В 1909 году Волынский Союз Русского Народа под предводительством настоятеля Почаевской Лавры архимандрита Виталия (Максименко) собрал в Волынской губернии (теперешние Волынская, Ровенская, Житомирская, север Тернопольской и Хмельницкой областей) - миллион подписей в поддержку самодержавия.
Вот что писал сам Архиепископ Виталий:
Из всех церковных предметов, которыми я владел в течении моей Церковной Службы,
сохранился у меня, как самое дорогое, наперсный крест, поднесенный мне - архимандриту от Волынского Союза Русского Народа.
Я им особенно дорожу, потому что он поднесен мне именно от Волынского Союза.
Волынский Союз Русского Народа есть практическое решение крестьянского
земельного вопроса по-христиански, в противовес "черному переделу", проведенному потом революционерами.
Такая организация, как "ВСРН", мог быть только при таком широкообъединяющем и высокоавторитетном центре, как Почаев.
В Почаев
еще при унии со времен "индульгенций" привык народ собираться на отпусты.
В эти праздники десятки тысяч народа собирались крестными ходами за 2-3 дня. Были
полны не только храмы (собор в 5.000 вместимости), но и весь обширный двор, и
все местечко. Богомольцы шли не только из Западной России, но и из Подъяремной и из более отдаленных мест, даже из Сибири.
...
Народ организовался в отделы Союза по селам. Имел своих ревнителей, которые приносили присягу в Почаеве пред Образом Почаевской Божией Матери.
Благодаря такой организации и руководству, народ имел подавляющую силу, что особенно ярко
сказывалось на выборах в земства или Думу.
Там было три курии:
помещечья-дворянская, городская (еврейская) и крестьянская, при чем из 150
выборщиков дворян и горожан было 54, а крестьян 96. Крестьяне собирались в
Богоявленском монастыре и что они с вечера порешили, то на другой день утром и
проводили. Не удивительно, что в Думу Волынь посылала своих крестьян, и добрых
священников и помещиков, что Волынь поднесла Царю от 12-ти уездов 12 книг с
подписями "на Самодержавие" с сотнями тысяч душ, что на Волыни никакая
революционная пропаганда не имела успеха.
Вот потому-то и до сих пор самое дорогое для меня - это подношение наперсного Креста от "Волынского Союза Русского Народа".
Союз поднес Государю Императору 12 книг (по числу уездов Волынской губернии) с сотнями тысяч подписей "на Самодержавие" от населения
губернии. В состав делегации вошли: Архиепископ Антоний (впоследствии митрополит
Киевский), Губернский Предводитель дворянства князь Волконский, Архимандрит
Почаевской Лавры Виталий, Председатель Волынского Союза Генерал Красильников,
Депутаты Думы и по одному уполномоченному от каждого уезда. Все при Георгиевских значках Волынского Союза Русского Народа.
Вышедших к депутации Государя и Наследника Архиепископ приветствовал речью, Генерал Красильников прочитал адрес
и вручил книги подписей, а Архимандрит Виталий преподнес Цесаревичу белую домотканную из шерсти, свитку и такую же шапку.
Государь Император принять изволил подношения и обратился к депутации с следующими словами:
"Благодарю вас, господа, и вас также, братцы, за вашу преданность и любовь к России, ко Мне
и к Нашей Семье. Благодарю вас еще за ваши чувства и старания, за непоколебимую
преданность вере православной. Верю, что с такими чувствами укрепится, усилится
и возвеличится наша дорогая Россия и волнения русской жизни скоро успокоятся. С нами Бог".
Депутация провожала уходящих Государя и Наследника восторженным УРА.
В десятилетие Государственных Дум накануне крушения русского государства, западные части Империи с русским населением, входившие до разделов в состав Польши, неизменно высылали депутатов-националистов, тогда как великорусский центр и восток давали октябристов, кадетов и социалистов, которые соединенными усилиями погубили государство.
Шульгин, русский националист, избранный Волынью во Вторую Думу, думу "народного гнева", сплошь антинациональную и антимонархическую,
писал о приеме депутатов в 1907 году:Кто-то, кто нас представлял,- назвал меня, сказав, что я от Волынской губ [ернии]. Государь подал мне руку и спросил:
- Кажется, вы, от Волынской губернии, - все правые?
- Так точно, Ваше Императорское Величество.
- Как это вам удалось?
При этих словах он почти весело улыбнулся. Я ответил:
- Нас, Ваше Величество, спаяли национальные чувства. У нас русское землевладение, и духовенство, и крестьянство шли вместе, как русские. На окраинах, Ваше Величество, национальные чувства сильнее, чем в центре...
Государю эта мысль, видимо, понравилась. И он ответил тоном, как будто бы мы запросто разговаривали, что меня поразило:
- Но ведь оно и понятно. Ведь у вас много национальностей... кипят. Тут и поляки и евреи. Оттого русские национальные чувства на Западе России - сильнее... Будем надеяться, что они передадутся и на Восток...
В 1991 году более чем 90% населения Украины проголосовало за "незалежность". Греко-католики, выйдя из подполья еще ранее, начали захватывать храмы и изгонять православных священников. Архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий) был изгнан из церкви Рождества Пресвятой Богородицы, на протяжении ряда лет был вынужден пользоваться лишь собственной домашней церковью, лишь после многих хлопот он добился выделения клочка земли, на котором начинает возведение православного храма. Почаевская Лавра, один из былых духовных центров Православия на Руси, выстоявшая когда-то многовековой натиск латинян и униатов, куда на праздники тайно пробиралось из-за австрийского кордона даже карпато-русское население, теперь стоит одиноким островом посреди униатской Волыни.
Да и сама она еще в 1992 году могла разделить печальную участь прочих православных центров "благодаря"... своему собственному наместнику! Иаков (Панчук) на протяжении нескольких месяцев вел закулисную работу по обработке братии, абсолютное большинство которой были украинцами, взывая к их националистическим чувствам.
Постепенно созревавший конфликт достиг своего апогея на праздник Вознесения 1992 года, когда Иаков самовольно стал поминать Патриарха Константинопольского (безо всякого указания на то с его стороны), низложенного Филарета (Денисенко) и Президента Кравчука. После литургии во время обеда в трапезной братия потребовала у о.Наместника объяснить эти нововведения, однако единственным вразумительным его ответом была угроза вызвать ОМОН. Ночью братия ударила в набат, вошла в покои Иакова вместе с группой богомольцев и сдержанно, твердо, без насилия, с торжественным пением "Достойно есть" выпроводила учредителя раскола из стен монастыря.
Позади остался удивительный путь от русского национализма, 12 верноподданических книг с сотнями тысяч подписей "на Самодержавие", "непоколебимой преданности вере православной" до запрета русского языка, русофобии и гонений на Православие. Куда идем дальше?