Зимняя поездка на Байкал: тепло, солнечно и волшебно красиво. Это была первая моя встреча с Байкалом - именно зимой, когда на озере встал лёд. И к тому же на Кругобайкальской железной дороге, уникальном памятнике истории России.
зимний вечер на Байкале
17 февраля, пятница. Утром выехали в путешествие: маршруткой в Слюдянку, а дальше поездом по Кругобайкалке. Поезд этот известен как «Мотаня», мотается четыре раза в неделю по тупиковой ветке Слюдянка - порт Байкал и обратно. Когда-то это был участок Транссиба, но после заполнения Иркутского водохранилища часть дороги ушла под воду, и порт Байкал - последняя станция на этом отрезке. «Мотаню» здесь перецепляют, и он возвращается тем же путём в Слюдянку. Дорога теперь существует только как туристический объект, а на станциях и в посёлках строятся турбазы. Не знаю, как летом, а зимой ходит всего один вагон, и местные жители в нём помещаются. По сути - автобус на рельсах.
Три фото из окна поезда:
деревня на берегу
снег со льда сдувает ветер
скальный мыс
Я всю дорогу дёргалась: не пропустить бы свою остановку. Проводница меня успокоила: как увидите каменную стену, так на выход. Это оказалась знаменитая Итальянская стенка с галереями, как раз перед Шумихой. После неё - каменный мост через речку Шумиху, а следом сам посёлок. Кстати, речки тут две, сначала Малая Шумиха, за ней Большая Шумиха. Но зимой они мало заметны, я потом на схеме их увидела и сходила посмотреть.
Турбаза Шумиха
Да, кстати, эта поездка состоялась ровно десять лет назад, так что снимки уже исторические, возможно, кое-что изменилось с тех пор. Писали, что теперь там ходит другой поезд, который называется «РА» (рельсовый автобус), а местные жители сразу прозвали «рашкой».
поезд Мотаня
Мы приехали на базу отдыха (101-й километр) и пробыли там с пятницы по воскресенье. Начальник Шумихи предупредил, что тут бегает глухой пёс по кличке Сволоч (именно так, без мягкого знака), и он совершенно безвредный, чтобы мы не боялись Сволоча.
гостей встречает пёс Сволоч
пришли к своему коттеджу
Сняли часть коттеджа - комфортное помещение из двух комнат и кухни с печкой. В гостиной стоял телевизор и кресла, в кухне - «мойдодыр», электрочайник, микроволновка и шкафчик с посудой. Во второй половине нашего коттеджа - баня. Туалеты типа «сортир» чуть поодаль от коттеджей.
туалеты выше
В принципе, на два дня обитания всего этого достаточно. Кстати, на базе есть и столовая, но обеды надо заказывать, и это обойдётся дороговато. Зная об этом, питание мы привезли с собой, а разогреть еду - не проблема.
В каждом номере имеется иллюстрированная книга по истории Транссиба, я с интересом её прочитала в первый же вечер. А это схема Шумихи из нашего путеводителя.
схема достопримечательностей
В первый же вечер, пока солнце ещё светило, сходили на прогулку по льду залива. Продолбили прорубь ради питьевой воды, протоптали автографы на снегу, покувыркались в нём, и при этом экология Байкала осталась не нарушенной.
рыбацкие сети
сети
Подальше от берега - прорубь с питьевой водой:
прорубь
Как не поваляться на чистом снегу!
гимнастика
Можно и позагорать в тёплых лучах байкальского солнца:
загораю
прогулка по заснеженному льду
Со стороны озера просматривается железная дорога с Итальянской стенкой, куда мы пойдём завтра.
справа вдали - Итальянская стенка
вид на восток
скала с бородой
колокольцы
Возвращались на берег при вечерней заре, а небо и снег окрасились в розовые, сиреневые, зелёные тона, и даже в моей тени были какие-то цвета.
закат над Хамар-Дабаном
не просто пирамида, а памятный знак
текст не смогли разобрать
каждый поворот таит загадку
сколько цвета на белом снегу!
Не говоря уже о торосах, которые непонятно откуда вобрали в себя нежный аквамарин и светились изнутри.
всё это - разные стороны одной ледяной группы
там же
пингвин?
Но потом, в воскресенье, мы видели торосы ещё толще и голубее.
Здесь так красиво, что я фотографировала всё подряд, и фотографии в один рассказ не помещаются, продолжение будет
во второй части.
***