Москве не существовало. Зато известно, что с 1936 года по адресу Волхонка, 14 бок о бок работали Институт истории АН СССР и Институт философии АН СССР.


ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ

Институт философии РАН вырос из созданного в 1921 г. выдающимся русским философом-феноменологом Г.Г.Шпетом Института научной философии. Позже, постановлением Президиума ЦИК Союза ССР № 90 от 12 апреля 1929 г., Институт философии обрел статус самостоятельного учреждения при Комакадемии, а в 1936 вошел в систему Академии наук СССР. Первоначально именно в составе Института философии сформировались исследовательские группы, которые впоследствии составили основу ряда самостоятельных академических учреждений - нынешнего Института психологии и Института социологии РАН.

Со второй половины XX века, оправившись от сталинских репрессий, Институт становится крупным научным центром, способным вести масштабные исследования сразу по целому ряду направлений философии. Пришло поколение «шестидесятников». Бурно развивалась методология, на ниве социальной философии трудились Ильенков и Зиновьев. Последний, кстати, увековечил Институт и его прозвище, данное за цвет стен, в романе «Желтый дом».

В настоящее время в институте работают более 280 научных сотрудников, в том числе девять членов РАН, два действительных члена Российской академии образования, свыше 120 докторов наук. Институт ежегодно проводит более 100 различных научных форумов, в нем постоянно работают около 30 теоретических семинаров.

С 1993 года Институт философии вошел в интереснейший образовательный проект, смысл которого состоял в учреждении Государственного академического университета гуманитарных наук. Чтобы сразу втягивать студентов в научную жизнь и обеспечить высокий уровень преподавателей «специальности», факультеты ГАУГН расположились в академических институтах. Студенты, аспиранты - философы и политологи - занимаются на Волхонке и сейчас. Неизвестно, что станет с институтом. Но судьба двух факультетов еще более неопределенна, и волнует, как кажется, только наставников и их слушателей. Если студенты и институт окажутся в разных зданиях, или, еще того хуже, в разных концах города, то университет потеряет ряд высококлассных преподавателей.


ДВА ЮБИЛЕЯ

Особняк в центре Москвы, каково бы ни было его прошлое и настоящее, просто не мог не стать вожделенным объектом для захвата в собственность. Но судьба хранила его от рейдеров все «лихие 90-е» годы. Государство посадило ученых на нищенскую зарплату, государство отказывало в необходимом ремонте, но оно не отобрало у философов возможности творить в привычной обстановке. Удар пришел в 2000-е. Пришел оттуда, откуда его не ждали. Из расположенного прямо за оградой усадьбы Пушкинского музея.

В 2012 году ГМИИ им.Пушкина отпразднует своё столетие. Под это событие музею были обещаны миллиарды рублей и появились планы масштабного расширения. Теперь, помимо нескольких уже существующих зданий, музей собирается занять целый квартал по Волхонке, Малому Знаменскому, Большому Знаменскому и Колымажному переулкам. Первые варианты расширения не предполагали поглощения Волхонки, 14, хотя здание и оказывалось на территории музейного городка. Но теперь, заручившись поддержкой самых высоких лиц, Музей решил прибрать к рукам и его. Здесь следует вспомнить речь В.В.Путина на заседании Правительства 5 июня 2008 года.

Пушкинский музей действительно задыхается из-за отсутствия площадей, современных технических возможностей. Практически ни разу за все эти годы, с 1912 года, в нем не проводился полноценный капитальный ремонт. Ни разу за сто лет.
В прошлом году, под председательством Дмитрия Анатольевича Медведева, был образован Попечительский совет музея. Подготовлены меры по его развитию.
Музею будет передано несколько зданий, построены дополнительные хранилища, реконструированы выставочные залы. В результате он должен стать современным научным, культурным, образовательным центром. [3]

С этого момента Институт стали регулярно «кошмарить» проверяющие комиссии, а в течении нескольких дней здание и вовсе было официально закрыто. Так, во всяком случае, гласила табличка при входе. Ученые и студенты - деваться им было некуда - попадали в ИФРАН со стороны мусорных бачков и довоенной кремлёвской заправки.

В тот год, усилиями дирекции, персонала, Алексея Алексеевича Кара-Мурзы - здание удалось отстоять. Или, по крайней мере, отсрочить превращение научного учреждения в коллективного БОМЖа. Началась подготовка к празднованию 80-ти летнего юбилея Института (в гости ждали государственную элиту), были выделены деньги на ремонт, в центре уютной рощицы, спрятавшейся от транспортных потоков во дворе усадьбы, вместо вульгарной клумбы обещал появится памятник Вл.Соловьеву (да, и он оставил в истории Волхонки, 14 свой след). Но уже летом того же года вновь исчезли все основания для оптимизма.


ПЛАН ФОСТЕРА

Снова перенесемся назад. «В 2006 году - писал «КоммерсантЪ» - созданный главой компании Bosco Михаилом Куснировичем Фонд содействия ГМИИ им. А. С. Пушкина заказал лорду Фостеру проект реконструкции ГМИИ. Этот проект был показан прессе и тогда вице-премьеру РФ и главе попечительского совета фонда, а ныне президенту РФ Дмитрию Медведеву. Президент поддержал, пресса тоже. В конце 2008 года Ирина Антонова, директор ГМИИ, заявила, что проекту Фостера нет альтернатив». В апреле этого года проект Фостера под шефством института "Моспроект - 5" и его руководителя Сергея Ткаченко победили в тендере на разработку плана реконструкции Музея.

В том же мартовском номере «Коммерсанта» [4] отмечалось: «Отношения мастерской Сергея Ткаченко и лорда Фостера весьма неопределенны. С точки зрения сути проекта Фостер делает проект, а Ткаченко ему помогает, осуществляет процедуры юридических согласований с архитектурными властями и, возможно, в какой-то части осуществляет проектирование инженерных систем применительно к российским условиям. С юридической точки зрения Ткаченко является победителем тендера, а Фостер находится у него на субподряде, причем объем компетенции субподрядчика не определен». Таким образом, судьба заповедника дворянских усадеб и находящихся в этих усадьбах учреждений была отдана в руки английскому авангардисту.

«Проект предполагает создание подземного пространства, объединяющего территорию практически от метро "Кропоткинская" до музея Александра Шилова и от главного здания музея до усадьбы Вяземских (бывшего музея Маркса-Энгельса). Это территория, сравнимая по объему с комплексом на Манежной площади. С улиц вокруг ГМИИ должен быть снят транспорт, территория превращается в общественный парк».

Сегодняшние «Известия» дополняют: «Напротив храма Христа Спасителя нарисован выставочный центр в форме пятилистника. Нарисован, во-первых, в объединенной охранной зоне многих памятников. Во-вторых, прямо на территории двух из них - усадеб князей Голицыных и графа Румянцева (Волхонка, 16). <…> У Голицыных сносятся два флигеля, Румянцев отсекается от улицы. Наконец, на месте пятилистника сносится довоенная бензоколонка - выявленный памятник архитектуры» [5]

Кстати, информация, данная в вышеупомянутой статье, заставляет беспокоится не только за дом Голицыных. После «реконструкции» москвичи могут не узнать весь район.


ЗДАНИЕ, ОБРЕМЕНЕННОЕ АРЕНДАТОРОМ

И так, с июня 2008 года судьба Волхонки, 14 была, практически, решена. Постановление правительства № 464, в частности, предписывало:
        5. Федеральному агентству по управлению государственным имуществом:
а) совместно с правительством Москвы осуществить до 1 ноября 2008 г. в установленном порядке мероприятия по оформлению федеральной собственности на объекты недвижимости, расположенные в г. Москве, ул. Волхонка, д. 14/1, строения 3, 4 и 5, ул. Волхонка, д. 8, строения 7, 8 (за исключением помещений, принадлежащих иным лицам на праве собственности), 9, 11, Колымажный пер., д. 4, строение 2-2а;
б) совместно с Российской академией наук подготовить до 1 декабря 2008 г. предложения по размещению Института философии Российской академии наук;
в) закрепить на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением культуры "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина" объекты недвижимости, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, после надлежащего оформления федеральной собственности и их освобождения. [6]

Из этих пунктов были выполнены лишь «а» и «в». То есть, здание ИФРАНа на баланс музея передали, а вот замены ему для института не предоставили. Выходит, постановление правительства было нарушено? Смотря как на это посмотреть.

Присмотритесь к тексту постановления внимательно. Речь в нем, несомненно, идет об Институте философии - Волхонка, 14. А вот в федеральную собственность предполагается перевести Волхонка, д. 14/1.. Это виртуальное здание, в отличие от реальной усадьбы, никакими арендаторами не обременено! Ошибка в тексте постановления может стать как причиной для его отмены (фантастика!), так и для неисполнения обязательств федерального агентства. Всё склоняется ко второму варианту, ведь одно грубейшее нарушение - передача музею здания с живым институтом - уже было осуществлено.


РЕЙДЕРЫ ОТ ИСКУССТВА

Теперь события развиваются по схеме, больше напоминающей рейдерский захват. О решениях, принимаемых относительно здания, ученые узнают едва ли не в последнюю очередь. Не помогли ни авторитет академиков, ни членство директора института - А.А.Гусейнова - в Совете при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию.

На институт начали оказывать грубое давление. «Во-первых, на прошлой неделе без предупреждения нагрянула большая комиссия (созданная лишь накануне вечером управлением Росимущества) и «начала шастать по зданию». 20 человек, по словам академика, ходили по институту, спрашивали документы, заходили в кабинеты и интересовались работой людей. Во-вторых, через три дня после комиссии со здания Института неизвестные сорвали табличку. «Люди испугались, что могут начаться практиковаться нецивилизованные методы…» - так прокомментировал Гусейнов случаи последних дней корреспонденту Полит.ру Илье Карпюку.

На общем собрании коллектива, которое было созвано во вторник, академик Гусейнов озвучил, что «Директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова в письме к министру Набиуллиной попросила переселить Институт философии уже к 1 ноября 2009 года».

Чем мотивировались чиновники, когда лишали философов исторического здания?

Почему «перемещение» грозит обернуться «выселением»?

Что станет с усадьбами Волхонских, Вяземских, Голицыных, Румянцевых, Лопухиных?

Найдется ли в учреждении, куда, как бедные родственники, будут вынуждены приткнуться выброшенные на улицу философы, место для 300 студентов и примерно 1000 аспирантов?

А может быть, властям просто нужно вовремя подать к причалу у Храма Христа Спасителя теплоход? В 2012 году будет отмечаться не только столетие ГМИИ. Через 10 лет после основания музея пароход вывез из Санкт-Петербурга в Штеттин более 160 ненужных на родине интеллектуалов, в числе которых были Николай Бердяев, Иван Ильин, Сергий Булгаков, Николай Лосский и Семен Франк. Сегодня власти вновь призывают к модернизации, и философы вновь оказываются не у дел. И никакая философия не объяснит, отчего для государства инноваций музеи оказываются важнее институтов…

UPD.
Занимательное чтение:

Раздел на сайте ИФРАН, где собраны все "материалы по делу". Переписка с правительством и музеем, повестка дня, решение собрания.
http://iph.ras.ru/page50024735.htm

Будет ли Желтый дом домом для картин?
http://fagot99.livejournal.com/151474.html

Интервью А.Гусейнова, взятое после собрания.
http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Protiv-Instituta-filosofii-nichego-ne-imeyu-no-zdanie-otdajte

Интервью Н.В.Мотрошиловой "Русскому журналу": http://russ.ru/Mirovaya-povestka/Rekonstrukciya-IF-RAN-vredna

Интервью А.А.Кара-Мурзы "Русскому журналу": http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Mifologiya-IF-RAN

Та же история в изложении корреспондента Полит.ру
http://www.polit.ru/news/2009/10/20/iph.html

Письмо Дмитрию Медведеву
http://oarto.livejournal.com/

UPD.2
Сообщество борьбы против выселения: volkhonka_14

ИФРАН

Previous post Next post
Up