Джеймс Эрл Картер закончил свою карьеру во власти оглушительным провалом. Если забыли, то я напомню Вам, финальные аккорды правления 39-го президента США.
Несомненно, последней каплей терпения американского истеблишмента стала абсолютно провальная операция «Орлиный коготь», которая была проведена 24 апреля 1980 года вооружёнными силами США на территории Ирана с целью спасения 53 заложников из посольства США в Тегеране. Но перед этим были и другие «беды», например, революция в Иране, которую прозевали спецслужбы США и введённый Картером запрет на операции ЦРУ в Центральной Америке, что дало повод ведущим североамериканским СМИ заговорить о «полном крахе центральноамериканской политики США» и даже о «проигранной битве, которая приведёт к поражению в глобальном противостоянии между США и СССР». Много еще чего было. Недаром Р. Рейган, сменивший Дж. Картера сказал: «Рецессия - это когда ваш сосед теряет работу, депрессия - когда работу теряете вы, а выздоровление экономики - когда работу теряет Джимми Картер».
Но падение г-на Картера с вершин политического олимпа началось раньше. Кто же первый дал хорошего пинка президенту США?
Он ненавидел коммунизм. Особенно его проявления в СССР. Никаких дипломатических отношений с СССР до 1991 года! Не удивительно, что и СССР отвечал «взаимностью» ...
Исключение было сделано только для Кубы - он побывал там дважды, охарактеризовав Ф. Кастро как «единственного государственного деятеля, который никогда не говорил мне, что мне надо делать».
По сравнению с другими руководителями стран, о нем на русском языке информации чуть больше нуля, да и та в основном повторяется. А рассказать есть, о чем….
Итак, господа знакомьтесь - Омар Эфраин Торрихос Эррера , панамский государственный и военный деятель. Самый красивый генерал.
Будучи одним из самых образованных и всесторонне подготовленных высших офицеров страны, возглавил группу антиимпериалистически и националистически настроенных офицеров Национальной гвардии, совершивших 11 октября 1968 года бескровный государственный переворот. С 11 марта 1969 года - единственный в стране генерал.
При правлении этого генерала в стране:
- заработало более 50 филиалов крупнейших международных банков с суммой депозитов до 25-30 млрд долларов США;
- исчезли полиомиелит, дифтерия, малярия, жёлтая лихорадка, детская смертность упала в 2 раза;
- была установлен минимальная зарплата в промышленности, запрет на необоснованное увольнение и введена 13-я зарплата;
- был подготовлен Трудовой кодекс, гарантировавший стабильность трудовой занятости и право на забастовку, предоставивший расширенные права трудящимся и профсоюзам в отстаивании экономических требований и сокративший рабочую неделю до 40 часов, возможность участия в прибылях предприятий
- впервые в стране началось массовое жилищное строительство для низкооплачиваемых категорий населения.
- среднегодовой доход панамца стал выше, чем в любой стране Латинской Америки.
- на выборах в Национальную ассамблею 6 августа 1972 года при явке 89% избирателей сторонники О. Торрихоса получили 350 мест из 501. На первой сессии в октябре была принята конституция. Статья 277 была посвящена лично О. Торрихосу. В соответствии с ней он провозглашался Верховным Лидером панамской революции («'Lider Maximo de la Revolucion Panameña»), получал все права, традиционно предоставляемые президенту.
Омар Эфраин Торрихос Эррера любил свой народ, и народ отвечал ему взаимностью. Однажды «диктатор», так называли его западные средства массовой информации, отправился с неофициальным визитом в Мексику. Во время его отсутствия случился военный переворот, подготовленный ЦРУ. Торрихос тайно вернулся в Панаму и прошел до столицы победным маршем. За время движения к нему примкнули 100 тысяч панамцев.
Самой сокровенной мечтой мятежного полковника была передача Канала под юрисдикцию Панамы.
Сколько сил и нервов потратил генерал, и каким способом панамец заставил США подписать этот договор, остается только догадываться.
Первоначально Торрихос делал ставку на переговоры, но скоро убедился, что США ни на какие уступки не идут. Не удалось договориться даже об увеличении отчислений Панаме от доходов за судоходство по каналу.
И тогда генерал взял курс на подготовку к военному решению вопроса. Он создал новые воинские подразделения - спецчасти «дикие вепри». Они были подготовлены не только к обычной, но и к партизанской войне. В сельве и горах создавались склады оружия, боеприпасов и продовольствия. В 1976 г. Торрихос публично изложил свои планы: «Столицу мы сможем удержать двое суток. Зато легко выведем из строя канал. Взорвем Гатунскую плотину, и вода вытечет в Атлантику. Брешь в плотине можно заделать за несколько дней, но чтобы канал вновь заполнился водой, понадобится очень много времени.
Тем временем будет идти партизанская война. По одну сторону от Зоны до самой костариканской границы тянутся горы, а по другую, до границы с Колумбией, - непроходимая сельва. Мы продержимся в горах и сельве года два, - достаточно долго, чтобы вызвать возмущение во всем мире и протесты в самих Соединенных Штатах».
Публичные заявления Торрихоса о готовности к войне многие сочли блефом, но только не американская военная разведка. Она обнаружила, что подразделения «диких вепрей» начали покидать свои лагеря и выдвигаться к Зоне канала. Тогда же Пентагон представил президенту Картеру доклад, в котором делался вывод о том, что для защиты канала потребуется не менее ста тысяч солдат, а партизанская война приобретет длительный и изматывающий характер.
В США подсчитали, что для эффективного ведения войны в Панаме им придется задействовать около 100 тыс. человек. Второй Вьетнам, причем под носом у налогоплательщиков, вашингтонская администрация себе позволить не могла.
Торрихос «просчитал» Картера и понял, что такой слабый президент США, находка для заключения нужного ему договора. Так это или нет, неизвестно, но в сентябре 77-го г. в Вашингтоне состоялось подписание долгожданного договора. С 1 января 2000 г. канал передавался Панаме. Панамцам передавались все порты, города Кристобаль и Бальбоа.
Потерять стратегически важный канал путем подписания договора, для США это было больше, чем шоком.
Было ясно, что Торрихос становится поперек дороги весьма могущественным силам. Не могли простить пережитого унижения и Соединенные Штаты, в американской печати писали о «крайне агрессивной, левоэкстремистской диктатуре Омара Торрихоса». К тому же США хотели бы «скорректировать» уже подписанный договор, но пока у власти был Торрихос, это было невозможно. В 1980 г. на президентских выборах либерала Картера победил консерватор Рейган. Он принялся восстанавливать американские позиции в мире, пошатнувшиеся «после Вьетнама». Интересы внутренних и внешних сил, противостоящих генералу, совпали. Он был обречен. Генерал понимал, что при таком положении дел, его смерть - это вопрос ближайшего времени.
Известный английский писатель Грэм Грин, друг Торрихоса, в своей книге «Мое знакомство с генералом. История вовлеченности» (Grdham Green. Getting to know the General. The Story of an Involvement. London. 1984) пишет о том, что Торрихос тогда жил в ощущении неизбежной смерти. И он не ошибся в своих предчувствиях.
31 июля 1981 года самолёт DHC-6 Twin Otter, на котором летел Торрихос, разбился при загадочных обстоятельствах, погибли все семь человек, находившиеся на борту (2 пилота и 5 пассажиров).
Его брат, Моисес Торрихос в своём интервью мексиканской газете «Эксельсиор» заявил, что гибель его брата является делом рук ЦРУ США.
Бывший помощник и телохранитель Торрихоса, Хосе де Хесус Мартинес (пилот по специальности) в августе 1987 года в эфире панамской программы «Свидетели истории» сообщил, что считает смерть Торрихоса делом рук американцев. Он также сообщил, что навигационная система самолёта могла быть выведена из строя при подготовке к вылету.
______________________________________________________________________
Торрихос часто говорил: "Я не хочу войти в историю, я хочу войти в зону Канала". Генералу так и не довелось попасть туда живым.
Его тело принесли на гору Анкон, где к тому времени уже развивался национальный флаг Панамы. Здесь состоялось прощание народа с телом лидера освободительной революции.
Вторжение США в Панаму, началось 20 декабря 1989 года.
По количеству войск и боевой техники, вторжение США в Панаму являлось самой крупной воздушно-десантной операцией США, проведённой в период после окончания Второй мировой войны.
Общая численность войск, принимавших участие в операции, составляла 26 тыс. военнослужащих, на вооружении которых имелось более 100 единиц бронетехники (легкие танки M551 Шеридан на вооружении танкового батальона 82-й воздушно-десантной дивизии, БТР M113 на вооружении пехотных полков СВ США и БМП LAV-25 на вооружении подразделений Корпуса морской пехоты США), 140 орудий и миномётов (в том числе, 105-мм гаубицы), до 350 пусковых установок ПТУР.
В результате вторжения США правительство страны было свергнуто.
Американская операция прошла быстро и не вызвала международных осложнений. В СССР бушевала перестройка, как раз в это время Горбачев встречался с Бушем на Мальте. «Конфронтация» закончилась и США могли действовать свободно. Панамская армия серьезного сопротивления американскому вторжению не оказала, для партизанской войны в сельву отступать не стала. «Дикие вепри» были расформированы. А основная часть национальной гвардии либо разложилась, либо не хотела воевать за своих сомнительных руководителей. После успешного завершения американского вторжения прошли новые выборы. Вновь избранное панамское руководство в числе прочего заявило, что не будет возражать против присутствия американских войск в районе Панамского канала и после 2000 года.