Sep 07, 2012 15:15
В книге Даймонда "Коллапс" подробно, в нескольких главах, разбирается гибель норвежских колоний В Гренландии.
Самое интересное в этой истории, что этой гибели можно было бы избежать, если бы гренладнские колонисты не воспроизводили образ жизни норвежцев и исландцев, не подходящий для Гренландии. Если сравнить викингов с инуитами, которые в то же вели свою колонизацию Гренландии, то сравнение потрясает. Инуиты носили подходящую для местного климата одежду, викинги копировали норвежскую моду. Инуиты изобрели каяк, викинги плавали на деревянных кораблях (это с учётом того, что дерева в Гренландии нет, и его приходилось добывать с тяжким звероподобным рвением; именно в поисках корабельного леса гренландцы добрались до Америки). Инуиты охотились на китов, постоянно живущие под угрозой голода викинги довольствовались случайно выброшенными на берег тушами. Инуиты добывали всех тюленей, которые водятся в Гренландии, викинги только тех, кого добыть проще всего. А мясо викинги предпочитали получать, разводя коров, овец и коз в климате, совершенно не подходящем для скотоводства.
И без того скромные материальные и трудовые ресурсы активно тратились на возведение церквей. С материка испортровались в основном предметы культа и роскоши, за которые платили шкурами белых медведей и моржовым клыком. Экспедиции по их добыче были одним из самых опасных и трудозатратных занятий для колонистов.
Причем они его (образ жизни) не только настойчиво воспроизводили, но даже ухудшали. Например, гренландцы по до сих пор неизвестным причинам, не ловили и не ели рыбу, которая на Гренландии один из самых обширных и доступных пищевых ресурсов. Инуиты, разумеется, рыбу ловили и ловят.
Мы сейчас можем точно сказать, что изменить свой образ жизни и перенять у инуитов их открытия было объективным интересом викингов. Потому что не сделавшие этого гренландские викинги вымерли, в отличие от тех самых инуитов. С материалистической точки зрения, разумеется. Возможны ведь и другие: например, что объективным интересом гренландцев было сохранить христианскую веру и избежать смешения с язычниками, чего они с успехом и добились.
В то же время стихийный социальный интерес викингов, состоящий в укреплении институтов существующего общества и своего в нём положения, тянул их в совершенно другую сторону. Разводить очень плохо подходящих для Гренландии коров было очень престижно, лучше подходящие овцы ценились меньше, ещё лучше подходящие козы - совсем низко. Стремление сохранить христианскую и европейскую идентичность заставляло их ориентироваться на норвежцев, а не инутов. По всей видимости, случайно сформировавшееся табу на рыбу (аналогичное случайно сформировавшемуся у евреев табу на свинину, которое отсутствовало у живущих рядом арабских и берберских племён) закрывало возможность справиться с голодом.
Мог ли викинг "осознать" свой объективный интерес? Вряд ли: относительно общества он не был объективным. Викинг, который начал бы одеваться как инуит или есть рыбу, скатился бы до положения парии. Изменения могли бы прийти только в форме политического проекта по спасению колонии. Причём столь масштабного, что "всем вернуться назад в Исландию" или "всем переселиться в Винланд" вполне могли выступать реальными альтернативами. Разумеется, в его необходимости и превосходстве над альтернативами гренландцев пришлось бы сначала убедить. Доказать им, что именно он представляет их стратегические интересы. Легко сделать это сейчас, когда знаешь, что гренландская колония вымерла от голода, холода, изоляции и стычек с инуитами.
Труднее было бы сделать это, находясь в Гренландии тогда. И я думаю, говорить гренландцам "да вы все просто тупые, вам Церковь и аристократия мозги промыли" - совершенно бесперспективная затея.
История,
Вопросы пропаганды,
Общество,
Социализм vs. Варварство