Пудовый замок

Mar 04, 2023 08:54


Нашла в интернете заметку из усть-каменогорской газеты прошлых времён.

***

«Возможно, что самый большой замок (40 кг) был создан в Усть-Каменогорске. Знали о нем, в основном, туристы. Висел на Пудовке - так в 1970-х годах туристы называли одинокую избу в среднем течении Сержихи.



пудовый замок



Один из вождей спортивного туризма Андрей Ложников вспоминает: - «Вначале была песня Валерия Чечина, содержание было навеяно этой старой избой, пудовой гирей, которая валялась там. От нее и пошло название местечка - Пудовка». Это выше деревни Сержихи, километров восемь вверх по течению, там, где в Сержиху впадает приток Казачка. Заброшенная пасека стала туристическим приютом.

Андрей Ложников напомнил припев: «Казачка, Пихтовка, Весь мир возле ног, Пудовка, Пудовка, Пудовый замок...» - Хотя замка не было, - вспоминает турист, - изба не закрывалась. Пудовый замок - это всего лишь поэтическая фантазия Валеры, он спел песню на фестивале, а через год-два Женя Орчиков сотворил этот замок и принес его на Пудовку, дескать, песня есть, а замка нет?

Должен быть! Я помню день, когда замок туда принесли. Это было зимой, мы пришли днем, притащили дров, прогрели избу, а часов в десять вечера появились Женя Орчиков, Саша Анисимов и еще трое ребят. Они вышли рано утром с Тишинского рудника, за день прошли с полсотни километров, да еще с грузом, в общем, устали. Женька сел и сидит неподвижно.

Я подошел, хотел отодвинуть рюкзак, приложил усилий килограммов на 15 (в поход на два дня обычно рюкзак тяжелее не брали) и с места не сдвинул. Напрягся, поднял и спрашиваю: - «У тебя тут что, железо?» - «Ага», - отвечает Женька, а потом распаковал мешок, достал замочек - это был финиш! Замок закрывался и открывался, сначала мы его подвешивали, а потом перестали: избу перекосило. Да и не у всех хватало сил, чтобы открыть и снять его. За всем этим было немало сказки, мечты и хохмы...

На фото с форума мейл ру: слева Валерий Чечин, справа Андрюша Прохоров, среднего не знаю.



пудовый замок - не игрушка, он работает

Фундамента у избы не было, нижние венцы подгнивали, туристы перебирали бревна, приносили гвозди, железо, делали ремонт, но его хватало ненадолго. Однажды крыша провалилась. Потом сруб осел. Избу раскатали, в общем, пропала Пудовка. Но замок и гири еще долгое время валялись там.

Создатель замка-рекордсмена Евгений Орчиков работает теперь заместителем директора небольшого завода в поселке Глубокое.

Мы позвонили ему: «Значит, это ты его сделал?» Евгений Орчиков: - «Меня песня Чечина надоумила. Правда, вышел замок не пудовым, потянул на сорок кг. Плюс ключ на 15 кг. Бывали случаи, когда девчонки приходили на Пудовку и ждали парней, чтобы они помогли снять "пудовый замок"». - «Ты был специалистом по производству замков?» - «Да нет. Взял обычный амбарный замок и сделал увеличенную копию. Ничего особенного», - «Но как вы его принесли?» - «А я расскажу. Когда я запихнул его в рюкзак, то самостоятельно встать не смог. Меня мать с отцом поднимали. И мама заплакала: ты что, сынок, с собой делаешь? Но я притащил его, причем, из Лениногорска, куда мы приехали рано утром на московском поезде. Со мной было четверо сопровождающих. Если я падал, они помогали подняться, а падать я начал через 25 километров», - «Это самый большой замок в мире?» - «Почему нет? Вполне вероятно. В свое время он был очень знаменит. Его видели туристы из Прибалтики. Может быть, его и украли бы давно, да тащить тяжело и далеко. Когда Пудовка развалилась, Саша Анисимов привез замок в город, и он долгое время валялся у нас в цеху. Когда я купил дом в Сержихе, то решил увезти замок туда, но именно в тот момент замок попался на глаза нашему директору, и он уговорил меня подарить его борцу-чемпиону, а себе, дескать, еще сделаешь. Сделать, конечно, можно, но это будет уже другой замок, с другой историей».

***

Эту заметку я нашла, забивая в поиск слова «Пудовка», «Сержиха» и «пудовый замок». Хотелось узнать, ходят ли ещё туристы нашими тропами. После чего пришла мысль продолжить эту тему в интернете - даже странно, что до сих пор ничего нет, кроме маленькой заметки с казахстанского сайта.

А ведь в конце 70-х и в начале 80-х годах мы бывали там частенько! Первый раз я сходила в Пудовку в 79 году самостоятельно, по нарисованной от руки карте опытного ходока Вальдемара Иоста. Легка была на подъём! Дело было в середине лета, день длинный, тепло. Вышла утром из пионерского лагеря «Зоя» и к вечеру дошла, с остановками на отдых. Надо сказать, Вальдемар очень точно объяснил дорогу и нарисовал мне ориентиры: где перейти Ульбу, где - Сержиху, какие скалы и осыпи встретятся по дороге, когда пропадает тропа и где нападает комарьё. После первого своего похода я откорректировала карту и нарисовала более подробный маршрут, со скалами Нос, Перст и Полкан.

Напутствовал меня и Андрюха Прохоров (в заметке из газеты он на фото справа). Андрюха часто ходил на Пудовку, и даже писал «Дневник Пудовика …надцатого». Дневник лежал в избушке, и все приходящие туристы отмечались в нём. Правда, в конце напутствия Андрей сказал: а вообще-то одна не ходи. Но времена были простодушные, мы не думали о плохом, и были по-своему правы: хороших людей встречалось больше. Я ходила одна среди недели, и так и ночевала одна в этой избушке. А по выходным было по нескольку групп, нар не хватало для всех, и народ ночевал на чердаке.

Ещё я узнала, что на Пудовку есть два маршрута - 3.62 и 4.12, обозначения чисто условные, в разговорах туристов между собой. Для тех, кто не знает, поясню: в те времена это были цены на водку двух сортов. За три шестьдесят две ходили от села Тарханка через деревню Михайловку и гору Медвежиху, и спускались прямо к Казачке. Этот путь был короче и более натоптанный, посуху, в одном месте мостик через Пихтовку, в другом брод через Сержиху.

А за четыре двенадцать - от Зои вверх по Ульбе, потом вверх по Сержихе до Казачки. Всё время берегом, большой брод через Ульбу, и три раза вброд через Сержиху, ещё на пути была небольшая, но стремительная река Теснẚя - её перепрыгивали по камням, и Седов ключ. Переходить быструю Ульбу вброд можно было только в кедах, и обязательно опираясь на палку. Если вода поднималась до колена, рисковать не стоило - могло сбить течением. Дно было каменистым - круглые камни диаметром 10-15-20 см, передвигаться по ним надо было не спеша, выбирая место для опоры. Лучше переходить вдвоём, взявшись за руки. Маршрут от Зои до Пудовки составлял 26 км.

На фото из интернета: здесь был брод через Ульбу на отмель, которая тогда была чисто каменной, не заросшей кустарником. Но при таком уровне воды ходить нельзя! Видно, какая мутная вода вынеслась из Сержихи: в горах прошли обильные дожди. Течение - справа налево.



река Малая Ульба перед устьем Сержихи

В Пудовке действовали неписаные туристские законы: приходящие сюда несли не только себе пропитание, но и небольшой НЗ, чтобы оставить его потом в избушке. Обязательно пополняли запас сухих дров - для тех, кто явится сюда в темноте. Приносили сюда и оставляли посуду: кастрюли, вёдра, кружки, ложки. Обиходные вещи - одеяла, подушки тоже держали здесь. И никто не воровал, пока сюда ходили только туристы. Из Пудовки, оставив в ней основные вещи, делали радиальные выходы по окрестным горам, в частности, добытчики ходили на гору Круглую за черникой.

Освоив маршрут за 4.12, я привела сюда летом вожатский коллектив из пионерского лагеря, а осенью 80 года - коллектив фотоклуба, в котором был и мой муж Геннадий Медведев, тоже турист и фотолюбитель.



маленькая такая компания

Второй раз фотоклуб пошёл по маршруту 3.62. В один из походов мы устроили в интерьере избушки фотовыставку из своих фотографий, прикнопив их на бревенчатые стены. Выставка продержалась долго, никто из туристов не забирал свои портреты оттуда. А висели там и Вальдемар Иост, и Сергей Соловьёв, и Андрей Прохоров, и Андрей Ложников, и Валерий Чечин. «Понравилась выставка наших образин» - писали в дневнике приходящие меридиановцы (турклуб нашего комбината назывался «Меридиан»), бывали здесь тмк-овские, и вниицветметовские туристы.



я и Гена Медведев



не отдаёт мой рюкзак



один из переходов через Сержиху



я на балконе санатория



дрова заготавливаем на сейчас и впрок



туристы-фотолюбители



Гена Медведев

В устье Сержихи когда-то был мост, но он сгнил, остались только канаты и перекладины. Переходили только так, с помощью раскачивания и прыжков.



переправа вместо брода

А тут на тропе повстречалась даже беседка, наверно, лесничие сделали.



короткий отдых на переходе по четыре двенадцать

Возвращаясь к истории пудового замка, спешу восстановить истину: он весил не 40 кг, как написано в старой заметке из газеты, а именно 16 кг. Сколько весил ключ, не знаю. Но девушки-туристки легко справлялись с открыванием замочка. Уходя, так же легко запирали избушку и вешали ключик рядом с дверью. Делалось это не от воров, а от медведей, шарящих здесь в поисках остатков еды. До изготовления замка звери легко отшвыривали подпорки от двери, проникали внутрь и сжирали всю сгущёнку, оставляемую как НЗ. Не брезговали и сухими макаронами, рыбными консервами. Обычные замки мало помогали, медведи тоже срывали их вместе с накладками.

Вот исходя из этих суровых обстоятельств, туристы-умельцы и изготовили большой замок, а вес, конечно, подогнали под 16 кг, чтобы посмешнее было. Замок был сварной, из листового железа.

Избушка уже тогда называлась Пудовкой, действительно, благодаря гире, забытой пасечником. А вот когда Валерий Чечин сочинил свою песню - до замка или с его появлением, теперь не скажет никто, да и самого Чечина уж нет на свете. Но песню эту он тогда пел на всех бардовских и туристских слётах, на бис, под занавес.

Постараюсь вспомнить слова, так как в интернете не нашла полный текст песни.

«Скрипнут приветливо двери избушки, окна заплачут в ладонях тепла, здравствуй, Пудовка, здравствуй, старушка, в гости к тебе нас лыжня привела. Казачка, Пихтовка, весь мир возле ног, Пудовка, Пудовка, пудовый замок. Здравствуй, родная, ты часто нам снишься, в белой, заснеженной дымке костра»… дальше не помню, хоть убей. Нужен Чечин!

Люди уходят заснеженным лесом.
Манит, зовет их издалека
Дом над Казачкой, крыльцо под навесом,
Гиря пудовая вместо замка.
Стукнут приветливо двери избушки.
Окна заплачут в ладонях огня.
Здравствуй, Пудовка, здравствуй, старушка!
В гости к тебе привела нас лыжня.

Зимой я так и не побывала в Пудовке, хотя на лыжах по замёрзшей реке можно было быстрее добежать от зимней базы в «Зое», чем летом идти пешком по каменистым берегам. Вскоре и с туризмом пришлось расстаться: началась нелёгкая семейная жизнь, больницы, потом восстановление здоровья, потом увлеклась дачей - а где дача, там нет времени на туризм.

Но осталась мечта побывать в устье Казачки золотой осенью: надо всю тамошнюю красоту отснять с новым цифровым качеством, там каменные щёки. Шерстю интернет: нет ни рассказов, ни фоток этого удивительно красивого места в устье Казачки. Избушки теперь нет, не работает и зимняя база отдыха в Зое. Надо придумывать новый маршрут, новую базу и место для стоянки в тех местах.

***

Неожиданно нашла запись выступления Валерия Чечина в начале двухтысячных. Он спел девять своих песен, последняя из которых заканчивается, можно сказать, заветом:

image Click to view



«Чтоб наши тропы никогда не зарастали!»

***

А вот реинкарнация Пудовки! Пусть и не на прежнем месте, пусть с другим замком, зато с тем же названием, это частный гараж на участке одного из бывших туристов.



памятник Пудовке

А туристы уже не те, какими были мы. Мало ходят, много ездят на джипах, в сезон там всё заезжено и загажено.  В устье Сержихи построили банкетный коттеджик, где пьют водку под шашлык.

Но до устья Казачки им не доехать, туда только пешком, и без лишнего груза.

туризм, #туризм, хроники восьмидесятых, #всемвесна, Валерий Чечин, история, СССР

Previous post Next post
Up